Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - прогнозирование развитие системы образования на примере г.Владимира.
Исходя из цели, были обозначены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы прогнозирования системы образования;
- рассмотреть современное состояние системы образования на примере Владимирской области;
- рассмотреть прогнозные сценарии развития системы образования на примере Владимирской области.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы прогнозирования системы образования…..…5
1.1. Система образования как объект социального прогнозирования. Роль образования в социально экономическом развитии страны………….…5
1.2. Особенности развития современной системы образования Российской Федерации……………………………………………………...…..10
2. Современное состояние системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..24
2.1. Система прогнозных показателей развития системы образования. Методы прогнозирования системы образования…………………………...…24
2.2. Анализ современного состояния системы образования на примере г.Владимира …………………………………………………………………..…35
3. Прогнозные сценарии развития системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..44
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования развития системы образования на примере г.Владимира …………………………….…44
3.2. Прогнозирование показателей системы образования на примере г.Владимира ……………………………………………………………………..48
Заключение………………………………………………………………..53
Список использованной литературы…………………………………….54
Материально-техническое обеспечение предполагает организацию работ по строительству новых и капитальному ремонту действующих образовательных учреждений (ОУ) и лечебно-оздоровительной инфраструктуры, обеспечении учебного процесса учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, средствами информатизации, учебниками, учебной мебелью, а также на основе специально разработанных нормативов с учетом специфики уровня образования.
Кадровое обеспечение системы образования должно быть нацелено на организацию профессиональной подготовки и переподготовки персонала для ОУ, в том числе в системе послевузовского профессионального образования.
1.2. Особенности
развития современной системы
образования Российской
Образование в Российской Федерации - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В 2006 году было 1,3 млн. выпускников школ. К 2012 году, по прогнозу 2009 года Министра образования и науки России Андрея Фурсенко, количество выпускников школ в России может сократиться до 700 тыс1.
Объём валовой добавленной стоимости в российской системе образования - 1,05 трлн. руб. (2009 г.). Государственные расходы на образование в 2005 году составляли 3,8 % ВВП, в 2006 году - 3,9 % ВВП. Частные расходы на образование в 2006 году составляли 0,7 % ВВП. Совокупные расходы на образование в 2006 году составляли 4,6 % ВВП, в 2007 году - 4,8 % ВВП.
В 2008 году среднегодовая численность занятых в сфере образования в России составляла 5,98 млн. человек2.
В ноябре 2010 на заседании президиума правительства РФ, В. Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011-2015 годах будет выделено 137 миллиардов рублей: в рамках этой программы серьезные средства будут направлены на поддержку одаренных детей, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. Кроме этого, в рамках программы будет продолжено обновление материально-технической базы федеральных вузов.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года3 и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании»4 и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»5.
Образование начинается еще в дошкольных учреждениях, в которых ведется подготовка детей к поступлению в школу, лицей или гимназию. Объем информации расширяется с каждым годом, что увеличивает нагрузку на детей в учебных заведениях. Поэтому необходимо дать фундаментальные знания на раннем этапе развития ребенка.
Особое внимание
в дошкольном учебном заведении
уделяется физическому и
В возрасте семи
лет ребенок поступает в
Еще два класса в общеобразовательной школе, лицее или гимназии дают полное среднее образование и соответствующий аттестат. После окончания одиннадцати классов человек имеет возможность поступить в высшее учебное заведение, техникум или колледж. Диплом об окончании профессионально-технического учебного заведения тоже дает такую возможность.
В ближайшее время планируется ввести обязательное одиннадцатилетнее образование для всех.
В России введена новая многоуровневая система высшего образования:
- первая ступень - неполное высшее со сроком обучения 2 года;
- вторая ступень - базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года;
- третья ступень – «дипломированный специалист» со сроком обучения 5 лет и «магистр» со сроком подготовки 6 лет6.
По окончании первых четырех лет студент получает степень бакалавра и может приступить к работе в любой отрасли, где необходимо полное высшее образование. Узкую специализацию можно получить на рабочем месте или в условиях учебного заведения, если проучиться еще один год. Пятилетнее высшее образование дает квалификацию «дипломированный специалист».
Если у учащегося есть тяга к научной деятельности, то после шести лет обучения он может получить степень «магистра». Это дает возможность поступить в аспирантуру и получить докторскую степень. Данный путь является основой получения высококвалифицированных научных специалистов в России.
Если учащийся закончил обучение через четыре года и вышел на работу, то впоследствии он может в любое время продолжить свое обучение. Это не будет считаться вторым высшим образованием, зато даст возможность получить диплом магистра по любой выбранной специальности.
Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
- преодоление социально–экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
- создание основы для устойчивого социально–экономического и духовного развития России.
Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.
Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.
Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально–экономического и духовного развития России.
Государственно-политические
и социально-экономические
В результате обсуждений, широко
развернутых на конференциях и совещаниях,
проведенных Министерством
2005 год ознаменован новым шагом в развитии российского образования - реформа образования объявлена национальным проектом. Ускорить начавшиеся процессы модернизации Российского образования призван, провозглашённый Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, Приоритетный Национальный Проект "Образование" (ПНПО), целью которого является:
- ускорение процессов
модернизации российского
- обеспечение комплекса
мер по реализации
- достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
Проект направлен на осуществление системных изменений по основным направлениям развития образования России и призван эффективно содействовать становлению гражданского общества и современного образовательного менеджмента.
В 2006 году вступила в силу Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. Разработка ФЦПРО связана с окончанием в 2005 году Федеральной программы развития образования 2002 года, а также с укрупнением самой программы за счет ее интеграции с ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» и рядом ведомственных программ. Программа была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г.
На основании решений, принятых на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 года, Министерство образования и науки Российской Федерации организовало работу по формированию современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Проект Модели широко обсуждался на августовских мероприятиях 2008 года.
2 сентября 2008 года на коллегии
МОН РФ о поэтапном внедрении
модели на период до 2012 года
доложил И.М. Реморенко в
11 ноября 2010 на
заседании Президиума
Далее Постановлением Правительства РФ 07 февраля 2011 утверждена Федеральная целевая программа на 2011-2015 годы8. Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Планируется, что
в России будут разработаны и
внедрены новые досуговые и
Согласно программе значительная часть государственных услуг в сфере образования будет предоставляться россиянам в электронном виде, будут внедрены процедуры независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов.
B стратегической перспективе образование рассматривается как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства.
Облик современной российской системы образования к 2020 году представляется следующим:
1. Дошкольное образование.
В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышения качественных результатов начального образования.
Предшкольное образование (4–6 лет) существует, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится порой как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад.
Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.
При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей.
Конкретными вариантами
новой схемы могут быть группы
дошкольного образования при
общеобразовательных
Уже в возрасте 3–6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей-педагогов. В России до сих пор работа воспитателей рассматривается скорее с точки зрения присмотра за детьми. В ближайшие четыре года необходимо провести модернизацию технологий дошкольного образования, а затем за четыре-пять лет – переподготовку воспитателей.
Информация о работе Прогнозирование развития образования (на примере РФ или субъекта РФ)