Происхождение теории М. Вебера и К.Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить понятие «капитализм» в трудах М.Вебера и К.Маркса.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть теории происхождения «капитализма» в трудах социологов: К.Маркса и М.Вебера;
Выяснить особенности «капитализма»;
Показать значение «капитализма» в трудах современных ученых.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Происхождение теории М. Вебера и К.Маркса……………………….5
Возникновение и развитие идей М.Вебера…………………………..…...5
Возникновение и развитие идей К.Маркса……………………………….8
Глава 2. Развитие «капитализма» современными представителями…………10
2.1. Сравнение теорий Вебера и Маркса……………………………………….10
2.2.Применение теорий М.Вебера и К.Маркса другими учеными…………...20
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Kate.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Происхождение теории М. Вебера и К.Маркса……………………….5

    1. Возникновение и развитие идей М.Вебера…………………………..…...5
    2. Возникновение и развитие идей К.Маркса……………………………….8

Глава 2. Развитие «капитализма» современными представителями…………10

2.1. Сравнение теорий Вебера и Маркса……………………………………….10

2.2.Применение теорий М.Вебера и К.Маркса другими учеными…………...20

Заключение…………………………………………………………………….....32

Список использованной литературы……………………………………….…..36 

Введение

 

Обращение к данной теме курсовой работы объясняется вспыхнувшим интересом общественных наук к проблеме генезиса капитализма, его своеобразия и особенностей.

  Хронологические рамки исследования выбраны не случайно. В конце XIX – начале XX века получили распространение многие из тех явлений экономической и политической жизни, которые с большими трудностями возрождаются теперь. Рубеж веков называют «золотым веком российского предпринимательства».

 Проблему генезиса капитализма в истории становления социологии связывают с именами таких ученых как М.Вебер и К.Маркс.

Что же такое капитализм? Капитализм  - (capitalism), организация общества, основанная на общественном характере производства и частной форме присвоения его результатов и контроле над средствами производства. Термин появился в общественных науках сравнительно недавно. Введен в обращение марксистами. Маркс писал о капиталистическом способе производства и буржуазном обществе. Как термин наиболее распространен в сфере политики, хотя это неизбежно приводит к его разночтениям. На этом основании Макс Вебер показывает, как этот «дух капитализма» трансформирует «традиционалистские» способы экономической деятельности («Протестантская этика и дух капитализма»). Рабочий-традиционалист не считает максимизацию ежедневной оплаты труда своей первостепенной целью, предпочитая работать ради сохранения привычного уклада жизни. Основами деятельности капиталистического предприятия, напротив, являются рациональная реорганизация производства и исключительное стремление к увеличению его эффективности. Вебер полагает, что «дух капитализма» обязан своим происхождением этике кальвинизма (Кальвин), хотя он и не развивает это положение. Следовательно, капитализм в меньшей степени результат технологического прогресса, чем следствие распространения капиталистического предпринимательства. В «Общей экономической истории» Вебер рассуждает о развитии капитализма в постфеодальной Европе, выделяя его характерные черты, аналогичные описанным Марксом. Рациональный расчет способствует развитию капиталистической экономической системы, при которой рабочие, получающие зарплату, свободно и законно продают свой труд; ограничения по экономическому обмену на рынке сняты; технологии разрабатываются и организуются на основе рациональных принципов; существует четкое разграничение понятий дома и рабочего места. Более того, капитализм позволяет укрепить юридическую форму делового партнерства, расширить систему общественного кредитования и торговли, а также создавать производственные, а не только торговые предприятия. Капитализм характеризуется рациональной организацией общественной жизни, дальнейшее развитие бюрократии неизбежно. Следовательно, капитализм развивается в условиях социальной борьбы между буржуазией и рабочим классом. Его исторической предпосылкой была концентрация собственности у правящего класса и, как следствие, «это проклятое» появление класса неимущих, для которых продажа своего труда - единственный источник существования. Различие между продажей труда и рабочей силой (способности производить), утверждает Маркс, является главным для понимания того, что вся прибыль получается за счет неоплаченного, а потому эксплуатируемого труда рабочего.

   Объектом курсовой работы выступают труды К.Маркса и М.Вебера, посвященные капиталистическим отношениям.

Предметом исследования являются концепции возникновения «Капитализма».

Цель работы изучить понятие «капитализм» в трудах М.Вебера и К.Маркса. 

