Регулирование рынков несовершенной конкуренции на примере ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать проблему регулирования рынков несовершенной конкуренции на примере государственного регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг.
Задачи работы:
- теоретическое изучение понятия «несовершенная конкуренция», ее основных видов и признаков;
- рассмотрение существующих подходов к проблеме регулирования государством рынков несовершенной конкуренции;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………................................3
1 Понятие, формы и способы государственного регулирования рынков несовершенной конкуренции…………………………….…..………………………………………..4
1.1 Сущность несовершенной конкуренции…………………………………………………..4
1.2 Виды несовершенной конкуренции….………………………………………………………4
1.3Измерение монопольной власти…………..………………………………………………….8
1.4 Государственное регулирование несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………….11
2 Государственное регулирование жилищно-коммунальных услуг…………………………………………………………………………………………………………………18
2.1 Причины регулирования и экономическое состояние отрасли…………………………………………………………………………………………………………….18
2.2 Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………………………………………………………….20
2.3 Государственное регулирование: контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства и установление тарифов на услуги ЖКХ…………………………………………………………………………………………………………………..22
2.4 Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...............................32
Список используемой литературы……………………………………………......................33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.91 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………................................3

1 Понятие,  формы и способы государственного регулирования рынков несовершенной конкуренции…………………………….…..………………………………………..4

   1.1 Сущность несовершенной конкуренции…………………………………………………..4

   1.2 Виды  несовершенной конкуренции….………………………………………………………4

   1.3Измерение  монопольной власти…………..………………………………………………….8

1.4 Государственное  регулирование несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………….11

2 Государственное регулирование жилищно-коммунальных услуг…………………………………………………………………………………………………………………18

   2.1 Причины  регулирования и экономическое  состояние отрасли…………………………………………………………………………………………………………….18

  2.2 Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………………………………………………………….20

2.3 Государственное  регулирование: контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства и установление тарифов на услуги ЖКХ…………………………………………………………………………………………………………………..22

2.4 Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления………………………...25

Заключение………………………………………………………………………...............................32

Список используемой литературы……………………………………………......................33

 

 

 

 

 

Введение

     Функционирование монополий и развитие несовершенной конкуренции в рыночной экономике является достаточно актуальной темой на данный момент времени. Ведь отсутствие конкуренции ведет к следующим недостаткам монополизма:

    • злоупотреблению монопольной властью и неэкономическим методам улучшения положения монополии и ее управляющих(устанавливать цену выше издержек и ограничивать объём выпуска по сравнению с оптимальным для общества),
    • отсутствию стимулов к повышению качества и технологическому развитию.

В связи с этим возникает  проблема регулирования  государством рынков несовершенной конкуренции  с целью достижения эффективности  производства и размещения ресурсов.

Цель работы: исследовать  проблему регулирования рынков несовершенной  конкуренции на примере государственного регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг.

Задачи работы:

- теоретическое изучение понятия «несовершенная конкуренция»,  ее основных видов и признаков;

- рассмотрение существующих подходов к проблеме регулирования государством рынков несовершенной конкуренции;

 

 

 

1. Понятие и  формы несовершенной конкуренции

 

1.1 Сущность несовершенной  конкуренции

Несовершенная конкуренция - это рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции, а именно: большое количество фирм, каждая из которых производит до 1% общего объёма продаж на рынке, в виду чего отдельная фирма не имеет возможности влиять на цену продукции; отсутствие барьеров для входа и выхода; однородность продукции; доступность информации. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

 

1.2 Виды несовершенной  конкуренции

 

В теории выделяют различные  виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

 

Монополистическая конкуренция 1- тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке, что больше чем в условиях совершенной конкуренции (до 1 %). Хотя на отраслевом рынке продаются товары одного типа, при монополистической конкуренции продукт каждого продавца обладает уникальными качествам или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующих фирм. Это называется дифференциацией товара в противовес стандартизированным товарам, характерным для совершенной конкуренции. Уникальность товара дает каждому продавцу определенную степень монопольной власти над ценой: на престижные товары (например, часы "Ролекс", ручка "Монд Бланк", духи "Шанель") цены всегда устанавливаются выше, чем на аналогичные товары, не имеющие столь знаменитой торговой маркой или не столь блестяще разрекламированные. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму в отрасли или покинуть рынок - вход на данный отраслевой рынок не затруднен такими барьерами, какие ставят на пути новичка монополия и олигопольные структуры. Однако этот вход не настолько легок, как при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками.

