Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:02, курсовая работа
Основной целью работы является анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования расходов бюджета на социальную политику.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета на социальную политику;
- показать состав и структуру расходов бюджета на социальную политику;
Аннотация
Введение………………………………………………..………………...3
1. Теоретические основы расходов бюджета на социальную политику………………………………………………………………………...6
1.1. Экономическая сущность расходов бюджета на социальную политику…………………………..…………………………………………….6
1.2. Состав и структура расходов бюджета на социальную политику……………………………………………………………………….10
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая бюджетное финансирование социальной политики……………………….…………….13
2. Анализ действующей системы бюджетных расходов из различных уровней на социальную политику…………………………...………………19
2.1. Анализ динамики расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику………………………………...…………19
2.2. Анализ состава и структуры расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику…………………………..…25
2.3. Перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней……………………...………..29
Выводы и предложения……………………….……………………….37
Список использованной литературы……...…………………………..40
Далее идут расходы по
подразделам «Социальное обслуж
Таблица 5
Структура расходов бюджета Республики Татарстан по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг. [35]
Подразделы |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||
млн. руб. |
Уд. вес,% |
млн. руб. |
Уд. вес,% |
млн. руб. |
Уд. вес,% | |
Пенсионное обеспечение |
197 391,3 |
1,9 |
230 600,0 |
1,8 |
250 996,0 |
1,8 |
Социальное обслуживание населения |
912 366,3 |
8,9 |
2 106 780,9 |
16,4 |
2 289 873,2 |
16,6 |
Социальное обеспечение населения |
7 546 443,9 |
73,9 |
9 525 790,5 |
73,9 |
10 158 297,1 |
73,5 |
Охрана семьи и детства |
747 367,5 |
7,3 |
630 919,6 |
4,9 |
682 875,1 |
4,9 |
Другие вопросы в области социальной политики |
809 961,3 |
7,9 |
388 276,7 |
3,0 |
438 996,0 |
3,2 |
Всего |
10 213 530,3 |
100 |
12 882 367,7 |
100 |
13 821 037,4 |
100 |
Наибольшими в расходах
республиканского бюджета на социальную
политику составляют расходы по подразделу
«Социальное обеспечение
Проанализируем структуру расходов местного бюджета (на примере Чистопольского муниципального района) на социальную политику в динамике 2008-2010 гг., представленную в таблице 6.
Таблица 6
Структура расходов бюджета Чистопольского муниципального района на социальную политику за 2008-2010 гг. [35]
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | ||||
Подразделы |
млн. руб. |
Уд.вес, % |
млн. руб. . |
Уд.вес, % |
млн. руб. |
Уд.вес, % |
Субсидии на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности (средства РФ) |
3307,42 |
5,0 |
990,23 |
3,0 |
341,19 |
3,5 |
Субсидии на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности (средства РТ) |
3968,90 |
6,0 |
1650,39 |
5,0 |
471,19 |
4,9 |
Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (средства РФ) |
4630,38 |
7,0 |
1980,46 |
6,0 |
578,03 |
6,0 |
Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (средства РТ) |
6614,84 |
10,0 |
2640,62 |
8,0 |
798,32 |
8,3 |
Оказание других видов социальной помощи |
46303,85 |
70,0 |
24755,78 |
75,0 |
6998,08 |
72,6 |
Мероприятия в области социальной политики |
1322,97 |
2,0 |
990,23 |
3,0 |
448,19 |
4,7 |
Всего расходов |
66148,35 |
100 |
33007,70 |
100 |
9635 |
100 |
Источник: http://pensionary.ru
Анализируя данные таблицы 6 следует отметить, что все расходы бюджета муниципалитета на подразделы социальной политики ежегодно снижаются в анализируемом периоде.
Наибольшими расходами являются расходы на подраздел «Оказание социальной помощи» (свыше 70% от всех расходов муниципалитета на социальную политику). Наименьшие - приходятся на подраздел «Мероприятия в области социальной политики» (около 5% от всех расходов муниципалитета на социальную политику).
Таким образом, основными в расходах федерального бюджета на социальную политику являются расходы на пенсионное обеспечение. В расходах республиканского бюджета на социальную политику наибольшим являются расходы по подразделу «Социальное обеспечение населения» (свыше 70% всех расходов республиканского бюджета на социальную политику). В бюджете муниципалитета - расходы на подраздел «Оказание социальной помощи» (свыше 70% от всех расходов муниципалитета на социальную политику).
2.3. Перспективы
развития механизма бюджетного
финансирования социальной
Несмотря на признаки восстановления экономики и стабилизации собственной доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета.
