Пути решения проблем безработицы в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
В своей курсовой работе я преследовал следующие цели:
1. Рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением как безработица;
2. Ознакомиться с различными объяснениями безработицы;
3. Рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы .

Содержание работы

1 Безработица. Сущность, причины и виды 5
1.2 Понятие и сущность безработицы 5
1.3 Причины безработицы и ее виды 12
2 Структура, статистика уровня безработицы в России 18
2.1 Статистика уровня безработицы в России по годам 18
2.2 Статистика и структура безработицы в России 20
3 Пути решения проблем безработицы в современных
условиях 26
3.1 Проблема безработицы и пути ее решения 26
3.2 Государственная политика борьбы с безработицей в России 33
3.3 Безработица и как с ней бороться 41
Заключение 46
Список использованных источников 47
48

Файлы: 1 файл

курсовой.docx

— 508.66 Кб (Скачать файл)

Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика  не может преодолеть безработицу. Уровень  занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).

Дж. М. Кейнс писал: "Хроническая  тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...".

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов  у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость  государственного экономического воздействия  для достижения полной занятости.

Прежде всего следует  повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступили против кейнсианских методов.

Как я уже отмечала, в 1967 году М. Фридмен высказал мысль о  существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен  условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Монетаристские методы регулирования  занятости достаточно радикальны. Они  обвиняют рабочих в том, что последние  воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста  путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

Какие же шаги может применять  государство для уменьшения уровня безработицы?

Многообразие типов безработицы  делает задачу ее сокращения чрезвычайно  сложной. Поскольку единого способа  борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы. Используя опыт ряда иностранных  государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы  может быть снижен за счет:

    • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
    • устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка  жилья;

б) увеличение масштабов  жилищного строительства ;

в)отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной  безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы  должны привести к тому, чтобы рабочая  сила наилучшим образам соответствовала  имеющимся рабочим местам. Эта  задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих  местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных  учебных заведениях для безработной  молодежи, а также для рабочих  старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. для  решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для  роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда – производный  и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость  возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки  предъявят больший спрос и  для его удовлетворения надо будет  нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

    • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и , соответственно, - занятости на них;
    • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

Создание условий для  сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти  работу даже при том же числе свободных  рабочих мест. Сократить число  претендентов на эти места и, более  того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может  принести, например, предоставление возможности  досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного  возрасти. В России, например, при  упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили  бы армию безработных. Досрочная  пенсия позволила предотвратить  такое развитие событий. Вместе с  тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для  роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что  людям помогают открыть собственное  дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается  найти работу по найму. В России это  реализуется через программы  поддержки малого предпринимательства.

Реализация программ поддержки  молодых работников. Тяжелее всего  безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать  на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и  самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут  использоваться различные методы:

    • экономическое стимулирование молодежной занятости;
    • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
    • создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще  долго, но важно понимать, что все  эти программы не могут полностью  ликвидировать или существенно  сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных  программ, а предварять эти программы в жизнь.

 

 

 

 

 

 

3.2 Государственная политика борьбы с безработицей в России.

 

Состояние российской экономики  на сегодняшний день поставило вопрос безработицы и занятости населения  в число наиболее актуальных.

Мы уже называли основные причины безработицы и специфику  российского рынка труда, поэтому  охарактеризуем государственную политику борьбы с безработицей в Российской Федерации. Поскольку безработица  представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем  макроэкономической нестабильности, государство  предпринимает меры для борьбы с  ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными  причинами, используются разные меры.

Общими для всех типов  безработицы являются такие меры как:

-выплата пособий по  безработице;

-создание служб занятости  (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для  борьбы с фрикционной безработицей выступают:

-усовершенствование системы  сбора и предоставления информации  о наличии свободных рабочих  мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

-создание специальных  служб для этих целей.

Для борьбы со структурной  безработицей используются такие меры как:

-создание государственных  служб и учреждений по переподготовке  и переквалификации;

-помощь частным службам  такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

-проведение антициклической  (стабилизационной) политики, направленной  на недопущение глубоких спадов  производства и, следовательно,  массовой безработицы;

-  создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе

 экономики.

Цель государственной  политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы.

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей  макроэкономической политики государства (рис.3)

 
Рисунок 3 Направления государственной политики занятости.

Рынок труда имеет свои учреждения купли-продажи труда - биржи  труда — учреждение, осуществляющее посредничество между работниками  и предпринимателями при осуществлении  сделки купли-продажи труда и  регистрации безработных. Современные  биржи труда могут быть государственными, частными и общественными.

Особую роль в решении  проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи  труда (центры занятости), являющиеся центральным  звеном государственной службы занятости.

Государственное регулирование  рынка труда ведется по следующим  направлениям:

-      разрабатывается трудовое законодательство, в котором определена правовая сторона рынка труда (условия найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, охрана труда и пр.);

-      разрабатываются и реализуются социальные программы, помощь малоимущим, пособия по безработице, пенсионное обеспечение;

-      осуществляются посредническо-вспомогательные функции: частично поиск рабочих мест, создание общенациональной информационной сети по трудоустройству, организация курсов профессионального обучения и переквалификации.

С целью выработки согласованных  решений из представителей этих органов  создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Существуют три уровня программ обеспечения  занятости населения:

-      федеральный или общегосударственный;

-      субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);

-      местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Долгосрочная политика государства  на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.

Региональный аспект государственной  политика занятости реализуется  через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие  особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в  регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в  рамках федеральной программы, путем  выполнения региональных и местных  программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Дмитрий Медведев объявил 2010 год – годом борьбы с безработицей. Из семи пунктов антикризисной программы президента пять уже реализовывались в прошлом году.

В регионах службы занятости  с осени 2009 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия  по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного  заработка. Хотя, как отмечают исследователи  данной проблемы, эффективность этих мер спорна.

Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству  дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые  могут помочь людям получить новую  специальность, а государству —  решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.

Самые популярные виды социального  труда — уборка улиц, благоустройство  территорий, обслуживание общественного  транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные  мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.

Информация о работе Пути решения проблем безработицы в современных условиях