Прогнозирование развития образования (на примере РФ или субъекта РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - прогнозирование развитие системы образования на примере г.Владимира.
Исходя из цели, были обозначены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы прогнозирования системы образования;
- рассмотреть современное состояние системы образования на примере Владимирской области;
- рассмотреть прогнозные сценарии развития системы образования на примере Владимирской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы прогнозирования системы образования…..…5
1.1. Система образования как объект социального прогнозирования. Роль образования в социально экономическом развитии страны………….…5
1.2. Особенности развития современной системы образования Российской Федерации……………………………………………………...…..10
2. Современное состояние системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..24
2.1. Система прогнозных показателей развития системы образования. Методы прогнозирования системы образования…………………………...…24
2.2. Анализ современного состояния системы образования на примере г.Владимира …………………………………………………………………..…35
3. Прогнозные сценарии развития системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..44
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования развития системы образования на примере г.Владимира …………………………….…44
3.2. Прогнозирование показателей системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..48
Заключение………………………………………………………………..53
Список использованной литературы…………………………………….54

Файлы: 1 файл

К.Р. по ОСП Прогнозир разв обр-тема 12 Соловьева Д.С..doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

2.2. Анализ  современного состояния системы образования на примере г.Владимира

Деятельность  системы образования в г.Владимире  осуществляется  в соответствии с Конституцией РФ, законодательством  РФ, Владимирской области по вопросам образования,  нормативно – правовыми актами администрации района и отдела образования, настоящим Положением. Система образования района включает в себя муниципальные образовательные учреждения, орган управления системой образования района (отдел образования). Муниципальные образовательные учреждения  - это образовательные учреждения, находящиеся в собственности г.Владимира и финансируемые за счет муниципального бюджета.

Система образования  города включает 150 образовательных  учреждений: 44 общеобразовательные школы, 2 интерната, 1 вечерняя общеобразовательная школа, учебный комбинат № 2, которые осуществляют общеобразовательную и начальную профессиональную подготовку учащихся, 88 дошкольных образовательных учреждений (из них 87 муниципальных, 1 детский сад (№76) находится в ведомственном подчинении), 1 образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (прогимназия №73), 9 учреждений дополнительного образования, городской информационно-методический центр, 3 негосударственных образовательных учреждения.

Одним из приоритетных направлений деятельности является обеспечение гарантий доступности  населению прав на получение дошкольного  образования. С этой целью организуется работа по сохранению и расширению сети дошкольных образовательных учреждений. В дошкольных образовательных учреждениях воспитываются более 16 тыс. детей. Администрацией города принимаются меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений. Открыта одна дополнительная группа в ДОУ № 89. Дополнительно открыты группы общеразвивающей направленности для детей с 2 до 4 лет в 4-х ДОУ №№ 6, 31 ,62, 72 (на базе перепрофилированных групп). Одной из вариативных форм подготовки к школе является организация групп предшкольной подготовки на базе общеобразовательных учреждений. Открыты предшкольные группы на базе 2-х общеобразовательных школ №№ 37, 47. При ДОУ № 109 с 01.09.2011 функционирует одна семейная группа на базе квартиры (дополнительно 5 мест). Завершается реконструкция МДОУ №№ 10 (мкр. Энергетик). Планируется завершение строительства детского сада в Юго-Западном районе города на 135 мест.

Образовательный процесс организован для 28,6 тыс. учащихся муниципальных общеобразовательных  учреждений. Средняя наполняемость  классов в школах составляет 25 человек. Число учащихся, занимающихся в первую смену - 86,2%.

 Все общеобразовательные  учреждения города подключены  к сети Интернет. Количество учащихся  на один компьютер уменьшилось  до 11 учащихся (2010 - 20).

Большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. В 2011 учебном году по индивидуальному учебному плану приступили к обучению на дому 360 чел. В городе функционируют 17 специальных (коррекционных) классов VII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья (215 чел.), 6 классов компенсирующего обучения для часто болеющих детей (63 чел.), 3 специальных (коррекционных) класса II вида для 11 слабослышащих детей.

На базе средней  общеобразовательной школы № 11 продолжает работать пункт дистанционного обучения детей-инвалидов (33 ребенка-инвалида и 7 педагогических работников).

С целью повышения  уровня физической подготовленности учащихся в новом учебном году в 46 общеобразовательных  учреждениях введен третий час физической культуры для 98,7% учащихся, а в средней  школе №14 обучение 186 учащихся проводится по 4-х часовой программе.

Организовано  проведение Спартакиады среди учащихся по видам спорта (мини-футбол, легкоатлетический  кросс, волейбол и др.).

