Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:32, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
В своей курсовой работе я преследовал следующие цели:
1. Рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением как безработица;
2. Ознакомиться с различными объяснениями безработицы;
3. Рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы .
1 Безработица. Сущность, причины и виды 5
1.2 Понятие и сущность безработицы 5
1.3 Причины безработицы и ее виды 12
2 Структура, статистика уровня безработицы в России 18
2.1 Статистика уровня безработицы в России по годам 18
2.2 Статистика и структура безработицы в России 20
3 Пути решения проблем безработицы в современных
условиях 26
3.1 Проблема безработицы и пути ее решения 26
3.2 Государственная политика борьбы с безработицей в России 33
3.3 Безработица и как с ней бороться 41
Заключение 46
Список использованных источников 47
48
Одной из наиболее востребованных
среди безработных стала
Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.
В 2009 году около 200 тысяч человек получили новую профессию. Планируется развивать это направление и в 2010-м.
Хотя темпы регистрируемой
безработицы снижаются, прогноз
по безработице на конец года остается
прежним, и правительство продолжит
финансировать региональные программы
по снижению напряженности на рынке
труда в 2010 году. На эти цели бюджет
2010 года выделяет более 35 млрд руб. однако
теперь акцент с финансирования организации
временных рабочих мест смещается
на программы самозанятости и
профессионального
Службы занятости также
большое внимание уделяют ориентации
лиц, потерявших работу на самозанятость,
на предпринимательскую
В системе антикризисных мероприятий, проводимых в Республике Татарстан, приоритетными направлениями являются социальная защита населения и стабилизация рынка труда.
Численность экономически активного
населения в республике по итогам
обследования населения по проблемам
занятости по методологии Международной
организации труда за январь-август
2010г. составила 2030,5 тыс. человек, из них
занято – 1840,9 тыс. человек. Преобладающая
часть занятого населения сосредоточена
на крупных и средних
По данным предприятий
и организаций наблюдаемых
Численность граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, в январе-сентябре 2010 года составила 114,8 тыс. человек, из них 71% граждан нашли работу (доходное занятие) с помощью службы занятости (в январе-сентябре 2009г. соответственно 137,0 тыс. человек и 58%). Среди граждан, ищущих работу, 36% ранее работали по рабочим профессиям, 19% – на должностях служащих, 46% - не имели стажа трудовой деятельности.
На 1 октября 2010г. в органах службы занятости в качестве безработных зарегистрированы 32,9 тыс.человек, что на 15% меньше по сравнению с 1 октября 2009г . Среди них женщины составляли 60%, молодежь в возрасте 16-29 лет – 25%. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,6% экономически активного населения. Образовательный уровень безработных остается высоким. Большинство зарегистрированных безработных имели профессиональное образование (75% от общего числа), из них 23% - высшее и 27% - среднее профессиональное.
Увеличилось число вакансий, заявленных работодателями республики в службы занятости. На 1 октября 2010г. потребность в работниках составила 28,2 тыс.человек, что на 54% больше, чем на 1 октября 2009г. Из общего количества вакансий, которыми располагали службы занятости, 81% составляла потребность по рабочим профессиям. Основное число заявок поступило от предприятий торговли (13%), промышленных предприятий (19%), учреждений образования (12%) и строительных организаций (15%).
В целях реализации государственной
политики в области занятости
населения и регулирования
Проблема занятости стала
одним из невыполненных пунктов
Республиканского трехстороннего соглашения
по регулированию социально-
В этих условиях стороны соглашения должны системно работать по созданию рабочих мест и улучшению их качественной структуры. Наряду с крупными проектами (в целом, до 2017 года в республике запланирована реализация порядка 80 крупных инвестиционных проектов с созданием 65000 новых рабочих мест) необходимо стимулировать малое и среднее предпринимательство. Для этого следует использовать как программы поддержки малого бизнеса, так и потенциал программ содействия занятости населения».
В 2010 году около 200 млн. рублей из федерального и республиканского бюджетов направили на развитие самозанятости, субсидии на открытие собственного дела получили 1 700 человек. Также на заседании отметили, что рост доходов населения замедлился, об этом говорят показатели уровня жизни: «Реальная среднемесячная заработная плата в I полугодии 2010 года в республике возросла на 1,6%, реальные располагаемые денежные доходы населения - на 4,1%. Это значительно ниже докризисного уровня - в 2007 году темпы роста данных показателей составляли в республике 14,3% и 18,1% соответственно.
При этом ключевые параметры
соглашения - установление минимальной
заработной платы не ниже прожиточного
минимума трудоспособного населения
и индексация зарплаты - большинство
организаций не соблюдают.
