Расходы бюджета на социальную политику и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования расходов бюджета на социальную политику.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета на социальную политику;
- показать состав и структуру расходов бюджета на социальную политику;

Содержание работы

Аннотация
Введение………………………………………………..………………...3
1. Теоретические основы расходов бюджета на социальную политику………………………………………………………………………...6
1.1. Экономическая сущность расходов бюджета на социальную политику…………………………..…………………………………………….6
1.2. Состав и структура расходов бюджета на социальную политику……………………………………………………………………….10
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая бюджетное финансирование социальной политики……………………….…………….13
2. Анализ действующей системы бюджетных расходов из различных уровней на социальную политику…………………………...………………19
2.1. Анализ динамики расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику………………………………...…………19
2.2. Анализ состава и структуры расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику…………………………..…25
2.3. Перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней……………………...………..29
Выводы и предложения……………………….……………………….37
Список использованной литературы……...…………………………..40

Файлы: 1 файл

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Аннотация

Введение………………………………………………..………………...3

1. Теоретические основы  расходов бюджета на социальную  политику………………………………………………………………………...6

1.1. Экономическая сущность  расходов бюджета на социальную  политику…………………………..…………………………………………….6

1.2. Состав и структура расходов бюджета на социальную политику……………………………………………………………………….10

1.3. Нормативно-правовая  база, регулирующая бюджетное финансирование социальной политики……………………….…………….13

2. Анализ действующей  системы бюджетных расходов из  различных уровней на социальную политику…………………………...………………19

2.1. Анализ динамики  расходов различных уровней бюджетной  системы на социальную политику………………………………...…………19

2.2. Анализ состава  и структуры расходов различных  уровней бюджетной системы на социальную политику…………………………..…25

2.3. Перспективы развития  механизма бюджетного финансирования  социальной политики из различных  уровней……………………...………..29

Выводы и предложения……………………….……………………….37

Список использованной литературы……...…………………………..40

 

Введение

Российская Федерация в соответствии с Конституцией является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Сложившаяся ситуация требует  принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом.

Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

Одна из главных задач  социальной политики на современном  этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.

Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны  и взаимообусловлены. С одной  стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе.

Актуальность курсовой работы.

И в настоящее время  существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения  в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика – социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы, чтобы развитие современной России было прогрессивным.

Основной  целью работы является анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования расходов бюджета на социальную политику.

В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:

  - рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета на социальную политику;

- показать состав  и структуру расходов бюджета  на социальную политику;

- изучить нормативно-правовую  базу, регулирующую бюджетное финансирование  социальной политики;

- провести анализ  динамики расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику;

- проанализировать состав  и структуру расходов различных  уровней бюджетной системы на  социальную политику;

- определить перспективы  развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней.

Объект исследования – расходы бюджета на социальную политику.

Предмет исследования – анализ динамики и структуры расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику.

Курсовая работа состоит  из аннотации, введения, двух глав, выводов и предложений и списка использованной литературы.

В первой главе изучены теоретические  основы расходов бюджета на социальную политику. Раскрыта экономическая сущность, состав и структура расходов бюджета на социальную политику. Рассмотрена нормативно-правовая база, регулирующая бюджетное финансирование социальной политики.

Во второй практической главе автор проводит анализ механизмов бюджетного финансирования расходов на социальную политику на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Региональный уровень рассмотрен на примере Республики Татарстан. Муниципальный уровень – на примере Чистопольского муниципального района. А также определены перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней.

 

 

1. Теоретические  основы расходов бюджета на  социальную политику

 

1.1. Экономическая  сущность расходов бюджета на  социальную политику

В самом обобщенном виде деятельность государства по удовлетворению социальных потребностей людей определяется как его социальная политика. Будучи предельно обобщенным понятием, концепт социальной политики допускает разные уровни конкретизации по набору субъектов, институтов и целей. Так, социальную политику можно определить как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты. В демократическом государстве социальные цели формируются исходя из интересов институтов гражданского общества, и государственная социальная политика есть обобщенный вектор интересов различных социальных групп [18. С.15].

Государство является субъектом социальной политики, которая представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества.