В общеобразовательных  учреждениях города в текущем  учебном году работает 201 спортивная секция, занятия которых посещает 4 181 учащийся.

Введены новые  государственные образовательные  стандарты в 125 первых классах всех 46 общеобразовательных учреждений, которые организуют обучение в классах  первой ступени. Введен Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в 4-х вторых классах гимназии № 23 (103 учащихся).

Обеспечены  условия для реализации способностей и наклонностей учащихся через организацию  системы вариативного образования.

Дополнительное  образование детей предоставляют 9 учреждений, которые являются составляющей единого образовательного процесса. Во Дворце детского (юношеского) творчества получают дополнительные образовательные услуги 4,5 тыс. детей и подростков.

Продолжаются  мероприятия по переходу общеобразовательных учреждений на финансово – хозяйственную самостоятельность, из 47 общеобразовательных учреждений 19 имеют самостоятельную бухгалтерию.

Сеть учреждений образования г. Владимира в 2011 - 2012 учебном году.

Система образования  города Владимира - это 150 образовательных учреждений различных видов и типов. Список всех общеобразовательных учреждений г. Владимира приведен на рисунке 1.

 

Рис.1. Список всех общеобразовательных учреждений г. Владимира

 

В целях сохранения системы образования г.Владимира и обеспечения гарантий  на получение гражданами доступного и бесплатного образования вводиться мораторий на приватизацию муниципальных образовательных учреждений. Деятельность образовательных учреждений, осуществление образовательного процесса в муниципальном образовательном учреждении регламентируются уставом учреждения.

Расходы на образование  из бюджета г.Владимира в 2010 году  составили 232742,6 тыс. рублей. Доля расходов на образование в общих расходах бюджета г.Владимира составила 37 % против 34,5 % в 2009 году. Повышение этого показателя связано с реализацией новых целевых программ:

  • МЦП «Безопасность общеобразовательных учреждений г.Владимира на 2009 – 2010 гг.»;
  • МЦП «Дети г.Владимира»;
  • РЦП «Русский язык на 2008 – 2010 гг.»;
  • МЦП «Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях г.Владимира на 2008 – 2010 гг.»;
  • ОЦП «Молодежь Владимирской области на 2008 – 2010 гг.».

Расходы на дошкольное образование  в 2009 г. составляют 28,81 % от общих расходов на образование (рис.2).

 

 

Рис.2. Состав расходов на образование г.Владимира в 2009 году

 

 

В 2008 году они  составляли 31,1 %. Снижение этого показатель обусловлено отсутствием  компенсации  части родительской платы за содержание ребенка в государственных и  муниципальных общеобразовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

На общее  образование в 2009 году расходы составляют 62,17 %, а в 2007 году – 63,25 % от общих расходов на образование (рис.3).


Рис.3. Состав расходов на образование г.Владимира в 2008 году

 

 

На выполнение функций по молодежной политике и  оздоровлению детей выделено в 2009 г. 973,1 тыс. рублей, а в 2007 году 1485,3 тыс. рублей.

Другие вопросы  в области образования занимают 8,6 % в 2009 году от общих расходов на образование, а в 2008 году 4,69 %. Такое повышение, как это было сказано выше, обусловлено реализацией новых целевых программ.

В целом расходы  бюджета г.Владимира на образование  в 2009 году превышают расходы 2008 года на 18 %.

Расходы на образование в 2010 году сформированы в размере 285829,1 тыс. рублей с приростом против 2009  года в 53086,5 тыс. рублей.

Расходы на дошкольное образование сформированы в сумме 88074,2 тыс. рублей (30,8 % от общих расходов на образование).

Расходы на общее  образование составляют 59,82 % от общих расходов на образование (170981,6 тыс. рублей). В 2009 году аналогичные расходы составляли 62,17 % от общих расходов на образование.

Молодежная  политика и оздоровление детей занимают 0,3 % от общих расходов на образование г.Владимира (в 2009 году - 0,4 %).

Другие вопросы  в области образования в сумме 25801,1 тыс. рублей составляют 9,03 % от общих  расходов на образование (рис.4).


Рис.4. Состав расходов на образование в г.Владимире в 2010 году

В 2009 году аналогичные расходы составляли 8,6 % от общих расходов на образование. Выделено больше средств на содержание учебно-методических кабинетов, централизованных бухгалтерий, групп хозяйственного обслуживания, учебных фильмотек, логопедических пунктов.

В связи с  финансовым кризисом, в составе расходов на образование ассигнования на содержание работников центрального аппарата учтены в сумме 3417,6 тыс. рублей, что меньше, чем в 2009 году, на 27,1 % и на 11 % меньше, чем в 2008 году.

Динамика расходов бюджета г.Владимира на образование за 2007 – 2010 г. г. представлена на рисунке 5.


