Пути решения проблем безработицы в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
В своей курсовой работе я преследовал следующие цели:
1. Рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением как безработица;
2. Ознакомиться с различными объяснениями безработицы;
3. Рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы .

Содержание работы

1 Безработица. Сущность, причины и виды 5
1.2 Понятие и сущность безработицы 5
1.3 Причины безработицы и ее виды 12
2 Структура, статистика уровня безработицы в России 18
2.1 Статистика уровня безработицы в России по годам 18
2.2 Статистика и структура безработицы в России 20
3 Пути решения проблем безработицы в современных
условиях 26
3.1 Проблема безработицы и пути ее решения 26
3.2 Государственная политика борьбы с безработицей в России 33
3.3 Безработица и как с ней бороться 41
Заключение 46
Список использованных источников 47
48

Файлы: 1 файл

курсовой.docx

— 508.66 Кб (Скачать файл)

Одной из наиболее востребованных среди безработных стала программа  самозанятости населения. В 2010 году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст  дополнительные рабочие места и  примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.

Одной из мер снижения напряженности  на рынке труда должна стать организация  стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство  решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет  выделяться единовременно по 30 тысяч  рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории  граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую  безработицу.

В 2009 году около 200 тысяч человек  получили новую профессию. Планируется  развивать это направление и  в 2010-м.

Хотя темпы регистрируемой безработицы снижаются, прогноз  по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит  финансировать региональные программы  по снижению напряженности на рынке  труда в 2010 году. На эти цели бюджет 2010 года выделяет более 35 млрд руб. однако теперь акцент с финансирования организации  временных рабочих мест смещается  на программы самозанятости и  профессионального переобучения.

Службы занятости также  большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов.

В системе антикризисных  мероприятий, проводимых в Республике Татарстан, приоритетными направлениями являются социальная защита населения и стабилизация рынка труда. 

Численность экономически активного  населения в республике по итогам обследования населения по проблемам  занятости по методологии Международной  организации труда за январь-август 2010г. составила 2030,5 тыс. человек, из них  занято – 1840,9 тыс. человек. Преобладающая  часть занятого населения сосредоточена  на крупных и средних предприятиях, среднесписочная численность работающих в них в январе-августе 2010г. составила 929,6 тыс. человек (96,2% к январю-августу 2009г.). 

По данным предприятий  и организаций наблюдаемых видов  экономической деятельности в сентябре 2010г. было принято на работу 11,1 тыс. человек, из них около 0,6 тыс. человек – на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 11,9 тыс.человек, из них 8,1 тыс. человек уволились по собственному желанию, 0,8 тыс. человек - по соглашению сторон, 0,3 тыс. человек – в связи с сокращением численности персонала. 

Численность граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, в январе-сентябре 2010 года составила 114,8 тыс. человек, из них 71% граждан нашли работу (доходное занятие) с помощью службы занятости (в январе-сентябре 2009г. соответственно 137,0 тыс. человек и 58%). Среди граждан, ищущих работу, 36% ранее работали по рабочим профессиям, 19% – на должностях служащих, 46% - не имели стажа трудовой деятельности.

На 1 октября 2010г. в органах  службы занятости в качестве безработных  зарегистрированы 32,9 тыс.человек, что  на 15% меньше по сравнению с 1 октября 2009г . Среди них женщины составляли 60%, молодежь в возрасте 16-29 лет – 25%. Уровень регистрируемой безработицы  составил 1,6% экономически активного  населения. Образовательный уровень  безработных остается высоким. Большинство  зарегистрированных безработных имели  профессиональное образование (75% от общего числа), из них 23% - высшее и 27% - среднее профессиональное. 

Увеличилось число вакансий, заявленных работодателями республики в службы занятости. На 1 октября 2010г. потребность в работниках составила 28,2 тыс.человек, что на 54% больше, чем  на 1 октября 2009г. Из общего количества вакансий, которыми располагали службы занятости, 81% составляла потребность  по рабочим профессиям. Основное число  заявок поступило от предприятий  торговли (13%), промышленных предприятий (19%), учреждений образования (12%) и строительных организаций (15%).

В целях реализации государственной  политики в области занятости  населения и регулирования рынка  труда разработаны и успешно  действуют программы «Содействие  занятости населения Республики Татарстан на 2007-2009 годы» и «Республиканская программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Татарстан в 2009 году».

Проблема занятости стала  одним из невыполненных пунктов  Республиканского трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений. Ход реализации трехстороннего соглашения обсудили  в Доме Правительства республики. 