В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

  • Рассмотреть теории происхождения «капитализма» в трудах социологов: К.Маркса и М.Вебера;
  • Выяснить особенности «капитализма»;
  • Показать значение «капитализма» в трудах современных ученых.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава 1.  Происхождение теории М. Вебера и К.Маркса

 

    1. Возникновение и развитие идей М.Вебера

 

Макс Вебер (1864-1920) - философ, социолог и экономист. М Вебер взял на себя решение задачи осмысления всего, что было наработано трудами немецких мыслителей 18-19 вв. в области развития человеческих сообществ. Макс Вебер в наибольшей степени из всех свободен от предвзятостей национализма и односторонностей «исторического метода».

 В первых своих работах Макс Вебер настаивал на том, что одного лишь описания исторической науке недостаточно. Он выдвинул концепцию так называемых идеальных типов. Это инструмент анализа прошлого, который позволяет разбираться в нагромождении фактов и свидетельств, выстраивать материал, находить закономерности и делать обобщения.

 Наибольший след в науке оставили исследования Макса Вебера в области влияния Реформации на хозяйственный перелом в Европе в 15-16 вв. В центре этих исследований находится его работа «Протестантская этика и дух капитализма»1. К этому циклу принадлежит и большая работа «Хозяйственная этика мировых религий»2, над которой он работал до конца своих дней.

 Он утверждает, что целая эпоха может быть названа типично капиталистической лишь в том случае, когда покрытие потребностей капиталистическим путём совершаются в таком объёме, что уничтожением этой системы пропала бы возможность их удовлетворения вообще. Однако капиталистический способ удовлетворения потребностей присущ только европейскому Западу и лишь со второй половины 19 столетия.

 Вебер выделяет несколько  предпосылок зарождения и возникновения капитализма, из которых расчёт капитала, как норма для всех крупных промышленных предприятий, является одной из главных предпосылок. Другие предпосылки:

1. Присвоение автономными  частными промышленными предприятиями  свободной собственности на вещевые средства производства.

2. Вольный рынок, т.е. освобождение  рынка от нерациональных стеснений  обмена (например, от сословных ограничений).

3. Рациональная техника, как производства, так и обмена.

4. Рациональное, т.е. твёрдо  установленное право. Чтобы капиталистический порядок мог функционировать рационально, хозяйство должно опираться на твёрдые правовые нормы суда и управления.

5. Свободный труд наличие  таких людей, которые не только  имеют право свободно продавать  на рынке свою рабочую силу, но и экономически вынуждены к этому.

6. Коммерческая организация  хозяйства, в том смысле, что установление  прав участия в предприятиях и прав на имущество регламентируется широким применением ценных бумаг. 3

 Кроме всех этих  предпосылок развития современного капитализма, появляется ещё один момент, а именно спекуляция. Как определяет Вебер - спекуляция - проникновение в крупные предприятия чуждых интересам производства мотивов4.

 Спекуляция приобретает  значение с того времени, когда  капитал выливается в форму свободно передаваемых ценных бумаг. Её развитию сопутствуют крупные кризисы во всей хозяйственной жизни, ею же и вызванные.

А как повлияла колониальная политика на возникновение современного капитализма? Вебер отмечает, что приобретение европейскими государствами колоний привело к накоплению колоссальных богатств. Средствами такого накопления явились монополизация колониальных продуктов, а также права снабжения колоний, т.е. как вывоза товаров в колонии, так и доходов, получаемых от транспортировки товаров из метрополии в колонию и обратно. К этим средствам относится и торговля невольниками, для работы на плантациях. Данный момент нельзя ни отнести к одному из факторов обогащения, так как этот вид промысла оказался весьма значительным.

  Вебер выделяет две основные особенности западного капитализма:

1. западный капитализм создал покоящуюся на расчёте, рациональную организацию труда, которой раньше нигде не встречалось. «Торговля существует повсюду, во все времена – она восходит к каменному веку; точно так же в самые различные эпохи и в разных странах мы встречаем финансирование на военные нужды, казённые поставки, откупа, аренду должностей и т. д. Но нигде не видим мы рациональной организации труда…»5;

2. уничтожение различий между внутренним и внешним хозяйством, внутренней и внешней моралью, проведение принципа торговли и во внутреннем хозяйстве и соответствующая организация труда.