Регионам делегируются ресурсы и властные полномочия для гарантирования населению социальных благ (потребительская корзина, душевой и семейный доход и т. п.), которые они используют в соответствии с имеющимися социально-экономическими возможностями, постепенно наращивают средства на социальные нужды, улучшают "качество жизни" своих членов, предоставляя им возможности для зарабатывания средств на удовлетворение социальных потребностей.
Органически объединить деятельность федеральных органов с самодеятельностью мест таким образом, чтобы последние принимали разработки первых и включались в осуществление программ центра.
В связи с этим в федеральном проекте, например, научно-технического возрождения регионов, полезно обеспечить не только основные направления его развертывания, но и механизм реализации:
а) местные органы власти как субъекты политики активно участвуют в обсуждении и разработке проекта, сами планируют строительство научно-хозяйственных комплексов, развивают местную промышленность, инфраструктуру, привлекают коммерческие структуры, иностранные инвестиции наряду с федеральными органами;
б) акцент
делается на самофинансировании и самоуправлении,
что позволяет местным органам
вступать в прямой контакт с большой
наукой, новым техническим
в) особенности реализации политики в регионах - направленность на ликвидацию монополизма, на развитие средних и мелких предприятий с высокой специализацией наукоемких отраслей, контактных производственных единиц, не требующих больших территорий, площадей, крупных энергоресурсов, меньше загрязняющих окружающую среду и наиболее отвечающих встревоженному сегодня в экологическом отношении общественному мнению;
г) посредством
средних и мелких предприятий
опора на современную организационно-
д) центр тяжести переносится на научные исследования, развитие информационных систем, подготовку кадров, воплощение в социальной инфраструктуре современных идей градостроительства, сочетание архитектурных проектов с окружающей природной средой, с местными традициями, бытовыми и национальными особенностями;
е) возникающие "технополисы", поддерживая в первое время непосредственную связь с фундаментальной наукой, преимущественно ориентируются на прикладные исследования, добиваясь быстрого внедрения новых технологий в производство.
Федеральное правительство осуществляет косвенное финансирование ускорения научно-технического развития и в регионах посредством разработки научно-технического проекта, осуществления налоговых, кредитных льгот и приоритетов, поощрения предпринимательской деятельности, более полного использования внутренних ресурсов территорий.
Специальная
финансовая помощь оказывается средним
и мелким фирмам, участвующим в
реализации проекта. Центральным банком
по специальной программе
Правительство осуществляет прямое субсидирование местных органов самоуправления, активно наращивающих интеллектуальный потенциал регионов, развивающих научно-технические и гуманитарные центры региональных исследований и прогрессивные разработки [27. С. 235].
Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации являются инструментом решения общегосударственных задач на региональном уровне и способствуют повышению эффективности использования бюджетных ресурсов. Однако, учитывая ограниченные возможности федерального бюджета, предусматривается сокращение перечня и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме, тем более что их количество является чрезмерным – 69 видов в 2010 году.
Действующая система разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями требует дальнейшего совершенствования в целях повышения эффективности осуществления соответствующих полномочий.
В целях укрепления доходной базы региональных и местных бюджетов планируются изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые будут направлены на совершенствование порядка взимания федеральных, региональных и местных налогов, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, а также отмене установленных федеральным законодательством льгот и изъятий из объектов налогообложения по региональным и местным налогам. Предполагаемые изменения налогового законодательства в этом направлении приведут к увеличению поступлений доходов от налога на имущество организаций и земельного налога в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, которые, по оценке Министерства финансов Российской Федерации, составят к 2013 году 122,5 и 1,3 млрд. рублей соответственно.
Целесообразно расширить права регионов в части установления по единым принципам для отдельных типов муниципальных образований нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг [28. С. 164].
В рамках системы оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации необходима разработка и включение в бюджетное законодательство действенных мер воздействия к субъектам Российской Федерации, демонстрирующим ненадлежащее качество управления, а также меры поощрения к субъектам Российской Федерации, получающим высокую оценку.
Кроме того, в целях
повышения ответственности
В результате налоговых и бюджетных новаций последних двух лет доходы местного самоуправления снова уменьшились. Органы местного самоуправления выполняют огромный объем как собственных, так и возложенных на них федерацией и регионами задач, без четкого разграничения ответственности и без достаточного количества средств. Причиной создавшегося негативного положения в социальной сфере является неэффективное в ряде случаев использование имеющихся финансовых средств.
Информация о работе Расходы бюджета на социальную политику и перспективы их развития