В этих условиях стороны  соглашения должны системно работать по созданию рабочих мест и улучшению  их качественной структуры. Наряду с  крупными проектами (в целом, до 2017 года в республике запланирована реализация порядка 80 крупных инвестиционных проектов с созданием 65000 новых рабочих  мест) необходимо стимулировать малое  и среднее предпринимательство. Для этого следует использовать как программы поддержки малого бизнеса, так и потенциал программ содействия занятости населения».

В 2010 году около 200 млн. рублей из федерального и республиканского бюджетов  направили на развитие самозанятости, субсидии на открытие собственного дела получили 1 700 человек. Также на заседании отметили, что рост доходов населения замедлился, об этом говорят показатели уровня жизни: «Реальная среднемесячная заработная плата в I полугодии 2010 года в республике возросла на 1,6%, реальные располагаемые денежные доходы населения - на 4,1%. Это значительно ниже докризисного уровня - в 2007 году темпы роста данных показателей составляли в республике 14,3% и 18,1% соответственно.

При этом ключевые параметры  соглашения - установление минимальной  заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения  и индексация зарплаты - большинство  организаций не соблюдают. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

   3.3 Безработица и как с ней бороться

 

Главные пути преодоления  безработицы - создание новых рабочих  мест, развитие малого бизнеса и  ограничение притока мигрантов.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, кто, по мнению россиян, несет ответственность за рост безработицы, как наши сограждане оценивают деятельность региональных властей по преодолению  проблемы занятости и какие пути ее решения представляются им наиболее эффективными9.

Как и прежде, ответственность  за безработицу россияне возлагают  на государство, а конкретно - на органы федеральной власти и чиновников (68% против 63% в 2007 году). Такую позицию занимают, в основном, представители бизнеса (82%) и малообеспеченные респонденты (75%). Значительно реже наши сограждане склонны винить в проблемах занятости работодателей (15%). Это, в первую очередь, неквалифицированные рабочие (22%) и сами безработные (20%). По сравнению с 2007 годом, несколько меньше стало тех, кто считает, что ответственность за рост безработицы несут сами граждане (с 15 до 11%). Чаще так думают обеспеченные респонденты (19%), военнослужащие, государственные служащие (по 17%), люди, занятые домашним хозяйством (16%), а вот безработные, напротив, наименее склонны винить в проблемах с трудоустройством самих себя (6%).

Относительное большинство  россиян негативно оценивают  деятельность региональных властей  в решении проблемы занятости  в своем населенном пункте, причем, за последний год доля критичных  оценок возросла (с 37 до 41%).Отрицательные  оценки дают, прежде всего, жители крупных  и средних городов (43-46%), безработные (54%) и специалисты с высшим образованием в коммерческом секторе (49%). Одновременно, меньше стало тех, кто одобряет действия властей региона в направлении решения проблемы безработицы (с 29 до 24%). Стоит отметить, что позитивные оценки наименее свойственны москвичам и петербуржцам (15%). Деятельность регионального руководства также склонны оценивать позитивно предприниматели (39%), госслужащие (34%), военнослужащие (44%).

Как и год назад, основные претензии респондентов, недовольных  действиями региональных властей по решению проблемы занятости, заключаются  в незаинтересованности властей  в ее решении (28%). Вторым по значимости доводом остается отсутствие работы (18%), третьим - проблема с открытием новых предприятий, сокращение производства (14%). Для 7% маркером неэффективности действий властей является сам по себе высокий уровень безработицы в регионе (7%). Кроме того, указываются отсутствие достоверной информации о проблеме (8%), а также четко прописанной Программы содействия уволенным (5%) и низкая стоимость оплаты труда ее участников (4%), привлечение на работу нелегальных мигрантов, хищение региональными властями средств, выделенных бюджетом на борьбу с безработицей (по 3%), низкий уровень жизни населения (1%).

Оптимальными способами  преодоления проблемы безработицы  являются, с точки зрения россиян, стимулирование бизнеса к созданию рабочих мест (38%), создание благоприятных  условий для малого предпринимательства  и ограничение притока трудовых мигрантов (по 35%). Результативными мерами респондентам представляются также повышение эффективности работы служб занятости (30%), распространение практики общественных работ (23%), выдача государственных грантов на открытие своего бизнеса (19%). В меньшинстве - те, кто убежден, что люди сами должны заботиться о поиске работы (12%). Стимулировать предпринимателей к созданию рабочих мест предлагают, в первую очередь, жители городов-миллионников (45%). Россияне, живущие в средних городах, советуют развивать малый бизнес (38%) и повышать эффективность работы служб занятости (37%). Эти же респонденты, наряду с россиянами, проживающими в малых городах, считают эффективной мерой выдачу государственных грантов на открытие бизнеса (20 и 22% соответственно). Москвичи и петербуржцы чаще других выступают за борьбу с безработицей путем ограничения притока трудовых мигрантов (55%). Селяне же чаще остальных считают, что люди сами должны решать проблему занятости (16%).

