Расходы бюджета на социальную политику и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования расходов бюджета на социальную политику.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета на социальную политику;
- показать состав и структуру расходов бюджета на социальную политику;

Содержание работы

Аннотация
Введение………………………………………………..………………...3
1. Теоретические основы расходов бюджета на социальную политику………………………………………………………………………...6
1.1. Экономическая сущность расходов бюджета на социальную политику…………………………..…………………………………………….6
1.2. Состав и структура расходов бюджета на социальную политику……………………………………………………………………….10
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая бюджетное финансирование социальной политики……………………….…………….13
2. Анализ действующей системы бюджетных расходов из различных уровней на социальную политику…………………………...………………19
2.1. Анализ динамики расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику………………………………...…………19
2.2. Анализ состава и структуры расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику…………………………..…25
2.3. Перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней……………………...………..29
Выводы и предложения……………………….……………………….37
Список использованной литературы……...…………………………..40

Файлы: 1 файл

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Большая роль в реализации социальной политики государства отводится территориальным органам власти. Территориальные органы власти несут ответственность за развитие социальной сферы на территории, осуществляют руководство учреждениями социальной сферы, находящимися в их ведении.

Большой объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты. Эти средства используются для строительства и содержания домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами, для их обучения и трудового устройства, оказания им санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям, на проведение молодежной политики и др.

Наибольший объем средств территориальных бюджетов, направляемых на осуществление социальной политики, ассигнуется на содержание учреждений социального обеспечения и на социальную помощь населению. Эти средства используются на следующие цели:

- социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми. В том числе на выплату пособий, доплат и компенсаций, на оказание натуральной помощи, организацию отдыха и досуга детей, на льготы, предоставляемые семьям с детьми;

- социальная поддержка пожилых граждан. В том числе материальная поддержка, оказание социальной помощи, натуральная помощь;

- социальная поддержка инвалидов (материальная помощь, предоставление льгот);

- социальная поддержка молодежи. В том числе на укрепление здоровья, материальную помощь, мероприятия по молодежной политике, содействие занятости трудоустройству [19. С.492].

В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат:

- содержание учреждений  социального обеспечения и службы  занятости;

- содержание домов-интернатов  для престарелых и инвалидов;

- содержание учреждений  по обучению инвалидов;

- социальная помощь;

- возмещение вреда  инвалидам вследствие Чернобыльской  и других радиационных катастроф;

- программы ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций;

- средства, передаваемые  Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим в соответствии с законодательством РФ;

- выплаты пособий и  пенсий другим категориям граждан;

- компенсационные выплаты  женщинам, имеющим детей в возрасте  до 3-х лет, уволенным в связи  с ликвидацией предприятий, учреждений  и организаций;

- финансирование кампаний  и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков;

- субсидии из федерального  бюджета на выплату базовой  части трудовой пенсии за счет  средств единого социального  налога;

- пенсии военнослужащим  и членам их семей;

- выплаты пособий и  компенсаций военнослужащим и членам их семей;

- расходы на обеспечение  инвалидов транспортными средствами;

- расходы на санаторно-курортное  лечение ветеранов и инвалидов;

- расходы на оплату  проезда ветеранов и инвалидов;

- оплата на установки  телефона ветеранам и инвалидам;

- прочие расходы социального  характера.

Кроме бюджетных ресурсов, территориальные органы исполнительной власти используют для оказания материальной помощи этим слоям населения средства, мобилизуемые в региональные и местные внебюджетные фонды. За счет средств этих фондов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и др.

Таким образом, наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения, социальную помощь, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%).

 

1.3. Нормативно-правовая  база, регулирующая бюджетное финансирование  социальной политики

В России право граждан  на социальную защиту гарантировано  Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ (ч. 1 ст. 7). Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации социальные права человека закрепляются в ст. 38–41 и 43 Конституции РФ [1].