3.3 Безработица и как с ней бороться
Главные пути преодоления безработицы - создание новых рабочих мест, развитие малого бизнеса и ограничение притока мигрантов. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, кто, по мнению россиян, несет ответственность за рост безработицы, как наши сограждане оценивают деятельность региональных властей по преодолению проблемы занятости и какие пути ее решения представляются им наиболее эффективными9. Как и прежде, ответственность за безработицу россияне возлагают на государство, а конкретно - на органы федеральной власти и чиновников (68% против 63% в 2007 году). Такую позицию занимают, в основном, представители бизнеса (82%) и малообеспеченные респонденты (75%). Значительно реже наши сограждане склонны винить в проблемах занятости работодателей (15%). Это, в первую очередь, неквалифицированные рабочие (22%) и сами безработные (20%). По сравнению с 2007 годом, несколько меньше стало тех, кто считает, что ответственность за рост безработицы несут сами граждане (с 15 до 11%). Чаще так думают обеспеченные респонденты (19%), военнослужащие, государственные служащие (по 17%), люди, занятые домашним хозяйством (16%), а вот безработные, напротив, наименее склонны винить в проблемах с трудоустройством самих себя (6%). Относительное большинство россиян негативно оценивают деятельность региональных властей в решении проблемы занятости в своем населенном пункте, причем, за последний год доля критичных оценок возросла (с 37 до 41%).Отрицательные оценки дают, прежде всего, жители крупных и средних городов (43-46%), безработные (54%) и специалисты с высшим образованием в коммерческом секторе (49%). Одновременно, меньше стало тех, кто одобряет действия властей региона в направлении решения проблемы безработицы (с 29 до 24%). Стоит отметить, что позитивные оценки наименее свойственны москвичам и петербуржцам (15%). Деятельность регионального руководства также склонны оценивать позитивно предприниматели (39%), госслужащие (34%), военнослужащие (44%). Как и год назад, основные претензии респондентов, недовольных действиями региональных властей по решению проблемы занятости, заключаются в незаинтересованности властей в ее решении (28%). Вторым по значимости доводом остается отсутствие работы (18%), третьим - проблема с открытием новых предприятий, сокращение производства (14%). Для 7% маркером неэффективности действий властей является сам по себе высокий уровень безработицы в регионе (7%). Кроме того, указываются отсутствие достоверной информации о проблеме (8%), а также четко прописанной Программы содействия уволенным (5%) и низкая стоимость оплаты труда ее участников (4%), привлечение на работу нелегальных мигрантов, хищение региональными властями средств, выделенных бюджетом на борьбу с безработицей (по 3%), низкий уровень жизни населения (1%). Оптимальными способами преодоления проблемы безработицы являются, с точки зрения россиян, стимулирование бизнеса к созданию рабочих мест (38%), создание благоприятных условий для малого предпринимательства и ограничение притока трудовых мигрантов (по 35%). Результативными мерами респондентам представляются также повышение эффективности работы служб занятости (30%), распространение практики общественных работ (23%), выдача государственных грантов на открытие своего бизнеса (19%). В меньшинстве - те, кто убежден, что люди сами должны заботиться о поиске работы (12%). Стимулировать предпринимателей к созданию рабочих мест предлагают, в первую очередь, жители городов-миллионников (45%). Россияне, живущие в средних городах, советуют развивать малый бизнес (38%) и повышать эффективность работы служб занятости (37%). Эти же респонденты, наряду с россиянами, проживающими в малых городах, считают эффективной мерой выдачу государственных грантов на открытие бизнеса (20 и 22% соответственно). Москвичи и петербуржцы чаще других выступают за борьбу с безработицей путем ограничения притока трудовых мигрантов (55%). Селяне же чаще остальных считают, что люди сами должны решать проблему занятости (16%). Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 12-13 февраля 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за рост безработицы?10 (закрытый вопрос, один ответ)
Оцените в целом деятельность руководства региона в решении проблемы занятости в нашем городе/ селе (закрытый вопрос, один ответ)
Почему Вы отрицательно оцениваете деятельность руководства региона в решении проблемы занятости в Вашем городе/ селе? (открытый вопрос, запишите все сказанное респондентом, % от тех, кто отрицательно оценивают деятельность властей региона в решении проблемы занятости)
Какие пути решения проблемы безработицы, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными? (закрытый вопрос, до трех ответов)
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безработица представляет собой
макроэкономическую проблему. С точки
зрения безработного это весьма негативное
явление, так как потеря работы для
большинства людей означает снижение
жизненного уровня и наносит серьезную
психологическую травму. Другое дело,
что государство должно регулировать
занятость, устранять негативные последствия
безработицы, а работники в свою
очередь должны быть готовы обучаться
и проявлять инициативу, ради получения
работы, что позволит им не остаться
в рядах безработных и
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного.
Нельзя закрывать глаза безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости, создание высокоэффективных рабочих мест поможет вывести экономику из тупика. Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы в России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гринченко В.С. Что с тобой
делать, рабочая сила? // ЭКО.-1999.-№2.-С.115-116.
2. Дадашев А. Занятость
населения и безработица в России: проблемы
регулирования // Вопросы экономики.-2002.-№1.-С.76-81.
3.Завельский М.Г. «Экономика и социология труда»: курс лекций. - М.: Палеолит: Логос, 2001. - 56с.
4. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2000. - 210 с.
5. Кашепов А. М., Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросы экономики.-1999.-№5.-С.53-58.
6. Кострюков В. Вопросы занятости. // Экономист, 2003. -№8.
7. Лисовик Б.С. Труд и рынок. - спб.: изд. С.-Петербургского Университета, 2001г.
8. Кокин Ю. П., Шлендер П. Э. «Экономика труда» 2010г
9.Плакся, В.И. Безработица: теория
и современная российская
10. И.В. Липсиц «Экономика» изд. Москва, 2004
11. Ред. Л.П. Зеньковой.-Мн. «Макроэкономика». Новое издание, 2002.
12. Ред. Грязновой, «Макроэкономика» 2006г.
13. Хасин Г.А. Безработица. М., 2000
14. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1718 от 25 марта 2011 г.
15. www.gks.ru
16. www.economika.info
|
Информация о работе Пути решения проблем безработицы в современных условиях