Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:13, курсовая работа
Цель работы изучить понятие «капитализм» в трудах М.Вебера и К.Маркса.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть теории происхождения «капитализма» в трудах социологов: К.Маркса и М.Вебера;
Выяснить особенности «капитализма»;
Показать значение «капитализма» в трудах современных ученых.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Происхождение теории М. Вебера и К.Маркса……………………….5
Возникновение и развитие идей М.Вебера…………………………..…...5
Возникновение и развитие идей К.Маркса……………………………….8
Глава 2. Развитие «капитализма» современными представителями…………10
2.1. Сравнение теорий Вебера и Маркса……………………………………….10
2.2.Применение теорий М.Вебера и К.Маркса другими учеными…………...20
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список использованной литературы………………………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Происхождение теории М. Вебера и К.Маркса……………………….5
Глава 2. Развитие «капитализма» современными представителями…………10
2.1. Сравнение теорий Вебера и Маркса……………………………………….10
2.2.Применение теорий М.Вебера и К.Маркса другими учеными…………...20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….…..
Введение
Обращение к данной теме курсовой работы объясняется вспыхнувшим интересом общественных наук к проблеме генезиса капитализма, его своеобразия и особенностей.
Хронологические рамки исследования выбраны не случайно. В конце XIX – начале XX века получили распространение многие из тех явлений экономической и политической жизни, которые с большими трудностями возрождаются теперь. Рубеж веков называют «золотым веком российского предпринимательства».
Проблему генезиса капитализма в истории становления социологии связывают с именами таких ученых как М.Вебер и К.Маркс.
Что же такое капитализм? Капитализм - (capitalism), организация общества, основанная на общественном характере производства и частной форме присвоения его результатов и контроле над средствами производства. Термин появился в общественных науках сравнительно недавно. Введен в обращение марксистами. Маркс писал о капиталистическом способе производства и буржуазном обществе. Как термин наиболее распространен в сфере политики, хотя это неизбежно приводит к его разночтениям. На этом основании Макс Вебер показывает, как этот «дух капитализма» трансформирует «традиционалистские» способы экономической деятельности («Протестантская этика и дух капитализма»). Рабочий-традиционалист не считает максимизацию ежедневной оплаты труда своей первостепенной целью, предпочитая работать ради сохранения привычного уклада жизни. Основами деятельности капиталистического предприятия, напротив, являются рациональная реорганизация производства и исключительное стремление к увеличению его эффективности. Вебер полагает, что «дух капитализма» обязан своим происхождением этике кальвинизма (Кальвин), хотя он и не развивает это положение. Следовательно, капитализм в меньшей степени результат технологического прогресса, чем следствие распространения капиталистического предпринимательства. В «Общей экономической истории» Вебер рассуждает о развитии капитализма в постфеодальной Европе, выделяя его характерные черты, аналогичные описанным Марксом. Рациональный расчет способствует развитию капиталистической экономической системы, при которой рабочие, получающие зарплату, свободно и законно продают свой труд; ограничения по экономическому обмену на рынке сняты; технологии разрабатываются и организуются на основе рациональных принципов; существует четкое разграничение понятий дома и рабочего места. Более того, капитализм позволяет укрепить юридическую форму делового партнерства, расширить систему общественного кредитования и торговли, а также создавать производственные, а не только торговые предприятия. Капитализм характеризуется рациональной организацией общественной жизни, дальнейшее развитие бюрократии неизбежно. Следовательно, капитализм развивается в условиях социальной борьбы между буржуазией и рабочим классом. Его исторической предпосылкой была концентрация собственности у правящего класса и, как следствие, «это проклятое» появление класса неимущих, для которых продажа своего труда - единственный источник существования. Различие между продажей труда и рабочей силой (способности производить), утверждает Маркс, является главным для понимания того, что вся прибыль получается за счет неоплаченного, а потому эксплуатируемого труда рабочего.
Объектом курсовой работы выступают труды К.Маркса и М.Вебера, посвященные капиталистическим отношениям.
Предметом исследования являются концепции возникновения «Капитализма».