Инициативный всероссийский  опрос ВЦИОМ проведён 12-13 февраля 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и  республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Как Вы считаете, кто несет  основную ответственность за рост безработицы?10 (закрытый вопрос, один ответ)

 

2007

2011

Государство в лице органов федеральной власти и  чиновников

63

68

Работодатели (предприниматели, представители бизнеса)

15

15

Сами люди

16

11

Профсоюзы, общественные организации

2

1

Затрудняюсь ответить

5

5


Оцените в целом деятельность руководства региона в решении  проблемы занятости в нашем городе/ селе (закрытый вопрос, один ответ)

 

2010

2011

Положительно

8

6

Скорее положительно

21

18

Скорее отрицательно

16

21

Отрицательно

21

20

Затрудняюсь ответить

33

35


       

  Почему Вы отрицательно оцениваете деятельность руководства региона в решении проблемы занятости в Вашем городе/ селе? (открытый вопрос, запишите все сказанное респондентом, % от тех, кто отрицательно оценивают деятельность властей региона в решении проблемы занятости)

 

2010

2011

Незаинтересованность  властей в решении проблемы занятости, не видно результатов

28

28

Отсутствие работы, не создаются рабочие места

15

18

Проблема с открытием  новых предприятий, сокращение производства

11

14

Отсутствие информации, реальных данных о проблемах занятости

2

8

Высокий уровень  безработицы/рост безработицы в  регионе

9

7

Отсутствие четко  прописанной Программы содействия уволенным

3

5

Низкая стоимость  оплаты труда участников Программы

2

4

Привлечение на работу незаконных мигрантов

1

3

Хищение региональными  властями средств, выделенных бюджетом

2

3

Низкий уровень  жизни населения

2

1

Отсутствие адресной помощи гражданам

1

-

Другое

1

1

Затрудняюсь ответить

28

17


Какие пути решения проблемы безработицы, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными? (закрытый вопрос, до трех ответов)

 

Все опрошенные

Москва  и Санкт-Петербург

более 500 тыс.

100 - 500 тыс.

менее 100 тыс.

село

Стимулировать бизнес к созданию новых рабочих мест налоговыми и другими льготами

38

38

45

32

38

38

Создавать благоприятные  условия для развития малого бизнеса

35

32

33

38

35

35

Ограничить приток трудовых мигрантов из-за рубежа

35

55

33

26

40

29

Повысить эффективность  работы служб занятости

30

35

32

37

26

26

Распространять  практику общественных работ (строительство  дорог, работа по благоустройству)

23

21

24

22

23

24

Выдавать людям  государственные гранты на открытие собственного дела

19

14

16

20

22

18

Люди сами должны заботиться о поиске работы, государство  тут мало чем может помочь

12

13

10

13

9

16

Другое

7

4

7

7

6

10

Затрудняюсь ответить

8

9

6

9

8

8



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Безработица представляет собой  макроэкономическую проблему. С точки  зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для  большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную  психологическую травму. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия  безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы обучаться  и проявлять инициативу, ради получения  работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

Несмотря на объективный  характер безработицы, социально-экономические  потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть  товаров и услуг, которые могли  бы быть произведены, если бы человек  работал. Во-вторых, снижаются налоговые  поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень  жизни семьи безработного, так  как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного.

Нельзя закрывать глаза  безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости, создание высокоэффективных рабочих  мест поможет вывести экономику  из тупика. Таким образом, можно сделать  вывод, что проблемы безработицы  не решаются в один шаг, а носят  характер многосторонних программ, которые  и необходимо реализовывать для  предотвращения и понижения уровня безработицы в России. 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Гринченко В.С. Что с тобой делать, рабочая сила? // ЭКО.-1999.-№2.-С.115-116. 
        2. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.-2002.-№1.-С.76-81.

3.Завельский М.Г. «Экономика и социология труда»: курс лекций. - М.: Палеолит: Логос, 2001. - 56с.

4. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2000. - 210 с.

5. Кашепов А. М., Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросы экономики.-1999.-№5.-С.53-58.

6. Кострюков В. Вопросы занятости. // Экономист, 2003. -№8. 

7. Лисовик Б.С. Труд и рынок. - спб.: изд. С.-Петербургского Университета, 2001г.

8. Кокин Ю. П., Шлендер П. Э. «Экономика труда» 2010г 

9.Плакся, В.И. Безработица: теория  и современная российская практика / В.И.Плакся 2004г.

10. И.В. Липсиц  «Экономика» изд. Москва, 2004

11. Ред. Л.П. Зеньковой.-Мн. «Макроэкономика». Новое издание, 2002.

12. Ред. Грязновой, «Макроэкономика» 2006г.

13.  Хасин Г.А. Безработица. М., 2000

14. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1718 от 25 марта 2011 г.

15.  www.gks.ru

16.  www.economika.info

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет

(по данным выборочных  обследований населения по проблемам  занятости в среднем за III квартал  2010г.)

 

 

Экономически активное население, тыс. человек

В том числе

Уровень экономической  активности населения, в %

Уровень занятости, в %

Уровень безработицы, в %

занятые

безработные

Российская Федерация

76278,6

71066,1

5212,5

68,5

63,8

6,8

Центральный федеральный  округ

20251,6

19357,2

894,4

68,9

65,8

4,4

Белгородская область

775,6

735,1

40,5

64,6

61,2

5,2

Брянская область

668,8

621,3

47,5

66,4

61,6

7,1

Владимирская область

755,7

716,1

39,6

66,8

63,3

5,2

Воронежская область

1147,5

1055,4

92,1

64,6

59,4

8,0

Ивановская область

568,2

529,6

38,6

67,4

62,9

6,8

Калужская область

552,3

513,7

38,6

69,9

65,0

7,0

Костромская область

365,9

348,1

17,8

67,9

64,6

4,9

Курская область

599,3

557,7

41,6

66,7

62,0

6,9

Липецкая область

620,2

597,9

22,3

68,1

65,6

3,6

Московская область

3769,1

3631,6

137,5

70,4

67,9

3,6

Орловская область

417,8

383,4

34,5

65,4

60,0

8,3

Рязанская область

562,8

521,6

41,2

62,3

57,7

7,3

Смоленская область

550,2

502,6

47,6

71,6

65,5

8,6

Тамбовская область

544,9

506,3

38,6

63,7

59,2

7,1

Тверская область

721,2

672,1

49,1

68,1

63,4

6,8

Тульская область

813,8

775,4

38,4

66,8

63,6

4,7

Ярославская область

699,9

648,8

51,1

67,8

62,8

7,3

г.Москва

6118,4

6040,5

77,9

72,1

71,2

1,3

Северо-Западный федеральный  округ

7599,6

7172,0

427,6

70,9

67,0

5,6

Республика Карелия

374,1

343,7

30,4

68,7

63,1

8,1

Республика Коми

557,0

504,9

52,1

72,7

65,9

9,4

Apxaнгельская область

669,2

632,0

37,2

67,3

63,6

5,6

в том числе 
Ненецкий авт.округ

22,0

21,0

1,0

68,7

65,7

4,5

Вологодская область

665,7

610,4

55,3

70,4

64,6

8,3

Калининградская область

530,4

480,5

50,0

70,7

64,1

9,4

Ленинградская область

928,1

878,9

49,2

71,0

67,3

5,3

Мурманская область

518,5

471,3

47,2

75,1

68,3

9,1

Новгородская область

344,5

328,0

16,5

68,8

65,5

4,8

Псковская область

367,3

330,4

36,9

67,9

61,1

10,0

г. Санкт-Петербург

2644,8

2591,8

53,0

72,0

70,6

2,0

Южный федеральный  округ

7080,9

6572,5

508,4

65,8

61,1

7,2

Республика Адыгея

212,1

192,8

19,3

61,9

56,3

9,1

Республика Калмыкия

143,5

124,7

18,8

66,3

57,6

13,1

Краснодарский край

2632,5

2450,9

181,5

65,5

61,0

6,9

Астраханская область

523,6

490,0

33,6

67,1

62,8

6,4

Волгоградская область

1367,4

1268,9

98,5

66,9

62,1

7,2

Ростовская область

