Регулирование рынков несовершенной конкуренции на примере ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать проблему регулирования рынков несовершенной конкуренции на примере государственного регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг.
Задачи работы:
- теоретическое изучение понятия «несовершенная конкуренция», ее основных видов и признаков;
- рассмотрение существующих подходов к проблеме регулирования государством рынков несовершенной конкуренции;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………................................3
1 Понятие, формы и способы государственного регулирования рынков несовершенной конкуренции…………………………….…..………………………………………..4
1.1 Сущность несовершенной конкуренции…………………………………………………..4
1.2 Виды несовершенной конкуренции….………………………………………………………4
1.3Измерение монопольной власти…………..………………………………………………….8
1.4 Государственное регулирование несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………….11
2 Государственное регулирование жилищно-коммунальных услуг…………………………………………………………………………………………………………………18
2.1 Причины регулирования и экономическое состояние отрасли…………………………………………………………………………………………………………….18
2.2 Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………………………………………………………….20
2.3 Государственное регулирование: контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства и установление тарифов на услуги ЖКХ…………………………………………………………………………………………………………………..22
2.4 Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...............................32
Список используемой литературы……………………………………………......................33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.91 Кб (Скачать файл)

          Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную отрасль, в которой можно выделить две группы хозяйствующих субъектов:

  • действующих в условиях рыночной конкуренции;
  • являющиеся локальными монополистами.

Тариф на ту или иную жилищно-коммунальную услугу формируется как совокупность регулируемых и рыночных цен организаций, задействованных в предоставлении услуги. Например, тариф по отоплению, в общем случае, может состоять из:

· рыночной (регулируемой) цены управления процессом отопления  жилого дома (планирование работ, заключение договоров, контроль за их выполнением);

· регулируемой цены производителя  тепла;

· регулируемой цены (тарифа) организации, осуществляющей транспорт  тепла по магистральным и разводящим сетям;

· рыночной цены обслуживания внутридомовых сетей;

· рыночных цен абонентского обслуживания по расчету и сбору  платежей;

· рыночной цены обслуживания счетчиков тепла и других регистрирующих и регулирующих приборов.

Таким образом, можно представить формирование тарифа на любую жилищно-коммунальную услугу.

Следовательно, процесс установления тарифа для каждой жилищно-коммунальной услуги должен начинаться с определения  составных частей этого тарифа путем  анализа деятельности по обеспечению  услуги и определения подходов к  определению цен на отдельные  виды работ, связанные с предоставлением  услуги.

Утверждение тарифа, как  правило, следует проводить с  учетом анализа всей совокупности цен  на работы, связанные с предоставлением  этой услуги. В исключительных случаях  возможно рассмотрение цен только на отдельные вида работ по предоставлению услуги.

Стоимость работ и услуг  в конкурентных отраслях должна не регулироваться, а определяться рынком. Причем, в различных сегментах  рынка цены на одну и ту же работу или услугу могут отличаться. Задача тарифной политики в этом случае состоит  в определении принципов определения  стоимости работ, включаемой в тариф  на услугу, с учетом различных рыночных цен на эти работы в отдельных  сегментах рынка.

Локальные монополисты подразделяются на две группы:

  • К первой группе относятся предприятия, относящиеся к локальным естественным монополиям в силу объективных технологических, экологических, экономических или иных причин.

Стоимость работ и услуг, предоставляемых предприятиями  монополистами должна регулироваться, так как специфика любой монополии  проявляется в ее заинтересованности завышения стоимости своих работ  и услуг. В жилищно-коммунальном хозяйстве данная проблема особенно обострена в силу социальной значимости оказываемых услуг. Отсутствие (или  невозможность конкуренции) означает, что предприятие может сохранять неэффективную структуру производства, которая, в частности, может заключаться в нерациональном использовании ресурсов, неэффективном управлении и т.д.

 

  • Ко второй группе относятся предприятия, работающие в потенциально конкурентных подотраслях, в которых необходимо проводить политику демонополизации.

