Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:02, курсовая работа
Основной целью работы является анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования расходов бюджета на социальную политику.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета на социальную политику;
- показать состав и структуру расходов бюджета на социальную политику;
Аннотация
Введение………………………………………………..………………...3
1. Теоретические основы расходов бюджета на социальную политику………………………………………………………………………...6
1.1. Экономическая сущность расходов бюджета на социальную политику…………………………..…………………………………………….6
1.2. Состав и структура расходов бюджета на социальную политику……………………………………………………………………….10
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая бюджетное финансирование социальной политики……………………….…………….13
2. Анализ действующей системы бюджетных расходов из различных уровней на социальную политику…………………………...………………19
2.1. Анализ динамики расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику………………………………...…………19
2.2. Анализ состава и структуры расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику…………………………..…25
2.3. Перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней……………………...………..29
Выводы и предложения……………………….……………………….37
Список использованной литературы……...…………………………..40
Наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения, социальную помощь, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть — свыше 60% проходит через региональные (40 %) и местные бюджеты (20%).
Основными нормативно-правовыми актами в области социальной политики являются Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.
2. Анализ действующей
системы бюджетных расходов из
различных уровней на
2.1. Анализ динамики
расходов различных уровней
Проведем анализ динамики расходов федерального бюджета на социальную политику за 2008-2010 г.г. Расходы по разделу «Социальная политика» на первый взгляд представляются одними из самых высоких по темпам роста, но этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников, которые по справедливости следует отнести к расходам на оборону и безопасность. Это наглядно иллюстрирует структура расходов по разделу «Социальная политика» и темпы их роста в 2008-2010 годах, представленная в таблице 1.
Таблица 1
Расходы федерального бюджета Российской Федерации по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг. [37]
Расходы на социальную политику |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Общий объем ассигнований (млрд. руб.) |
273,0 |
362,4 |
427,5 |
Рост к уровню предыдущего года (%) |
126,6 |
132,7 |
118,0 |
Удельный вес в общих расходах федерального бюджета (%) |
4,2 |
5,0 |
5,3 |
Из таблицы 1 видно, что ежегодно общий объем ассигнований по разделу «Социальная политика» возрастает согласно бюджетному посланию президента РФ и бюджетной политике на среднесрочную перспективу. Так в 2009 г. – 89,4 млрд.руб. относительно 2008 г., в 2010 г. – 65,1 млрд.руб. относительно 2009 г.
В 2009 г. удельный вес расходов на социальную политику в общих расходах федерального бюджета составил 5,0% (рост 0,8% относительно 2008 г.); в 2010 г. – 5,3% (рост 0,3% относительно 2009 г.) Всего за период 2008-2010 гг. рост составил 1,4% (с 1,1% в 2008 г. до 5,3% в 2010 г.).
Представим динамику расходов федерального бюджета Российской федерации по разделу «Социальная политика» за 2008-2009 гг. на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика расходов федерального бюджета Российской Федерации по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг., млрд. руб. [37]
По данным рисунка 1 видно, что в целом за период 2008-2010 гг. расходы федерального бюджета на социальную политику выросли на 212 млрд. руб., т.е. почти в 2 раза. Существенное увеличение ассигнований по данному разделу связано с ростом денежного довольствия военнослужащих, в соответствии с которым рассчитывается пенсионное обеспечение указанных лиц, а также индексацией ежемесячного пожизненного содержания судей по уровню роста потребительских цен.
Проведем анализ динамики расходов регионального бюджета на социальную политику за 2008-2010 гг. (на примере Республики Татарстан). Данные представлены в таблице 2.
Расходы республиканского бюджета на социальную политику имеют такую же тенденции к ежегодному росту, как и расходы федерального бюджета Российской Федерации.
Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» за анализируемый период ежегодно увеличиваются согласно бюджетному посланию Президента РФ на 2008-2010 гг. и бюджетной политике на среднесрочную перспективу.
Таблица 2
Расходы бюджета Республики Татарстан по разделу
«Социальная политика» за 2008-2010 гг. [35]
Расходы на социальную политику |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Общий объем ассигнований (млн.руб.) |
10 213 530,3 |
12 882 367,7 |
13 821 037,4 |
Рост к уровню предыдущего года (%) |
157,6 |
126,1 |
107,3 |
Общие расходы бюджета РТ, тыс.руб. |
119 372 932,8 |
99 748 353,0 |
100 006 245,0 |
Удельный вес в общих расходах республиканского бюджета (%) |
8,6 |
12,9 |
13,8 |
В 2009 г. расходы бюджета Республики Татарстан по разделу «Социальная политика» выросли на 2668837,4 млн. руб. относительно 2008 г.; в 2010 г. на 938669,7 млн. руб. против 2009 г.
Наибольший рост расходов бюджета Республики Татарстан на социальную политику произошел в кризисный 2008 г. (более чем в 1,5 раза).
В кризисный 2008 г. произошло резкое падение расходов республиканского бюджета на социальную политику в общих расходах бюджета Республики Татарстан с 10,4% в 2007 г. до 8,6% в 2008 г. (уменьшение на 1,8%). Затем ситуация нормализовалась и в 2009 г. удельный вес вновь начал расти и составил 12,9% против 8,6% в 2008 г. (рост на 4,3%). В 2010 г. рост удельного веса продолжился и составил 13,8% (рост на 0,9% относительно 2009 г.)
