Расходы бюджета на социальную политику и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования расходов бюджета на социальную политику.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета на социальную политику;
- показать состав и структуру расходов бюджета на социальную политику;

Содержание работы

Аннотация
Введение………………………………………………..………………...3
1. Теоретические основы расходов бюджета на социальную политику………………………………………………………………………...6
1.1. Экономическая сущность расходов бюджета на социальную политику…………………………..…………………………………………….6
1.2. Состав и структура расходов бюджета на социальную политику……………………………………………………………………….10
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая бюджетное финансирование социальной политики……………………….…………….13
2. Анализ действующей системы бюджетных расходов из различных уровней на социальную политику…………………………...………………19
2.1. Анализ динамики расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику………………………………...…………19
2.2. Анализ состава и структуры расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику…………………………..…25
2.3. Перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней……………………...………..29
Выводы и предложения……………………….……………………….37
Список использованной литературы……...…………………………..40

Файлы: 1 файл

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Финансовые проблемы местного самоуправления не исчерпываются  общим недостатком финансовых ресурсов, обусловленным отчасти вертикальной несбалансированностью бюджетной системы, отчасти слабой активностью местных властей в проведении реформ. Не менее серьезная проблема - количественное несоответствие муниципальных доходов и расходов. Слабое наполнение финансовыми ресурсами приводит местные бюджеты в целом к ухудшению финансирования социальной сферы муниципальных образований. Поэтому существующее положение требует от муниципальных образований поиска принципиально иных источников финансирования. Если уровень текущих муниципальных расходов определяется величиной текущих доходов, то привлечение заемных ресурсов позволяет органам местного самоуправления перейти к целевому планированию расходов - принимать новые муниципальные программы и финансировать их за счет займов. Такой подход представляется справедливым: поскольку использование займов дает возможность не только в короткие сроки обеспечить финансирование проектов, но и равномерно распределить бремя расходов между всеми поколениями жителей, пользующихся созданной инфраструктурой. Также необходимо увеличение доходной базы местных бюджетов путем закрепления за ними собственных налоговых доходов.

Существующие источники финансирования социальной сферы обеспечивают минимальные условия ее поддерживания (текущие платежи на заработную плату и за коммунальные услуги). Такое положение приводит к деградации и разрушению ее основных фондов.

Ограниченность инвестиций, осуществляемых за счет федерального, региональных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных  образований, которые в последние  годы направляются в социальную сферу, стали одной из главных причин, сдерживающих строительство и реконструкцию объектов образования, здравоохранения; культуры, науки, а также внедрение в эти отрасли экономики современного, прогрессивного оборудования.

Отсюда очевидны два  главных направления укрепления; местного самоуправления: добиться демократического формирования и функционирования местной власти на всей территории страны, а также четко определить полномочия муниципалитетов, отделив их от полномочий других уровней власти, с одновременной передачей им необходимого объема средств [31. С.54].

Наиболее важными направлениями рационализации механизма бюджетного финансирования являются:

1) внедрение рыночных  механизмов оказания социальных услуг за счет сокращения экстенсивного сметного финансирования организаций социальной сферы и перехода к приобретению государством социальных услуг на основе целевого финансирования или социального заказа;

2) совершенствование  сети организаций, оказывающих  социальные услуги;

3) совершенствование  самого механизма (форм и методов)  финансирования данных организаций.

Совершенствование системы  государственных социальных выплат, безусловно, необходимо проводить в  направлении увеличения государственных  пенсий, пособий, стипендий, чтобы довести  указанные трансферты хотя бы до уровня научно обоснованного прожиточного минимума. Но указанные мероприятия автор считает целесообразным начать не с повышения непосредственно пенсий, а с поступательного роста минимальной заработной платы. Рост оплаты труда - многофазный перераспределительный процесс. Увеличение расходов бюджета влечет за собой и увеличение доходов бюджетной системы, что позволяет увеличивать выплаты. Следствием данного процесса будет увеличение базы налогообложения налога на доходы физических лиц, которые являются основными источниками финансирования социальных услуг. Рост же социальных выплат - однофазный процесс, т.е. это лишь финальная часть многофазного процесса. Социальные государственные выплаты не подлежат налогообложению, следовательно, их увеличение не приводит к росту доходов бюджета и внебюджетных фондов [25. С.22].