2201,8

2045,2

156,6

65,6

61,0

7,1

Северо-Кавказский федеральный округ

4370,8

3678,0

692,8

64,2

54,1

15,9

Республика Дагестан

1206,9

1068,9

138,0

61,6

54,6

11,4

Республика Ингушетия

240,5

111,3

129,2

67,0

31,0

53,7

Кабардино-Балкарская Республика

400,1

359,2

40,9

57,8

51,9

10,2

Карачаево-Черкесская Республика

214,4

195,2

19,1

66,3

60,4

8,9

Республика Северная Осетия - Алания

373,2

338,6

34,6

70,2

63,7

9,3

Чеченская Республика

559,5

318,3

241,2

68,2

38,8

43,1

Ставропольский  край

1376,3

1286,5

89,8

65,0

60,7

6,5

Приволжский федеральный  округ

16259,4

15123,3

1136,1

68,8

64,0

7,0

Республика Башкортостан

2061,0

1875,8

185,2

66,2

60,2

9,0

Республика Марий  Эл

374,4

335,9

38,5

68,1

61,1

10,3

Республика Мордовия

462,7

439,0

23,7

70,2

66,6

5,1

Республика Татарстан

2066,1

1946,4

119,7

70,5

66,4

5,8

Удмуртская Республика

859,6

785,5

74,1

72,1

65,9

8,6

Чувашская Республика

686,1

634,3

51,9

68,8

63,6

7,6

Пермский край

1469,4

1356,8

112,6

69,6

64,3

7,7

Кировская область

765,2

699,1

66,1

69,7

63,7

8,6

Нижегородская область

1803,2

1665,0

138,2

68,9

63,6

7,7

Оренбургская область

1136,1

1061,9

74,2

68,8

64,3

6,5

Пензенская область

713,0

670,9

42,1

65,1

61,3

5,9

Самарская область

1748,0

1670,8

77,2

69,0

66,0

4,4

Саратовская область

1433,9

1353,3

80,5

70,1

66,1

5,6

Ульяновская область

680,8

628,7

52,1

65,4

60,4

7,7

Уральский федеральный  округ

6692,4

6200,2

492,2

69,4

64,3

7,4

Курганская область

490,5

438,3

52,2

66,4

59,3

10,7

Свердловская область

2387,4

2212,1

175,3

69,0

63,9

7,3

Тюменская область

1906,4

1774,9

131,5

70,6

65,8

6,9

в том числе: 
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра

909,1

840,8

68,4

74,7

69,0

7,5

Ямало-Ненецкий авт.округ 

318,9

304,0

14,9

73,6

70,2

4,7

Челябинская область

1908,1

1775,0

133,2

69,3

64,5

7,0

Сибирский федеральный  округ

10463,3

9664,5

798,8

68,5

63,3

7,6

Республика Алтай

102,9

91,1

11,8

67,3

59,6

11,5

Республика Бурятия

478,1

437,4

40,8

65,4

59,8

8,5

Республика Тыва

134,0

105,4

28,6

59,9

47,2

21,3

Республика Хакасия

271,8

248,6

23,2

64,9

59,4

8,5

Алтайский край

1338,6

1246,8

91,8

68,4

63,7

6,9

Забайкальский край

535,2

476,9

58,3

62,8

55,9

10,9

Красноярский край

1653,1

1565,4

87,7

72,2

68,4

5,3

Иркутская область

1371,7

1246,6

125,1

70,5

64,1

9,1

Кемеровская область

1453,5

1327,6

125,9

65,8

60,1

8,7

Новосибирская область

1471,0

1367,0

103,9

70,6

65,6

7,1

Омская область

1077,0

1003,6

73,4

67,9

63,3

6,8

Томская область

576,3

548,2

28,2

69,6

66,2

4,9

Дальневосточный федеральный округ

3560,5

3298,4

262,1

69,0

63,9

7,4

Республика Саха (Якутия)

496,9

456,3

40,6

69,0

63,4

8,2

Камчатский край

206,8

195,2

11,5

73,3

69,2

5,6

Приморский край

1081,9

988,9

93,0

67,3

61,6

8,6

Хабаровский край

792,5

738,2

54,3

70,1

65,3

6,9

Амурская область

453,0

430,6

22,5

66,3

63,0

5,0

Магаданская область

105,1

99,8

5,4

78,4

74,4

5,1

Сахалинская область

303,8

278,6

25,2

73,1

67,0

8,3

Еврейская авт.область

90,1

81,8

8,3

61,5

55,9

9,2

Чукотский авт.округ

30,4

29,0

1,4

77,8

74,3

4,4


 

 

Информация о работе Пути решения проблем безработицы в современных условиях