Происхождение теории М. Вебера и К.Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить понятие «капитализм» в трудах М.Вебера и К.Маркса.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть теории происхождения «капитализма» в трудах социологов: К.Маркса и М.Вебера;
Выяснить особенности «капитализма»;
Показать значение «капитализма» в трудах современных ученых.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Происхождение теории М. Вебера и К.Маркса……………………….5
Возникновение и развитие идей М.Вебера…………………………..…...5
Возникновение и развитие идей К.Маркса……………………………….8
Глава 2. Развитие «капитализма» современными представителями…………10
2.1. Сравнение теорий Вебера и Маркса……………………………………….10
2.2.Применение теорий М.Вебера и К.Маркса другими учеными…………...20
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Kate.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

наличие связи по определенным пунктам между известными формами религиозного верования и профессиональной этикой. Это, по его мнению, может выявить общую направленность того влияния, которое религиозное движение оказало на развитие материальной культуры. И лишь после того,

как это будет достоверно установлено, можно, как считает Вебер, попытаться

выяснить, в какой мере содержание современной культуры следует сводить к

религиозным мотивам, и в какой мере к мотивам другого рода.

Таким образом, мы получаем ключ к пониманию своеобразия современного капитализма, поскольку пытаемся понять его «изнутри», с точки зрения духовной мотивации его провозвестников и творцов – мотивации, имеющей нравственно-религиозные истоки и импульсы.

Отталкиваясь от религиозно-этических устремлений протестантов, принадлежащих к аскетическому крылу протестантизма, мы приходим к пониманию, следуя логике Вебера, сугубо внешних, «материальных» результатов современного капитализма. А именно того, каким образом религиозный протестантский аскетизм вылился в определенную систему самообуздания будущих функционеров современного капиталистического

производства, позволившей, образно говоря, укротить «к злату проклятую страсть» и укротить настолько, что она (страсть) вылилась в рационально организованную и математически выверенную в каждом звене систему непрерывного добывания прибыли.

Как уже отмечалось, профессиональную этику современного капитализма Вебер связывает с аскетическим протестантизмом.

Историческими носителями аскетического протестантизма он считает, в первую очередь, следующие четыре направления: 1) кальвинизм; 2) пиетизм; 3) методизм; 4) секты, вышедшие из анабаптистского движения.

Именно в лоне этих религиозных сообществ, по Веберу, были созданы посредством религиозной веры и практики религиозной жизни психологические стимулы, которые давали определенные направления всему

жизненному строю и заставляли индивида строго придерживаться его. Эти

стимулы были в значительной степени обусловлены спецификой религиозных представлений, одним из которых являлась установка на то, что

Мир существует для того, чтобы служить самопрославлению Бога, а христианин-избранник существует для того, и только для того, чтобы осуществлять в своей мирской жизни заповеди во славу Всевышнего. А главное – Богу угодна социальная деятельность христианина, ибо он (Бог)

хочет, чтобы социальное устройство жизни соответствовало его заповедям и

поставленной им цели. Это относится, в частности, к кальвинизму и к профессиональной деятельности, которая осуществляется в рамках посюсторонней жизни во имя общего блага и направлена на рациональное

преобразование социального мира. Согласно канонам кальвинизма человек

ощущал себя «орудием» Бога и не сомневался в своей избранности, а в

вопросах религии кальвинистская вера, по Веберу, и определила утилитарный характер кальвинистской этики и ряд своеобразных черт концепции профессионального призвания25.

Таким образом, уже воззрение Кальвина, чувства и настроения верующего по отношению к Богу, как бы они ни были возвышены, сами по

себе обманчивы, «вера должна найти себе подтверждение в объективных действиях»26. То есть речь идет о том, чтобы приумножать славу Господню подлинными, а не мнимыми делами. Практически это вылилось в утилитарную установку, имевшую значительные последствия для формирования буржуазного этноса, гласившую, что «Бог помогает тому, кто

сам себе помогает», «сам создает свое спасение».

Процесс экономического развития у Вебера заключается в том, что поведение людей в различных обществах может быть понято лишь в рамках общего теоретического представления о своем существовании, где религиозное толкование составляет лишь часть видения мира.

В основу капиталистического развития М.Вебер сосредоточил на религии, протестантизме, в котором видел нравственную основу западноевропейского капитализма.

 Вебер считал главной чертой современного общества и капитализма бюрократическую рационализацию,  какой бы ни была форма собственности на средства производства.

А К.Маркс говорил о типичной организации современного производства, но считал бессмысленным противопоставлять «Социализм-капитализм» поскольку бюрократическая рационализация, как основа современного общества, выживает при любом режиме собственности.