 

Рис.5 Динамика расходов бюджета г.Владимира

на образование  за 2008 – 2010 гг.

 

 

Распределение ассигнований на образование из бюджета  муниципального образования г.Владимира за 2008 – 2010 г. г. представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение ассигнований на образование из бюджета  муниципального образования г.Владимира  за 2008 – 2010 г. г. (тыс. руб.)

 

Наименование

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Дошкольное  образование

61740,2

67058,3

88074,2

Общее образование

124709,1

144703,4

170981,6

Молодежная  политика и оздоровление детей

1485,3

973,1

972,2

Другие вопросы  в области образования

9237,7

20007,8

25801,1

ИТОГО

197172,3

232742,6

285829,1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прогнозные  сценарии развития системы образования на примере г.Владимира

 

3.1. Основные  проблемы и направления совершенствования развития системы образования на примере г.Владимира

Постановлением  администрации города Владимира  от 31.05.2011 № 694 утверждена ведомственная  целевая программа «Совершенствование организации питания учащихся образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2011-2013 годы». Горячим питанием обеспечены 22 477 учащихся, что составляет 80,2% учащихся.

В соответствии с постановлением администрации города от 10.08.2011 № 1873 «О проведении городского конкурса «Лучший класс года» объявлен 4-й городской конкурс.

В рамках долгосрочной целевой Программы в области  энергосбережения и повышения энергетической эффективности г.Владимира в 2010-2012 годах и на период до 2020 года освоено 5,9 млн руб. на приобретение и монтаж узлов учета тепловой энергии в 45 муниципальных учреждениях образования.

Продолжаются  мероприятия по переходу общеобразовательных  учреждений на финансово – хозяйственную  самостоятельность, из 47 общеобразовательных учреждений 19 имеют самостоятельную бухгалтерию.

Оказана поддержка   подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств  государственным образовательным  учреждениям начального  и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные программы 12ГОУ НПО «Профессиональное училище № 30» г.Владимир.

Подведены итоги  конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные  программы, победителями которого стали 13  школ города. Им будет перечислено из президентского фонда в общей сложности 17 миллионов рублей. Средства планируется направить на приобретение лабораторного и программно-методического оборудования, повышение квалификации педагогических работников, модернизацию материально-технической учебной базы.

Победителями  конкурса педагогов на получение  президентского гранта в 100 тысяч рублей стали 84 учителя в соответствии с  квотой, установленной Министерством  образования и науки РФ. Еще 39 лучших учителей получат денежное поощрение  (по 20 тыс. руб.) из областного бюджета.

Награждены 44 лауреата конкурсов талантливой молодежи.

Всем  общеобразовательным учреждениям  предоставлен доступ к образовательным  ресурсам через Интернет. Средства на эти цели предусмотрены в учебных  расходах.

Разработаны следующие  предложения по решению проблем бюджетного финансирования г.Владимира:

1. Необходимо  упорядочить бюджетное законодательство, в частности внести уточнения  в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие:

  • передачу права утверждения сводной сметы доходов и расходов учреждения, в том числе образовательного, руководителю этого учреждения;
  • включение бюджетополучателей в процедуру разработки бюджета. Это обусловлено тем, что действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных бюджетных учреждений, образовательных, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и др. факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;
  • пересмотр срока доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях до бюджетных учреждений и его увеличение до 30 дней с момента утверждения сводной бюджетной росписи расходов независимо от уровня бюджета;
  • доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях, объёмах доходов и расходов и лимитов бюджетных обязательств одной строкой;
  • предоставление права бюджетополучателям осуществлять расходование средств бюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их распределение по статьям экономической классификации. При этом финансирование также должно осуществляться одной строкой, а не постатейно, как это делается сейчас;
  • корректировку росписи расходов бюджета на основе фактически произведённых расходов в соответствии с кодами бюджетной классификации, предоставленными в бухгалтерском отчёте за конкретный отчётный период;
  • передачу утверждённой сметы доходов и расходов в течение одного дня со дня её получения бюджетным учреждением или со дня её утверждения руководителем организации (если такое право ему будет предоставлено);
  • компенсацию по решению судебных органов морального и материального ущерба бюджетному учреждению казначейством в размере, превышающем размер недофинансирования, повлекшего указанный ущерб;
  • сохранение за бюджетным учреждением остатка средств, обоснованно образовавшегося по состоянию на 31 декабря текущего года на счёте бюджетного учреждения; наделение руководителя бюджетного учреждения правом на установление порядка, сроков и целевого назначения расходования этого остатка, включая составление учреждением отдельной сметы расходования этих средств.

Информация о работе Прогнозирование развития образования (на примере РФ или субъекта РФ)