Однако если анализировать удельный вес расходов республиканского бюджета на социальную политику в общих расходах бюджета Республики Татарстан, то ситуация здесь не однозначная. Представим динамику расходов бюджета Республики Татарстан по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг. на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика расходов бюджета Республики Татарстан по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг., млн. руб. [35]
Согласно рис. 2 расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» в 2008 г. выросли на 57,6% относительно 2007 г., в 2009 г. - на 26,1% по сравнению с 2008 г., в 2010 г. – на 7,3% против 2009 г. В целом же рост расходов бюджета Республики Татарстан за анализируемый период составил 7341855 млн. руб. (рост более чем в 2 раза). Удельный вес расходов республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» в общих расходах за 2007-2010 гг. вырос на 3,4% и составил 13,8%.
Проведем анализ динамики расходов местного бюджета на социальную политику на примере Чистопольского муниципального района за 2008-2010 г.г. (см. таблицу 3).
Для анализа расходов бюджета Чистопольского муниципального района на социальную политику рассмотрим расходы муниципалитета на социальную сферу в целом. Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).
Представим динамику расходов на социальную сферу на примере бюджета Чистопольского муниципального района за 2008-2010 гг. в таблице 3.
Таблица 3
Расходы бюджета Чистопольского муниципального района на социальную сферу за 2008-2010 гг., млн. руб. [35]
Статьи расходов |
2008 год (факт) |
Доля в общих расходах, % |
2009 год (факт) |
Доля в общих расходах, % |
2010 |
Доля в общих расходах, % |
Социальная политика |
66148,35 |
8,82 |
33007,70 |
5,58 |
9635 |
1,71 |
Всего расходов |
749936,59 |
100,00 |
591533,10 |
100,00 |
562916,5 |
100,00 |
Анализируя таблицу 3, можно сказать, что расходы на социальную сферу в бюджете Чистопольского муниципального района наметили тенденцию к уменьшению. Если в 2008 г. они составляли 67,21% в общих расходах бюджета, то уже к 2009 – 51,19%, а к 2010 г. – 64,91%. Основной причиной снижения расходов на социальную сферу в бюджете Чистопольского муниципального района можно назвать разразившийся мировой финансовый кризис: нехватка бюджетных средств на реализацию социальной политики, поскольку бюджет муниципалитета на 70% дотационный.
Для наглядного отображения полученной информации построим диаграмму, представленную на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика расходов бюджета Чистопольского муниципального района на социальную сферу за 2008-2010 гг., млн. руб. [35]
Из рисунка 3 видно, что наибольшую часть расходов бюджета Чистопольского муниципального района за 2008-2010 г.г. составляют ассигнования, направленные на финансирование образования: 67,13% от всех расходов на социальную сферу в 2008 г., 85,23% - в 2009 г., 90,08% - в 2010 г.
Расходы на социальную политику одни из самых низких в анализируемом периоде. В 2008 г. они составили 66148,35 млн.руб., в 2009 г. - 33007,70 млн.руб., в 2010 г. – 9635 млн.руб.
Наметилась тенденция к снижению удельного веса расходов на социальную политику в общих расходах муниципалитета на социальную сферу. Если в 2008 г. удельный вес в общих расходах составлял 8,82%, то в 2009 г. – 5,58%, а в 2010 г. – всего 1,71%.
Таким образом, ежегодно
общий объем ассигнований по разделу
«Социальная политика»
2.2. Анализ состава и структуры расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику
Проанализируем структуру расходов федерального бюджета Российской Федерации по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг. Данные представим в таблице 4.
Таблица 4
Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг., в % [37]
Подразделы |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Пенсионное обеспечение |
67,1 |
67,6 |
68,6 |
Социальное обслуживание населения |
1,5 |
1,2 |
1,1 |
Социальное обеспечение населения |
30,0 |
30,1 |
29,3 |
Охрана семьи, материнства и детства |
0,9 |
0,7 |
0,6 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
0,05 |
0,04 |
0,03 |
Другие вопросы в области социальной политики |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
Источник: www.prav.tatar.ru
Из таблицы 4 видно, что в целом структура расходов на социальную политику стабильна год от года. Основными в расходах федерального бюджета на социальную политику являются расходы на пенсионное обеспечение. Так в 2008 году они составили 67,1% от всех расходов на социальную политику, в 2009 г. – 67,6%, в 2010 г. – 68,6%. Основной объем ассигнований направляется на пенсии военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению и пожизненное содержание судей.
На втором месте идут расходы по подразделу социальное обеспечение населения. В 2008 г. они составили 30% от всех расходов федерального бюджета на социальную политику, в 2009 г. – 30,1%, в 2010 г. – 29,3%.
В сумме расходы на подразделы пенсионное обеспечение и социальное обеспечение населения за анализируемый период составляют 97,1-97,9% от всех расходов федерального бюджета на социальную политику.
Проанализируем структуру расходов регионального бюджета на примере Республики Татарстан по разделу «Социальная политика» за 2007-2010 г.г.
Наибольшими в расходах республиканского бюджета на социальную политику составляют расходы по подразделу «Социальное обеспечение населения» (свыше 70% всех расходов республиканского бюджета на социальную политику).
Информация о работе Расходы бюджета на социальную политику и перспективы их развития