Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:32, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
В своей курсовой работе я преследовал следующие цели:
1. Рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением как безработица;
2. Ознакомиться с различными объяснениями безработицы;
3. Рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы .
1 Безработица. Сущность, причины и виды 5
1.2 Понятие и сущность безработицы 5
1.3 Причины безработицы и ее виды 12
2 Структура, статистика уровня безработицы в России 18
2.1 Статистика уровня безработицы в России по годам 18
2.2 Статистика и структура безработицы в России 20
3 Пути решения проблем безработицы в современных
условиях 26
3.1 Проблема безработицы и пути ее решения 26
3.2 Государственная политика борьбы с безработицей в России 33
3.3 Безработица и как с ней бороться 41
Заключение 46
Список использованных источников 47
48
Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).
Дж. М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...".
Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.
Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.
Монетаристы выступили против кейнсианских методов.
Как я уже отмечала, в 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
Монетаристские методы регулирования
занятости достаточно радикальны. Они
обвиняют рабочих в том, что последние
воздерживаются от работы и получают
компенсацию в виде пособий. Отсюда
рекомендации отменить эти пособия,
чтобы заставить людей
Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы?
Многообразие типов
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства ;
в)отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной
безработицы более всего
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. В России это реализуется через программы поддержки малого предпринимательства.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
Список программ сокращения
безработицы можно продолжать еще
долго, но важно понимать, что все
эти программы не могут полностью
ликвидировать или существенно
сократить циклическую
3.2 Государственная политика борьбы с безработицей в России.
Состояние российской экономики
на сегодняшний день поставило вопрос
безработицы и занятости
Мы уже называли основные
причины безработицы и
Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:
-выплата пособий по безработице;
-создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
-усовершенствование системы
сбора и предоставления
-создание специальных служб для этих целей.
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:
-создание государственных
служб и учреждений по
-помощь частным службам такого типа.
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
-проведение антициклической
(стабилизационной) политики, направленной
на недопущение глубоких
- создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе
экономики.
Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы.
Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства (рис.3)
Рисунок 3 Направления государственной
политики занятости.
Рынок труда имеет свои
учреждения купли-продажи труда - биржи
труда — учреждение, осуществляющее
посредничество между работниками
и предпринимателями при
Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.
Государственное регулирование рынка труда ведется по следующим направлениям:
- разрабатывается трудовое законодательство, в котором определена правовая сторона рынка труда (условия найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, охрана труда и пр.);
- разрабатываются и реализуются социальные программы, помощь малоимущим, пособия по безработице, пенсионное обеспечение;
- осуществляются посредническо-вспомогательные функции: частично поиск рабочих мест, создание общенациональной информационной сети по трудоустройству, организация курсов профессионального обучения и переквалификации.
С целью выработки согласованных
решений из представителей этих органов
создаются координационные
- федеральный или общегосударственный;
- субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);
- местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).
Долгосрочная политика государства на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.
Региональный аспект государственной
политика занятости реализуется
через ежегодно принимаемые субъектами
РФ территориальные программы
Государственная политика на
региональном уровне реализуется в
рамках федеральной программы, путем
выполнения региональных и местных
программ содействия занятости населения,
учитывающих особенности
Дмитрий Медведев объявил 2010 год – годом борьбы с безработицей. Из семи пунктов антикризисной программы президента пять уже реализовывались в прошлом году.
В регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи данной проблемы, эффективность этих мер спорна.
Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут помочь людям получить новую специальность, а государству — решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.
Самые популярные виды социального труда — уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.
Информация о работе Пути решения проблем безработицы в современных условиях