Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - прогнозирование развитие системы образования на примере г.Владимира.
Исходя из цели, были обозначены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы прогнозирования системы образования;
- рассмотреть современное состояние системы образования на примере Владимирской области;
- рассмотреть прогнозные сценарии развития системы образования на примере Владимирской области.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы прогнозирования системы образования…..…5
1.1. Система образования как объект социального прогнозирования. Роль образования в социально экономическом развитии страны………….…5
1.2. Особенности развития современной системы образования Российской Федерации……………………………………………………...…..10
2. Современное состояние системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..24
2.1. Система прогнозных показателей развития системы образования. Методы прогнозирования системы образования…………………………...…24
2.2. Анализ современного состояния системы образования на примере г.Владимира …………………………………………………………………..…35
3. Прогнозные сценарии развития системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..44
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования развития системы образования на примере г.Владимира …………………………….…44
3.2. Прогнозирование показателей системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..48
Заключение………………………………………………………………..53
Список использованной литературы…………………………………….54
3. Методология, основанная на циклично-генетических закономерностях развития, позволяет учитывать ритм цикличной динамики в экономике, генетические ограничения, пределы изменения наследственного генотипа при смене циклов, направления изменчивости систем для адаптации к переменам в окружающей среде.
Поэтому представляется,
что в качестве методологической
базы для долгосрочного
В процессе разработки прогнозов развития системы образования необходимо рассматривать объект прогнозирования и прогнозный фон как систему взаимосвязей и соотношений. Это требует знания закономерностей развития прогнозного фона. В этой связи можно выделить следующие закономерности развития прогнозного фона системы образования в начале XXI века:
― циклическое развитие мирового и национального хозяйства;
― увеличение удельного веса технологических способов производства V технологического уклада (ТУ) и закладка основ VI ТУ;
― ускоренное развитие сектора
технологического прорыва в сравнении
с сектором эволюционного
― возрастание роли науки как фактора повышения качества образования;
― непрерывное (ежегодное) увеличение затрат на образование, превышение темпов роста затрат на образование над темпами экономического роста, увеличение наукоемкости образования в развитых странах;
― наращивание процессов глобализации образования;
― ускорение процессов морального старения и обновления педагогических технологий;
― увеличение из года в год
разрыва в образовательном
Процесс разработки прогнозов развития системы образования должен включать в себя следующие этапы: аналитический, исследовательский, программный и организационный. Аналитический этап позволяет выявить состояние и тенденции развития объекта прогнозирования и сопоставить их с состоянием и тенденциями развития аналогичных объектов за рубежом. На этом этапе разработки прогноза определяются результаты будущего развития науки и образования, необходимые и желательные для достижения определенного уровня удовлетворения потребностей личности и конкретных потребителей образовательных услуг (работодателей). Результат исследовательского этапа - определение целей будущего научно-инновационного развития системы образования в виде научно-технической проблемы, подлежащей решению в течение прогнозируемого периода. На программном этапе определяются возможные пути достижения целей будущего развития системы образования, выявляются варианты достижения необходимых и желательных результатов, время и вероятность реализации этих вариантов. Организационный этап включает определение возможных вариантов распределения ресурсов и комплексов организационно-технических мероприятий, необходимых для достижения целей будущего развития системы образования, а также наиболее рациональных путей достижения этих целей. Этот этап завершает единый цикл прогнозного исследования, цель которого - предоставить информацию, способствующую повышению научной обоснованности управления образованием.
Для разработки прогнозов развития системы образования необходимо обосновать и выбрать небольшой круг обобщающих макропоказателей для расчетов и построения балансов по основным видам ресурсов. К основным признакам объекта прогнозирования системы образования следует отнести следующие:
1) сложности,
2) масштабности,
3) степень его детерминированности,
4) характер развития во времени,
5) степень информационной обеспеченности,
6) природа объекта.
В качестве объекта
Следует также
отметить, что задача прогнозирования
должна состоять не только в определении
приоритетов научно-
Поскольку прогнозирование представляет собой процесс соразмерения потребностей и возможностей, прогнозисту необходимо учитывать закономерности развития прогнозного фона в рамках конкретного национального хозяйства. Развитие российского образования происходит на фоне резких и достаточно непредсказуемых изменений макроэкономических показателей. Развал экономики неизбежно отражается на экономике образования в части сокращения платежеспособного спроса государства и частного сектора на рынке образовательных услуг. Это в свою очередь привело к снижению финансового обеспечения системы образования. Сокращение затрат на образование приводит к деградации и развалу образовательного уровня населения при формальных показателях роста доли лиц с высшим профессиональным образованием, кандидатов и докторов наук в структуре численности занятых в экономике, поскольку в таких условиях наблюдаются процессы сокращения численности и старения научных и педагогических кадров, ухудшения материально-технической базы науки и образования, снижения результативности научной деятельности.
Проводимая в последние годы политика ускоренного разгосударствления и приватизации общенародной собственности направлена на повышение роли частных предпринимательских структур и снижение роли государства в экономической жизни страны. В этой ситуации от инновационной активности предпринимательского сектора экономики сектора во многом будет зависеть развитие системы образования. Данное обстоятельство настоятельно требует разработки прогноза платежеспособного спроса предпринимательских структур на рынке образовательных услуг в условиях, когда государство сворачивает финансирование образования. При разработке такого прогноза необходимо учитывать результаты социологических исследований, из которых следует, что большинство руководителей российских предприятий индифферентны к науке и образованию.