Так часть 1 ст. 39 перечисляет основания социального обеспечения. Часть 2 ст. 39 закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ч. 3 ст. 39 поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В ч. 2 ст. 41 Конституции РФ определяется общий порядок разработки и финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения. В соответствии с Основами об охране здоровья граждан в стране разрабатываются и финансируются федеральные программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию государственной, муниципальной и частной форм здравоохранения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан [1].

В 1996 г. принят Федеральный  закон «О бюджетной классификации  Российской Федерации» [10]. Он устанавливает  структуру и состав бюджетов всех уровней РФ.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее БК РФ) [2] устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и финансирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в стране, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Правовой основой социальной политики также является Федеральный закон  «О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ [8] и ряд других законов и законодательных актов.

В области трудовых отношений и  оплаты труда был принят Федеральный  Закон РФ от 09.01.1997 г. № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» [12]. Он выражен в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере  занятости населения, является Закон  Российской федерации «О занятости  населения в Российской Федерации» от 1991г., который в настоящее время действует в редакции Федерального закона от 20.04.1996 г. [9] и 21.07.1998 г. с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в федеральный Закон от 25.12.2008 г. № 287-ФЗ [17]. В Законе говорится о государственной политике в области содействия занятости населения, полномочиях федеральных органов власти с субъектов федерации. Закон закрепляет права граждан в области занятости, в частности, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу.

Среди нормативно-правовых актов регулирующих отношения в сфере занятости  населения необходимо отметить ряд  правовых норм касающихся обеспечения  занятости граждан. Среди них  Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» [4], «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [11], «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» [6] и другие.

Пенсионное законодательство насчитывает свыше 50 основных нормативных актов. Наиболее важным является Федеральный Закон «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г., № 1340 (с последующими изменениями и дополнениями) [5]; Федеральный Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах Внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. [7].

В области государственного социального  страхования и здравоохранения  выступает Федеральный Закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ [14], Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ (с изменениями) [3] и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов. Страховое обеспечение по отдельным видам обязательного социального страхования является: оплата медицинским учреждениям расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пособие по временной нетрудоспособности, пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; пособие по безработице, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособие по рождению ребенка; пособие на санаторно-курортное лечение, социальное пособие на погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение. Обеспечение по обязательному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. К денежным выплатам относятся пенсии и пособия. К благам и услугам относятся средства государственного социального страхования, направляемые на проведение оздоровительно-профилактических мероприятий.

В Российской Федерации  реализуется долгосрочная государственная  демографическая программа, основные направления которой определены в Концепции демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября   2007 г. № 1351. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р утвержден План мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности  населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

С 1 января 2007 года вступил  в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [16], в соответствии с которым семья получает право на получение материнского капитала в размере 250 тыс. руб., а в 2009 году он составил 312 тыс. руб. В 2010 г. эта сумма составила 343278 руб. Введение этой беспрецедентной меры государственной поддержки, направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи.

В целях развития пенсионной системы и обязательного социального страхования приняты Федеральные законы от 24.07.2009 № 212-Ф3 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхованию» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»».

Указанными федеральными законами предусматривается переход к страховым принципам формирования доходов обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования и установление определенного уровня страховых выплат застрахованным лицам, обеспечиваемого за счет поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

На заседании Правительственной  комиссии по экономическому развитию и интеграции и подкомиссии по обеспечению устойчивого развития российской экономики Правительственной  комиссии по экономическому развитию и интеграции 30 марта 2010 г. 9 апреля 2010 г. была рассмотрена карта проекта «Поддержка социально незащищенных групп населения» по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (далее – карта проекта).

Таким образом, рассмотрев теоретические основы расходов бюджета на социальную политику, можно отметить следующее.

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни. Задачами социальной политики являются: распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения; ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства; обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает; предоставление медицинских и образовательных услуг; расширение сети и улучшение качества транспортных услуг; оздоровление окружающей среды.

Информация о работе Расходы бюджета на социальную политику и перспективы их развития