Цель работы изучить понятие «капитализм» в трудах М.Вебера и К.Маркса.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Происхождение теории М. Вебера и К.Маркса
Макс Вебер (1864-1920) - философ, социолог и экономист. М Вебер взял на себя решение задачи осмысления всего, что было наработано трудами немецких мыслителей 18-19 вв. в области развития человеческих сообществ. Макс Вебер в наибольшей степени из всех свободен от предвзятостей национализма и односторонностей «исторического метода».
В первых своих работах Макс Вебер настаивал на том, что одного лишь описания исторической науке недостаточно. Он выдвинул концепцию так называемых идеальных типов. Это инструмент анализа прошлого, который позволяет разбираться в нагромождении фактов и свидетельств, выстраивать материал, находить закономерности и делать обобщения.
Наибольший след в науке оставили исследования Макса Вебера в области влияния Реформации на хозяйственный перелом в Европе в 15-16 вв. В центре этих исследований находится его работа «Протестантская этика и дух капитализма»1. К этому циклу принадлежит и большая работа «Хозяйственная этика мировых религий»2, над которой он работал до конца своих дней.
Он утверждает, что целая эпоха может быть названа типично капиталистической лишь в том случае, когда покрытие потребностей капиталистическим путём совершаются в таком объёме, что уничтожением этой системы пропала бы возможность их удовлетворения вообще. Однако капиталистический способ удовлетворения потребностей присущ только европейскому Западу и лишь со второй половины 19 столетия.
Вебер выделяет несколько предпосылок зарождения и возникновения капитализма, из которых расчёт капитала, как норма для всех крупных промышленных предприятий, является одной из главных предпосылок. Другие предпосылки:
1. Присвоение автономными
частными промышленными
2. Вольный рынок, т.е. освобождение
рынка от нерациональных
3. Рациональная техника, как производства, так и обмена.
4. Рациональное, т.е. твёрдо установленное право. Чтобы капиталистический порядок мог функционировать рационально, хозяйство должно опираться на твёрдые правовые нормы суда и управления.
5. Свободный труд наличие
таких людей, которые не только
имеют право свободно
6. Коммерческая организация хозяйства, в том смысле, что установление прав участия в предприятиях и прав на имущество регламентируется широким применением ценных бумаг. 3
Кроме всех этих предпосылок развития современного капитализма, появляется ещё один момент, а именно спекуляция. Как определяет Вебер - спекуляция - проникновение в крупные предприятия чуждых интересам производства мотивов4.
Спекуляция приобретает значение с того времени, когда капитал выливается в форму свободно передаваемых ценных бумаг. Её развитию сопутствуют крупные кризисы во всей хозяйственной жизни, ею же и вызванные.
А как повлияла колониальная политика на возникновение современного капитализма? Вебер отмечает, что приобретение европейскими государствами колоний привело к накоплению колоссальных богатств. Средствами такого накопления явились монополизация колониальных продуктов, а также права снабжения колоний, т.е. как вывоза товаров в колонии, так и доходов, получаемых от транспортировки товаров из метрополии в колонию и обратно. К этим средствам относится и торговля невольниками, для работы на плантациях. Данный момент нельзя ни отнести к одному из факторов обогащения, так как этот вид промысла оказался весьма значительным.
Вебер выделяет две основные особенности западного капитализма:
1. западный капитализм создал покоящуюся на расчёте, рациональную организацию труда, которой раньше нигде не встречалось. «Торговля существует повсюду, во все времена – она восходит к каменному веку; точно так же в самые различные эпохи и в разных странах мы встречаем финансирование на военные нужды, казённые поставки, откупа, аренду должностей и т. д. Но нигде не видим мы рациональной организации труда…»5;
2. уничтожение различий между внутренним и внешним хозяйством, внутренней и внешней моралью, проведение принципа торговли и во внутреннем хозяйстве и соответствующая организация труда.
Согласно выше изложенному, можно сделать вывод о том, что одной из главных предпосылок зарождения и возникновения капитализма является расчет капитала. Согласно М.Веберу, составляющей капитала является спекуляция. И она имеет свое значение при переходе капитала в форму свободно передаваемых ценных бумаг. Накоплению колоссальных богатство способствовало приобретение европейских государствами колоний.