Примером отрасли с  преобладанием монополистической  конкуренции могут служить рынок  женской, мужской или детской одежды, меховых ювелирных изделий, обуви, мебели, безалкогольных напитков, книг, а также рынки различных услуг - парикмахерские, химчистки, прачечные и т.п. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Одновременно она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход. Вход на данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

 

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) – тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства, сбыта, и конкурирующих друг с другом. Состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товар может быть и дифференцированным, и стандартным. Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Главная трудность в анализе  олигополии состоит в определении того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где существуют несколько конкурирующих компаний. Фирмы при олигополии, так же как и при совершенной конкуренции и на монополизированных рынках, сталкиваются с ограничениями затратной кривой и условий спроса. Но, кроме того, они сталкиваются еще с одним ограничением: действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получить за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит не только от реакции потребителей (как при других рыночных структурах), но также от того, как на это отреагируют другие фирмы - участницы данного рынка. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью.

 

Монополия - тип отраслевого рынка, который характеризуется накличем лишь одного продавца, контролирующего весь рынок, отсутствием близких товаров заменителей для товара или услуги, наличием значительных барьеров для входа и выхода. Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара. Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти, установление цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки.

Фирма-монополист обычно имеет  более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, следующие:

1.Эффект масштаба.

Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается  в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию часто называют «естественной монополией», т.е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных капиталовложений.

2.Исключительные права.

В ряде стран Европы, Америки  и в России правительство предоставляет  фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство  сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы  исключить злоупотребление монопольной  властью, защитить интересы монополизированных отраслей и населения.

3.Патенты и лицензии.

Правительство гарантирует  патентную защиту новым продуктам  и производственным технологиям, что  обеспечивает производителям монопольные  позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует  их исключительные права.

4.Собственность на важнейшие  виды сырья.

Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного  ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта. Так, «Aluminum company of America» является владельцем всех основных источников бокситов. Довольно длительное время канадская компания “ИНКО” контролировала около 90% известных мировых запасов никеля. Большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией «Де Берс».

1.3 Измерение монопольной  власти.

В реальной экономике преобладающими рыночными структурами являются монополистическая конкуренция  и олигополия. Фирмы, действующие  в рамках этих структур, в той  или иной степени обладают монопольной  властью и могут, изменяя объем  производства, влиять на рыночные цены. Однако степень (сила) этой власти меньше, чем у чистых монополистов. Степень  монопольной власти можно измерить различными способами.

 

А) Индекс Лернера

Важное различие между  совершенно конкурентной фирмой и фирмой,  обладающей монопольной властью: для  конкурентной фирмы цена равняется предельным издержкам; для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, естественный способ измерить монопольную власть — это выяснить степень, в которой цена, ведущая к максимизации прибыли, превышает предельные издержки. В частности, мы можем использовать показатель отношения ценовой надбавки (цена за вычетом предельных издержек) к цене, которую мы представили ранее как часть практического правила ценообразования. Эта мера монопольной власти, введенная в 1934 г. экономистом Аббой Лернером (Abba Lerner), называется индексом монопольной власти Лернера (Lerner Index of Monopoly Power). Он равняется разности цены и предельных издержек, деленной на цену. Говоря математически, Индекс Лернера всегда имеет значение ~ от 0 до 1. Для фирмы в условиях совершенной конкуренции P = MC, так что

L = 0. Чем больше L, тем больше степень монопольной власти.

L=(P-MC)/P

Этот индекс монопольной  власти также можно выразить через  эластичность спроса для данной фирмы:

L=-1/E

Этот коэффициент имеет  ряд недостатков:

- во-первых, он характеризует  позиции лишь крупнейших производителей, а не всю совокупность фирм  в отрасли и ее структуру;

- во-вторых, коэффициент  не показывает разницы между  отраслями, где рынок разделен  относительно равномерно, и отраслями,  в которых доминирует одна  крупная фирма.

Б) Индекс концентрации

Измеряется  как  сумма  рыночных  долей  крупнейших  фирм,  действующих  на рынке:

 = Σ,                 i =1, 2...k,

 

где Yi - размер фирмы (например, рыночная доля);

       k - количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм, на рынке. Для одного  и того  же  числа крупнейших  фирм,  чем больше  индекс  концентрации,  тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Однако  информация,  которую дает  нам индекс  концентрации,  далеко  не достаточна для характеристики рынка. Показатель индекса концентрации не говорит о том,  каков  размер  фирм,  которые  не  попали  в  выборку k,  а также об  относительной величине  фирм  из  выборки.  С этой  особенностью  индекса концентрации  связана возможная неточность при его использовании.

Информация о работе Регулирование рынков несовершенной конкуренции на примере ЖКХ