         Специфика потенциально конкурентных отраслей ЖКХ заключается в том, что их монополизм на местных локальных рынках не имеет объективных экономических, технологических или иных причин. При этом, если в одних случаях это единственное предприятие в городе, специализирующееся на определенном виде услуг (вывоз и депонирование твердых бытовых отходов - спецавтохозяйство), то в других случаях (обслуживание жилищного фонда) - таких предприятий может быть несколько, и каждое из них, по существу, имеет свой закрепленный за ним “сегмент” данного локального рынка услуг, т.е. по факту является олигопольной моделью рынка, которая может давать результат, сравнимый с монополией.

До тех пор пока предприятия, попадающие в эту группу, функционируют  в отсутствии реальной конкуренции, стоимость их работ и услуг  должна регулироваться на тех же принципах, что и для предприятий первой группы.

Процесс формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса  между техническими задачами и финансовыми  потребностями поставщиков услуг  и платежеспособным спросом потребителей. Утвержденный тариф (цена) должен быть связан с конкретной программой деятельности предприятия.

Решение вопросов перспективного развития и модернизации коммунального  предприятия - монополиста возможно только при финансовом обеспечении  программы развития через тарифную политику и при способности общества оплачивать такой тариф.

В рамках муниципальных образований  целесообразно проводить единую тарифную политику на коммунальные услуги, поставляемые по инженерным сетям, находящимся  в муниципальной собственности, для всех потребителей, а также  на жилищные услуги для муниципального жилищного фонда. Например, желательно, чтобы стоимость услуги по отоплению  была одинаковой по всему муниципальному образованию внутри каждой из групп  потребителей (промышленность, бюджетная  сфера, население) вне зависимости  от конкретного источника тепла.

Такой подход определяет необходимость  расчета средневзвешенной стоимости  работ и услуг, выполняемых разными  подрядчиками по объективно разным ценам (производство тепла, обслуживание жилищного  фонда) и включение в тариф  на данную жилищно-коммунальную услугу этой средневзвешенной стоимости.

2.4 Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления

Предприятия, оказывающие  услуги тепло-, электро-, водоснабжения  и водоотведения, несмотря на разнородность  оказываемых услуг, характеризуются  несколькими общими признаками:

- использованием в ходе  технологического процесса сложной  инженерной инфраструктуры, привязанной  к конкретной территории (сетей  водопровода, канализации, теплосетей, устройств по передаче электроэнергии  и т.д.);

- неразрывностью или строгой  последовательностью процессов  производства, передачи и потребления  материальных носителей услуги;

- невозможностью для потребителя  отказаться от получения данных  видов услуг на сколько-нибудь  длительный срок;

- невозможностью компенсации  недопроизводства услуг в один  период за счет более интенсивного  их производства в другой;

- необходимостью четкой  взаимосвязи на всех стадиях  производственного процесса;

- тесной зависимостью  организации производственного  процесса, потребности в мощностях  и конкретных инженерных решений  от местных условий.

Таким образом, упомянутые виды услуг могут быть отнесены к естественным локальным монополиям на конкретной территории.

Возможные мероприятия по разукрупнению существующих предприятий  ресурсоснабжения путем выделения  самостоятельных юридических лиц  для производства и доведения  услуг до потребителей различными предприятиями  по технологической цепочке (сетевое  хозяйство, транспортное обслуживание и т.д.) могут привести к дезорганизации работы соответствующих подотраслей  и ухудшению обслуживания потребителя, так, например:

- в водопроводно-канализационном  хозяйстве процесс производства  и передачи материального носителя  услуги, как правило, осуществляется  в рамках одного предприятия,  что соответствует особенностям  технологического процесса и  является экономически и организационно  оправданным. В ряде городов  оказание услуг по водоснабжению  и водоотведению производится  разными предприятиями, что, однако, не приводит к формированию  в подотрасли конкурентной среды,  а лишь обусловливает наличие  на данной территории двух  субъектов монополии. Таким образом,  возможное разукрупнение предприятий  водопроводно-канализационного хозяйства  по данному признаку не может  быть оправдано с точки зрения  осуществления демонополизации.