Собственно социальная политика как целенаправленная деятельность по достижению социальных целей проводится государством только с появлением у  него социальных функций, т. е. только тогда, когда государство берет на себя прямую ответственность и обязательства удовлетворения социальных потребностей граждан. В конкретном понимании социальной политики как целенаправленной деятельности государства по реализации его социальных функций необходимо констатировать, что социальная политика государства появляется только с возникновением у него специфических социальных функций. Привязка социальной политики к социальным функциям государства позволяет предположить, что развитие структуры социальных функций государства является основой структуризации его социальной политики. С эволюцией государства от его простейших форм к наиболее сложным происходит соответствующая трансформация социальной политики и ее структурных элементов.

Социальная политика, как и всякая телеологическая  система, содержит в качестве элементов  субъект, объект, субъектно-объектные отношения, цели и механизмы. Как система она также структурно иерархизована, обеспечивается ресурсами и имеет различные модальности (формы) проявления в зависимости от конкретного содержания субъектно-объектных отношений и ситуаций.

Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные  структуры. К субъектам социальной политики государства относятся  компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий [27. С. 118].

Роль государства заключается  в обеспечении достижения соответствующего результата за счет самых различных  механизмов. Для решения своих  социальных задач государство задействует  профсоюзы, институты гражданского общества, политические партии и корпорации, гуманитарные учреждения, фонды, ассоциации и другие негосударственные образования. Государственная социальная политика – это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные социальные результаты [30. С. 210].

Определенная государством структура социальной политики складывается из основных направлений, копирующих систему его социальных функций, и механизмов реализации этих функций, в качестве которых могут выступать различные, и не только государственные, структуры, нормы и принципы. Например, институты и принципы трипартизма и социального партнерства, являясь важными механизмами, через которые реализуется целый ряд социальных функций социальной защиты, сглаживание социального неравенства, обеспечение занятости, предоставление социальных услуг и повышение благосостояния, не относятся к структурным элементам государства. Созданные и функционирующие как механизмы социальной политики, они обеспечивают решение поставленных государством задач. На этом примере видно, что социальная политика является не только обобщенной функцией государства, но и обобщенным механизмом его функционирования, реальным механизмом достижения социальных целей.

Социальная политика осуществляется государством не только исходя из определенных принципов и  социальных целей, но и в соответствии с определенными экономическими, политическими и ситуативными условиями и в реальности является результирующей многих факторов. Социальная политика динамична, изменчива, подвержена конъюнктуре. Внешние условия реализации социальной политики могут существенно изменять ее на длительные периоды времени. Соответствующих исторических примеров можно привести множество. Самый яркий из них – это отказ большинства стран «всеобщего благоденствия» от провозглашенных принципов и целей достижения высокого уровня благосостояния для всех в результате несоответствия этой задачи экономическим возможностям.

Государство приобретает  определенные качества только в результате появления новых правовых норм. Сегодняшние  новации в области социального  страхования будут определять уровень социальной защиты в течение длительного периода. Нарушение принципов солидарности поколений, подмена страхования возмещением ущерба, разрушение материальной базы здравоохранения в соответствии с требованиями социальной политики сегодняшнего дня неминуемо будут иметь негативные последствия в будущем [18. С.21].

Таким образом, социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни. Задачами социальной политики являются: распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения; ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства; обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает; предоставление медицинских и образовательных услуг; расширение сети и улучшение качества транспортных услуг.

 

 

1.2. Состав и структура расходов бюджета на социальную политику

Наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения, социальную помощь, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40 %) и местные бюджеты (20%) [19. С.490]. За счет средств федерального бюджета финансируются в основном пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов, а также расходы на осуществление миграционной политики. За счет региональных бюджетов финансируются главным образом учреждения социального обеспечения, социальная помощь, прочие мероприятия в области социальной политики, пособия гражданам, имеющим детей.

Через местные бюджеты обеспечиваются в основном расходы на учреждения социального обеспечения, молодежную политику, на пособия гражданам, имеющим детей.

Из федерального бюджета финансируется выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета. Важное место в расходах федерального бюджета на проведение социальной политики занимает финансирование федеральных программ «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др.

Информация о работе Расходы бюджета на социальную политику и перспективы их развития