Долгосрочное прогнозирование развития образования с учетом мировых тенденций должно осуществляться на началах партнерства государства, науки и образования. Государство для обоснования своей стратегически-инновационной функции в области образования нуждается в долгосрочном видении перспектив развития России на фоне мировых тенденций и включения страны в процессы глобализации. Поэтому федеральные и региональные органы государственной власти должны выступать в качестве генерального заказчика такого прогноза, финансировать его разработку и использовать полученные результаты. Разработчиком долгосрочных прогнозов может быть только наука - независимые в своих суждениях и оценках ученые высшей квалификации, владеющими знаниями о закономерностях развития общества и искусством предвидения дальнейшего хода событий.
Центральным звеном общего государственного прогнозирования научно-инновационного развития образования является выбор его приоритетных направлений. Общегосударственный подход здесь необходим потому, что по принцип самоокупаемости в данном случае вообще не должен применяться. По некоторым направлениям он существенно ограничен, и сроки окупаемости существенно превышают нормативные. Если сроки их окупаемости выходят за пределы 15-20 лет, то само понятие окупаемости становится условным.
Прогнозирование развития системы образования должно охватывать все основные направления развития науки и образовательных (педагогических) технологий. К числу объектов прогнозирования научно-инновационного развития системы образования следует отнести: приоритетные направления научно-инновационного развития; научно-технический потенциал; техническое перевооружение и модернизация материально-техническая базы отрасли; подготовка кадров; организационно-экономический механизм управления; качество и конкурентоспособность образовательных услуг.
Эффективность развития системы образования во многом определяется не только мощностью совокупного научно-образовательного потенциала страны, но и его оптимальным распределением между регионами, отраслями народного хозяйства. Результаты экономико-математического моделирования свидетельствуют о том, что максимум функции силы взаимодействия науки и образования достигается при условии «равновеликости» мощностей научно-технических потенциалов взаимодействующих объектов. Например, сила научно-технического взаимодействия отраслей с преобладанием продукций (работ, услуг) III и V ТУ практически равна нулю. Из сказанного следует необходимость разработки прогноза оптимального размещения научного и образовательного потенциала страны, его концентрации на приоритетных направлениях развития образования.
При разработке прогнозов развития системы образования должна быть собрана вся необходимая информация, причем информационный материал должен многократно пополняться и переоцениваться. Для построения прогностической модели следует использовать в совокупности статистические данные и экспертные (интуитивные) оценки. Поскольку для прогнозирования большинства показателей науки и образования неприменимы методы простой экстраполяции, входящие в модель переменные в своем большинстве представляют собой обоснованные интуитивные оценки и допущения. Причем степень неопределенности сведений, получаемых из такого рода оценок и допущений, возрастает по мере увеличения горизонта прогнозирования, сложности и масштабности решаемых научно-технических проблем. Вероятность того, что предсказанные события действительно наступят, зависит от качества экспертов, научной обоснованности ими оценок и допущений.
В настоящее
время объемы и перечень специальностей
и профессий, по которым готовят
молодых рабочих и специалистов
Прогнозирование
потребностей рынка труда в этих
условиях рассматривается как важная
составная часть маркетинговой
информации, необходимой для разработки
мероприятий по регулированию и
контролю за изменениями рынка
Составление перспективных
балансов спроса и предложения рабочей
силы выступает основным компонентом
механизма управления кадровым потенциалом
региона, важной составляющей эффективной
модели организационно-экономического
взаимодействия региональных систем профессионального образования
и рынков труда. Но, как правило, прогнозы
и программы экономического развития,
подготавливаемые в субъектах РФ, строятся
на сведениях, полученных от органов государственной
статистики и отражающих структуру занятости
лишь в отраслевом разрезе. Имеющиеся
сейчас статистические данные не позволяют
оценить динамику занятости в разрезе
профессионально-
В основу разработки методики были положены следующие базовые идеи:
1. Поскольку
прогнозирование кадровых
2. Как показал
анализ существующих подходов
к разработке среднесрочных
3. В качестве
дополнительных методов
- вторичный анализ статистических данных и выявление трендовых тенденций в сфере занятости;
- анализ программ и проектов социально-экономического развития региона;
- анализ планов и программ инвестиций в реальный сектор экономики региона;
- анализ демографической статистики.
Необходимость использования дополнительных методов обусловлена, как показывает опыт апробации методики, определенным фоном субъективности оценок работодателями перспектив развития своего предприятия.
4. В качестве основного метода сбора информации следует использовать прямой опрос работодателей региона, так как структуры текущей и перспективной занятости даже на однородных предприятиях имеют существенные различия. При таком подходе можно частично нивелировать фактор взаимозаменяемости специалистов, поскольку о конкретной специфике структуры занятости непосредственные руководители предприятий (служб по персоналу) осведомлены достаточно хорошо. В этом отличие предлагаемой методики от методологии, разработанной, например, Национальным управлением образования Финляндии.
5. Принципиально
важным для формирования
Информация о работе Прогнозирование развития образования (на примере РФ или субъекта РФ)