 

 

2.2.Применение теорий М.Вебера и К.Маркса другими учеными

 

Ярким представителем – последователем философских идей является Реймон Арон. Проблемам историософии посвящен ряд его работ: «Введение в философию», «Критическая философия истории», «Измерения исторического сознания», «Этапы развития социологической мысли», «Эссе о свободах», «Разочарование в прогрессе» и др27. Будучи последователем М. Вебера, антропологически верифицировавшего генезис капитализма рационалистической революцией Реформации, выразившейся в становлении протестантской этики, Р. Арон, в свою очередь, выступает в качестве противника марксистской детерминированности исторического процесса, препоручающей человека действию «производительных сил». Следуя французской традиции согласно, которой человек - хозяин своей судьбы, Р. Арон выступает против обусловленности истории каким-либо одним фактором - экономическим, политическим, идеологическим или религиозным, настаивает на плюрализме и множественности подходов к интерпретации исторического процесса. Монокаузальность в объяснении истории неприемлема для Арона, который оставляет за человеком «право на свободу», вплоть до апологии релятивизма в истории. Это ярко проявилось в его интерпретации историософии М. Вебера. В «Этапах развития социологической мысли» он писал: «для Вебера теория справедливости содержит в себе фундаментальную антиномию. Индивиды имеют различную степень физического, интеллектуального и морального развития С самого начала существования человека разыгрывается своего рода генетическая лотерея: гены, которые каждый из нас получает, - результат (в прямом смысле этого слова) исчисления вероятностей. Природное неравенство, как явление естественное и изначальное, можно пытаться сгладить с помощью мер социального характера, или, наоборот, отдавать должное каждому по его способностям. Прав или не прав был Вебер, но он утверждал, что наука не может выборочно определить, в какой пропорции должны сохраняться условия существования природных неравенств и прилагаться усилия по стиранию этих неравенств. Каждый сам должен решить, кто для него Бог, а кто дьявол.

Говоря языком Макса Вебера, боги Олимпа, естественно, враждуют. Сегодня мы знаем, что прекрасным может быть то, что не соответствует морали (не «хотя не соответствует», а именно «потому что»). Ценности могут быть не только исторически несовместимыми в том смысле, что в одном и том же обществе одновременно не сочетаются ценности военной мощи, социальной справедливости и культуры, но некоторые из эстетических ценностей в обществе могут быть даже враждебны друг другу Моральные ценности при реализации могут вступать в противоречие с политическими ценностями»28.

Из приведенного отрывка видно, что Арон является противником философского монизма в истории, для него плюрализм человеческих подходов и свобода выбора - необходимое условие существования цивилизации, ориентирующейся на самоопределение личности. Выражением рациональной деятельности человека, как бы продолжая «линию Декарта» во французской философии, утверждает Арон, является индустриальная мощь современных государств, нашедшая свое выражение в технике. Аналогичным образом человек проявляет себя во всех аспектах социальной и экономической, духовной и интеллектуальной жизни, верифицируя разумом свое положение в мире. Далеко не всегда, считает Арон, рациональность совпадает с либеральными ценностями и «историческим разумом»; она не панацея от ошибок и падений, неудач и просчетов. Но она - единственный атрибут человека, позволяющий ему обладать самосознанием, символами, целями и надеждами, помогающий индивидам интегрироваться вокруг общих ценностей, т. е. самоопределяться и обретать идентичность, достигая, тем самым, единственного из возможных, смысла истории. К самому Р. Арону вполне могли бы быть адресованы слова Фукидида, вынесенные в качестве девиза издаваемого им журнала «Коммантер»: «Нет счастья без свободы и нет свободы без мужества и отваги».

Традиция рационализма, имеющая глубокие корни во французской культуре, верифицировалась философской антропологией по следующим основаниям. Утверждалась «недостаточность» человека как биологического существа, хуже приспособленного к условиям земного существования, чем животные, и обреченного, по этой причине, на превентивное развитие своего разума, являющегося единственным средством адаптации человека к жизни. Человек должен быть постоянно «открыт» и «обречен на свободу», так как только в этом случае он имеет шанс лучше приспособиться к действительности и ответить на вызов природы социальной организацией, позволяющей ему каждый раз заново «определять» себя в зависимости от изменяющихся условий своего существования. Технические параметры социальной организации дают возможность человеку выжить и расширить зону своего существования, постоянно апеллируя к его сознанию, выраженному в рациональной способности творить искусственный мир. Сущность человека не имеет выраженного фиксированного характера, в результате чего он осознает свою смертность, но, как правило, не соглашается с ней и пытается в реальной жизни противостоять тягостным интенциям грядущего конца героически-рациональным протестом в виде свободного творчества, единственно возможного для человека средства самовыражения. Несмотря на свою рациональность, человек незнает своих границ и целей, поэтому каждый день «начинает все с начала», постоянно проявляя себя демиургом создаваемого им мира. От того, каков сам человек, как он реагирует на «вызовы» природы и своего окружения, зависит тот или иной тип цивилизации, ее отличительные черты и свойства29.

Основные течения и основоположники марксистского учения (А. Грамши, Д. Лукач, К. Корш)30. «Западный марксизм», часто отождествляемый с «неомарксизмом», - это термин, обозначающий ту ветвь марксизма, которая, так или иначе, противопоставила себя «восточному марксизму», или марксизму-ленинизму. Выступая одновременно и против капитализма, и против советской модели социализма, западные марксисты находились, как правило, вне коммунистического и рабочего движения и разрабатывали марксистскую теорию, и особенно философию, на свой страх и риск.