Согласно выше изложенному, можно сделать вывод о том, что одной из главных предпосылок зарождения и возникновения капитализма является расчет капитала. Согласно М.Веберу, составляющей капитала является спекуляция. И она имеет свое значение при переходе капитала в форму свободно передаваемых ценных бумаг. Накоплению колоссальных богатство способствовало приобретение европейских государствами колоний.

 

1.2. Возникновение и развитие идей К.Маркса

 

Карл Маркс (1818г.-1883г.) - немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм».

Работы Маркса сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы.

Для понимания основных идей Маркса следует, прежде всего, иметь в виду, что по своему первоначальному образованию и способу мышления Маркс был философом. Примерно до 1848 года (то есть до 30 лет) он развивался почти исключительно как философ и как журналист. Политической экономией он стал заниматься уже после 30 лет (примерно с 1850 года) и подходил к ней с методологических позиций философа.

Как философ К. Маркс сформировался под влиянием работ Г. Гегеля. В основе идей Гегеля лежало противопоставление «субъективного духа» (отдельного человека), «объективного духа» (системы существующих условий и условностей, которые налагают на человека ограничения в его возможностях) и «абсолютного духа» (в терминах религии - «бога», в терминах Платона - «идеи», а в терминах неоплатоников - «единого»).

Гегель считал, что в движении своей мысли человек может подняться с уровня своего субъективного мышления на уровень абсолютного умозрения, преодолевая систему объективных ограничений. Это движение Гегель именовал «феноменологией духа», а логику и закономерности этого движения - «диалектикой»6.

На взгляды Карла Маркса оказали заметное влияние идеи материализма, в частности идеи Людвига Фейербаха. Маркс пошёл дальше по пути творческой переработки (или, выражаясь немецким философским термином, «критики») Гегеля - он предложил поставить на место умозрительного «абсолютного духа» конкретные понятия и явления - общество, государство, науку и т. п.

Общество, а не бог, является более высокой стадией развития отдельного человека. Чтобы познать и улучшить мир, нужно познать и улучшить свое общество7. Совершая эту «философскую революцию», он нашёл союзника в лице Ф. Энгельса.

Маркс и Энгельс не выделяли в качестве сколько-нибудь существенных общественных противоречий ни различие языков и культур, ни территориальную разобщенность людей. Современное им экономическое и социальное развитие показывало, что все эти противоречия быстро и успешно преодолеваются, в то время как выявленное ими, ключевое по их мнению, противоречие - в отношении к средствам производства и в распределении произведённого продукта - напротив, очень быстро усиливается8.

Вся дальнейшая теоретическая и практическая деятельность Маркса была посвящена изучению вопроса противоречий в обществе, вызванных отношением собственности.

Наиболее полно идеи Маркса были изложены в его фундаментальном труде «Капитал. Критика политической экономии»9.

Практические последствия работ Маркса огромны. Ещё при его жизни возник марксизм. Однако практическая политика, ссылающаяся на идеи и лозунги Маркса, часто сильно расходилась со взглядами Маркса на конкретные проблемы.

 

Глава 2. Развитие «капитализма» современными представителями

 

2.1. Сравнение теорий  М. Вебера и К. Маркса

 

Основным предметом веберовских исследований является капитализм. Причем капитализм, взятый не в одном измерении, а в его культурно-исторической целостности, воплощающей в себе все многообразие его измерений. В этом плане термин «капитализм» у Вебера предстает не просто как политэкономическое понятие, как оно, в основном, представлялось ранее, а как культурно-социологическое.

Современный капитализм, согласно теории Вебера, – это неизбежное следствие исторического развития Европы, и пути назад, к патриархальным

общественным структурам и ценностям, нет. Исследуя генезис капитализма, Вебер определил для себя центральную проблему: «происхождение буржуазного производственного капитализма с его рациональной организацией свободного труда»10.

Исходя из своей основной задачи, М. Вебер оставил изучение столь притягательной для него фигуры буржуа – предпринимателя ради анализа

капитализма в целом как «эпохально-культурного» явления истории11. Он дал генезис и глубокий анализ взаимосвязанных религиозных, экономических, политических и иных структур, образующих особый феномен – западноевропейский капитализм как культурно-историческую ценность. Для него европейский капитализм – это образ жизни, имеющий свою нравственную значимость, но одновременно и образ мышления, особая логика, корни которой уходят в европейскую античность12.

Историческое и теоретическое познание общего культурного значения

Информация о работе Происхождение теории М. Вебера и К.Маркса