Таким образом, ежегодно общий объем ассигнований по разделу  «Социальная политика» возрастает. В целом за период 2008-2010 гг. расходы  федерального бюджета на социальную политику выросли на 212 млн. руб., т.е. почти в 2 раза. Общий объем ассигнований республиканского бюджета, также как и федерального бюджета, как средство антикризисных мероприятий правительства РФ, по разделу «Социальная политика» возрастает. В целом за период 2008-2010 гг. расходы республиканского бюджета на социальную политику выросли на 7341855 млн. руб., т.е. в 2,13 раза. Расходы муниципалитета на социальную политику одни из самых низких в расходах на социальную сферу за анализируемый период. Наметилась тенденция к снижению удельного веса расходов на социальную политику в общих расходах муниципалитета на социальную сферу в связи с нехваткой бюджетных средств, поскольку доходы бюджета Чистопольского муниципального района за анализируемый период значительно снизились. Кроме того снизились и дотации бюджетов вышестоящих уровней, а бюджет Чистопольского муниципального района на 70% дотационный.

Наиболее важными направлениями рационализации механизма бюджетного финансирования являются:

1) внедрение рыночных  механизмов оказания социальных  услуг за счет сокращения экстенсивного сметного финансирования организаций социальной сферы и перехода к приобретению государством социальных услуг на основе целевого финансирования или социального заказа;

2) совершенствование  сети организаций, оказывающих  социальные услуги;

3) совершенствование  самого механизма (форм и методов)  финансирования данных организаций. 

 

Выводы и предложения

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни. Задачами социальной политики являются: распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения; ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства; обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает; предоставление медицинских и образовательных услуг; расширение сети и улучшение качества транспортных услуг; оздоровление окружающей среды.

Наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения, социальную помощь, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть — свыше 60% проходит через региональные (40 %) и местные бюджеты (20%).

Нормативно-правовая база, регулирующая расходы бюджета на социальную политику, довольно обширна. Основными нормативно-правовыми  актами в области социальной политики являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», Бюджетный кодекс Российской Федерации. Также правовой основой социальной политики является Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.

Ежегодно общий объем  ассигнований по разделу «Социальная  политика» возрастает. В целом  за период 2007-2010 г.г. расходы федерального бюджета на социальную политику выросли  на 212 млрд.руб., т.е. почти в 2 раза.

В 2009 г. рост расходов федерального бюджета на социальную политику составил 89,4 млрд.руб. относительно 2008 г., в 2010 г. – 65,1 млрд.руб. относительно 2009г. В 2009 г. удельный вес расходов на социальную политику в общих расходах федерального бюджета составил 5,0% (рост 0,8% относительно 2008 г.); в 2010 г. – 5,3% (рост 0,3% относительно 2009 г.) Всего за период 2007-2010 г.г. рост составил 1,4% (с 3,9% в 2007 г. до 5,3% в 2010 г.).

Основными в расходах федерального бюджета на социальную политику являются расходы на пенсионное обеспечение и расходы на социальное обеспечение населения.

Ежегодно общий объем  ассигнований республиканского бюджета, также как и федерального бюджета, по разделу «Социальная политика»  возрастает. В 2009г. расходы республиканского бюджета на социальную политику выросли на 2668837,4 тыс.руб. относительно 2008 г.; в 2010 г. на 938669,7 тыс.руб. против 2009 г. Наибольший рост расходов бюджета Республики Татарстан на социальную политику произошел в кризисный 2008 г. (более чем в 1,5 раза).

Основными в расходах республиканского бюджета на социальную политику являются расходы на социальное обеспечение населения и расходы на социальное обслуживание населения.

Расходы муниципалитета на социальную политику одни из самых  низких в расходах на социальную сферу за анализируемый период. Наметилась тенденция к снижению удельного веса расходов на социальную политику в общих расходах муниципалитета на социальную сферу. В 2008 г. они составили  66148,35 тыс.руб., в 2009 г. - 33007,70 тыс.руб., в 2010 г. – 9635 тыс.руб. Наметилась тенденция к снижению удельного веса расходов на социальную политику в общих расходах муниципалитета на социальную сферу. Если в 2008 г. удельный вес в общих расходах составлял 8,82%, то в 2009 г. – 5,58%, а в 2010 г. – всего 1,71%.