1.2. Возникновение и развитие идей К.Маркса
Карл Маркс (1818г.-1883г.) - немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм».
Работы Маркса сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы.
Для понимания основных идей Маркса следует, прежде всего, иметь в виду, что по своему первоначальному образованию и способу мышления Маркс был философом. Примерно до 1848 года (то есть до 30 лет) он развивался почти исключительно как философ и как журналист. Политической экономией он стал заниматься уже после 30 лет (примерно с 1850 года) и подходил к ней с методологических позиций философа.
Как философ К. Маркс сформировался под влиянием работ Г. Гегеля. В основе идей Гегеля лежало противопоставление «субъективного духа» (отдельного человека), «объективного духа» (системы существующих условий и условностей, которые налагают на человека ограничения в его возможностях) и «абсолютного духа» (в терминах религии - «бога», в терминах Платона - «идеи», а в терминах неоплатоников - «единого»).
Гегель считал, что в движении своей мысли человек может подняться с уровня своего субъективного мышления на уровень абсолютного умозрения, преодолевая систему объективных ограничений. Это движение Гегель именовал «феноменологией духа», а логику и закономерности этого движения - «диалектикой»6.
На взгляды Карла Маркса оказали заметное влияние идеи материализма, в частности идеи Людвига Фейербаха. Маркс пошёл дальше по пути творческой переработки (или, выражаясь немецким философским термином, «критики») Гегеля - он предложил поставить на место умозрительного «абсолютного духа» конкретные понятия и явления - общество, государство, науку и т. п.
Общество, а не бог, является более высокой стадией развития отдельного человека. Чтобы познать и улучшить мир, нужно познать и улучшить свое общество7. Совершая эту «философскую революцию», он нашёл союзника в лице Ф. Энгельса.
Маркс и Энгельс не выделяли в качестве сколько-нибудь существенных общественных противоречий ни различие языков и культур, ни территориальную разобщенность людей. Современное им экономическое и социальное развитие показывало, что все эти противоречия быстро и успешно преодолеваются, в то время как выявленное ими, ключевое по их мнению, противоречие - в отношении к средствам производства и в распределении произведённого продукта - напротив, очень быстро усиливается8.
Вся дальнейшая теоретическая и практическая деятельность Маркса была посвящена изучению вопроса противоречий в обществе, вызванных отношением собственности.
Наиболее полно идеи Маркса были изложены в его фундаментальном труде «Капитал. Критика политической экономии»9.
Практические последствия работ Маркса огромны. Ещё при его жизни возник марксизм. Однако практическая политика, ссылающаяся на идеи и лозунги Маркса, часто сильно расходилась со взглядами Маркса на конкретные проблемы.
Глава 2. Развитие «капитализма» современными представителями
2.1. Сравнение теорий М. Вебера и К. Маркса
Основным предметом веберовских исследований является капитализм. Причем капитализм, взятый не в одном измерении, а в его культурно-исторической целостности, воплощающей в себе все многообразие его измерений. В этом плане термин «капитализм» у Вебера предстает не просто как политэкономическое понятие, как оно, в основном, представлялось ранее, а как культурно-социологическое.
Современный капитализм, согласно теории Вебера, – это неизбежное следствие исторического развития Европы, и пути назад, к патриархальным
общественным структурам и ценностям, нет. Исследуя генезис капитализма, Вебер определил для себя центральную проблему: «происхождение буржуазного производственного капитализма с его рациональной организацией свободного труда»10.
Исходя из своей основной задачи, М. Вебер оставил изучение столь притягательной для него фигуры буржуа – предпринимателя ради анализа
капитализма в целом как «эпохально-культурного» явления истории11. Он дал генезис и глубокий анализ взаимосвязанных религиозных, экономических, политических и иных структур, образующих особый феномен – западноевропейский капитализм как культурно-историческую ценность. Для него европейский капитализм – это образ жизни, имеющий свою нравственную значимость, но одновременно и образ мышления, особая логика, корни которой уходят в европейскую античность12.
Историческое и теоретическое познание общего культурного значения
Информация о работе Происхождение теории М. Вебера и К.Маркса