Основателями западного марксизма обычно называют А. Грамши, Д. Лукача и К. Корша, выступивших со своими идеями еще в 20-е годы. Но в основном эта ветвь марксизма оформилась после Второй мировой войны, развернувшись целым веером разнообразных концепций. Наряду с отдельными более или менее крупными мыслителями здесь возник ряд школ, полемизировавших не только с марксизмом-ленинизмом, но и друг с другом. Дело в том, что внутри самого западного марксизма сложились два главных течения, существенно разошедшихся между собой. Первое ориентировалось на человека как субъекта и объекта, второе - на общество и конкретно-научное исследование его структуры и развития. Первое стремилось разрабатывать исторический материализм как философию, второе - как конкретную науку31.

Такое расхождение возникло не случайно. У самого К. Маркса сначала доминировал философский, а потом - конкретно-научный подход к анализу человека и общества, в связи, с чем первое направление часто апеллирует к «раннему» Марксу, а второе - к «позднему». В марксистско-ленинской философии в 60-е годы также существовали два аналогичных направления, споривших между собой. Кстати, и в немарксистской философии XX века также сложились две разные ориентации: на человека (философская антропология, персонализм, экзистенциализм и другие) и на науку (неопозитивизм, аналитическая философия, структурализм и другие), отношения между которыми далеки от дружественных.

Но помимо общефилософских расхождений по вопросу о предмете и методе философии и у западных, и у советских марксистов были и другие основания разрабатывать свою философию в двух различных направлениях. В послевоенное время перед марксизмом встали две основные проблемы. Первая - это проблема человеческого существования и необходимости гуманистического обновления марксизма, проявившаяся особенно после XX съезда КПСС; вторая - проблема снижения эффективности марксизма как научной теории, все более ощутимая по мере превращения его в догматическую идеологию. Западные марксисты, в отличие от своих советских коллег не скованные официальными догмами, более остро на них прореагировали, выдвинув с целью решения этих проблем ряд оригинальных концепций как в том, так и в другом направлении32.

Первое, гуманистическое течение, сделав центром обсуждения человеческую проблематику и используя такие философские категории, как сущность и существование человека, субъект и объект, практика, отчуждение и снятие отчуждения и другие, развернуло критику современного общества как враждебного человеку, негуманного, бесперспективного. При этом одни философы, отталкиваясь от марксизма, выдвинули собственные своеобразные концепции - таковы представители Франкфуртской школы, а также Э. Блох, развивавший «философию надежды»; другие попытались синтезировать определенные положения марксизма с идеями немарксистских течений - таковы фрейдо-марксизм (В. Райх, отчасти Г. Маркузе и Э. Фромм), экзистенциалистский марксизм (поздний Ж. П. Сартр, А. Лефевр, К. Косик, Дж. Льюис и другие), феноменологический марксизм (Э. Пачи и его последователи); третьи выступили продолжателями идей таких крупных марксистов, как Д. Лукач и А. Грамши, - таковы представители Будапештской школы (А. Хеллер, Ф. Фехер, Д. Маркуш, М. Вайда) и итальянского марксистского историцизма (Н. Бадалони, Л. Группи, Э. Серени и др.); наконец, группа «Праксис», объединившаяся вокруг одноименного югославского журнала (Г. Петрович, П. Враницкий, М. Маркович, С. Стоянович и др.), использовала идеи раннего Маркса, Лукача, Грамши, Сартра, создав на основе понятия практики довольно оригинальные теории33.

Второе, научное (или «сциентистское», как его называют противники) течение, поставившее перед собой задачу поднять степень научности марксизма, представлено тремя направлениями: «методологизм» Г. делла Вольпе и его учеников в Италии; «структуралистский марксизм» Л. Альтюсера и его последователей во Франции и других странах; аналитический марксизм (Л. Дж. Коэн, Дж. Рёмер, Дж. Элстер, Э. О. Райт и др.), недавно распространившийся в Великобритании и США и стремящийся переработать марксистскую теорию с помощью строгих методов современной науки (моделирование, теория рационального выбора, теория игр, модальная логика и др.)34.

Помимо двух основных течений в западном марксизме выделяются крупные исследователи проблем «третьего мира» (развивающихся стран) и капитализма как мировой системы (С. Амин, А. Г. Франк, И. Уоллерстейн); создатели оригинальных концепций истории (Б. Рицци, Дж. Престипино, Ж. Биде); представители критической социологии; представители марксистского феминизма; представители марксистски ориентированного экологизма и другие35.

Итальянский марксист Антонио Грамши (1891-1937) - личность легендарная. Руководитель итальянских коммунистов, борец с фашизмом, проведший последние 11 лет своей жизни в фашистской тюрьме, он приобрел широкую известность как теоретик после посмертной публикации в 1948-1951 годах его главного труда – «Тюремных тетрадей». Наряду с проблемами истории, политики, культуры, искусства, педагогики немалое место в них занимают проблемы философии.

Информация о работе Происхождение теории М. Вебера и К.Маркса