Все расходы бюджета муниципалитета на подразделы социальной политики ежегодно снижаются в анализируемом периоде. За 2008-2010 г.г. расходы бюджета Чистопольского муниципального района на социальную политику снизились почти в 7 раз.

В области социального  обеспечения необходимо создать условия для выполнения социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи.

Наиболее важными направлениями рационализации механизма бюджетного финансирования являются:

1) внедрение рыночных механизмов оказания социальных услуг за счет сокращения экстенсивного сметного финансирования организаций социальной сферы и перехода к приобретению государством социальных услуг на основе целевого финансирования или социального заказа;

2) совершенствование сети организаций, оказывающих социальные услуги;

3) совершенствование  самого механизма (форм и методов)  финансирования данных организаций. 

 

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые материалы:

  1. Конституция Российской Федерации / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 // Российская газета. – 1994. – 25 декабря (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ).
  2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации / Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998 г. // Собрание законодательства РФ. – 1998. - №31. – Ст.3828.
  3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ (в ред. от 22.12.2005) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - №31. – 1998. - Ст. 3803.
  4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ (ред. от 29.12.2001) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 48. - ст.4563; 2001. - №24. - ст.2410.
  5. Федеральный закон от 20 ноября 1990 г. № 340-1-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2000. - №45. - Ст. 4400, 4402.
  6. Федеральный закон от 18 июня 1992 г. № 3061-1-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Собрание Законодательства Российской Федерации. -1999. - №28. - Ст.3460.
  7. Федеральный закон от 12 февраля 1993 г. №4468-1-ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2001. - №47. - Ст. 1648.
  8. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 32. - Ст. 3198.
  9. Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. №36-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - №17. - Ст. 1915.
  10. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 34. - Ст. 4030 (с последующими изменениями и дополнениями).
  11. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание Законодательства Российской Федерации. -1996. - №52. - Ст. 5880.
  12. Федеральный закон от 9 января 1997 года №6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1997. -N3. - Ст. 350.
  13. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 39. - Ст. 4464; 1999. - № 28. - Ст. 3482.
  14. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1999. – №29. - Ст. 3686.
  15. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
  16. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2007. - №1 (ч.1). - Ст.19.
  17. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2008. – №52. Ч. I. - Ст. 6242.

 

II. Специальная  литература:

  1. Ахинов, Г.А, Калашников, С.В. Социальная политика: теория и практика. - М.: Экономика, 2010. – 284 с.
  2. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 703 с.
  3. Ворона, М.А. Красиво жить не запретишь...: социальное благополучие как медийный конструкт. // Журнал исследований социальной политики. - 2010. – Т. 8. - №2. - С. 281-285.
  4. Ковешников, Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. – М.: Интер, 2008. – 186 с.
  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации // Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 264 с.
  6. Мартынов А. Экономическая и социальная политика "Общество и экономика" 2007 г. №2. - С. 63 - 64.
  7. Плющ, В. Основные факторы изменения моделей рождаемости и их учет в социальной политике // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2008. - Т.11. - №2. - С. 136-152.
  8. Понизов В. Приоритеты социальной политики определены // Человек и труд. - 2008. - №5. - С.22-25.
  9. Права человека в истории человечества и в современном мире // Под ред. Е.А. Лукашевой. – М.: Кнорус, 2010. – 498 с.
  10. Социальная политика, парадигмы и приоритеты. / Под ред. В.И. Жукова. М.: МГСУ "Союз", 2006. - 432 с.
  11. Социальная политика. / Под общей редакцией Н. А. Волгина. – М.: Экзамен, 2007. – 512 с.
  12. Фрёлих, К. Балансирование на грани: российские НГО по работе с инвалидами между иностранными спонсорами и внутренней политикой // Журнал исследований социальной политики. - 2010. - №2. - С. 165-184.
  13. Холостова Е. И. Социальная политика. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 480 с.
  14. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. - 2005. - №8. - С.54-56.
  15. Шаронов А. Эволюция социальной политики "Общество и экономика" 2007 г. №7. - С. 95 - 97
  16. Ярская-Смирнова, Е.Р., Ворона, М.А. Национальные проекты и реформы: модернизация социальной политики // Журнал исследований социальной политики. - 2010. - Т.7. - №3. - C. 326—337.
  17. www.roskazna.ru.
  18. www.prav.tatar.ru.
  19. http://pensionary.ru.
  20. http://info.minfin.ru.

Информация о работе Расходы бюджета на социальную политику и перспективы их развития