Данные подходы можно  распространить и на другие ресурсоснабжающие  организации.

Особенности ценообразования  на услуги естественных локальных монополий  характеризуются следующим:

- Все предприятия энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения  являются фондоемкими производствами, удельный вес основных активов  которых довольно велик. Поддержание  работоспособности основных производственных средств требует значительных текущих затрат. Амортизация, как правило, не покрывает необходимые затраты на текущий ремонт и профилактические работы.

- Производственное имущество  предприятий естественных локальных  монополий изношено и требует  восстановления, а в отдельных  случаях - полной замены с учетом  требования современных технологий. Привлечение инвестиций и кредитных  ресурсов на модернизацию возможно  только в частных случаях из-за  проблем с залоговым обеспечением, высоких процентных ставок и  т.п. Предприятиям, в большинстве  случаев, приходится рассчитывать  на прибыль, оставшуюся в их  распоряжении после налогообложения  и выплаты дивидендов (для акционерных  обществ) или на бюджетные ресурсы.

- В отрасли до сих  пор существует кризис неплатежей, который невозможно разрешить  силами только предприятий ресурсоснабжения.

Кроме проблемы низкой платежеспособности коммерческих предприятий, существует проблема неплатежеспособности предприятий  и организаций, не подлежащих отключению ни при каких условиях. Упущенная  выгода от сомнительной дебиторской  задолженности, как правило, покрывается  за счет увеличения тарифов и оплачивается платежеспособными пользователями.

- В себестоимости услуг  предприятий - естественных локальных  монополий большой вес занимают  продукция и услуги других  предприятий - монополистов. Предприятие  не в состоянии влиять самостоятельно  на тарифы и цены своих основных  поставщиков. Рост тарифов одного  предприятия - монополиста почти  всегда вызывает цепную реакцию  роста цен и тарифов всей  отрасли.

Все эти характеристики ценообразования  можно назвать внешними факторами, независимыми от предприятий-монополистов.

Кроме внешних факторов предприятия-монополисты  характеризуются внутренними проблемами (внутренние факторы).

Это, как правило, низкий уровень управления и недостаточная  квалификация персонала и как  следствие:

- отсутствие эффективной  системы учета и планирования;

- неудовлетворительная работа  по ликвидации дебиторской задолженности,  следствием чего является упущенная  выгода и низкая платежеспособность  предприятий-монополистов;

- отсутствие опыта конкурсной  работы при выборе фирм-подрядчиков  при проведении капитального  ремонта и нового строительства;

- высокие потери энерго- и водоресурсов при промышленной  обработке и транспортировке  ресурсов потребителю, которые  вызваны недостаточным контролем  за расходом ресурсов и изношенностью  передающих систем и магистралей.;

Все эти и другие подобные факторы прямо или косвенно увеличивают  тарифы и цены предприятий естественной монополии. В конкурентных условиях эти проблемы решает само предприятие. В условиях естественной монополии  их необходимо решать методами контроля и регулирования стоимости услуг  предприятий-монополистов государственными органами власти субъекта Федерации  и органами местного самоуправления.

Несмотря на ограниченные возможности формирования конкурентной среды в сфере естественной локальных  монополий, определенные пути и здесь  существуют за счет создания конкурентной среды на отдельных этапах предоставления коммунальных услуг (сезонные ремонтные  работы капитального характера, закупка  топлива и материалов и т.д.) подрядными организациями любых форм собственности. Размещение подобных заказов может  и должно осуществляться на конкурсной основе, а порядок осуществления  работ и услуг регламентироваться договорами.

Развитие конкурентной среды  может осуществляться в сфере  управления системами городского водоснабжения  и водоотведения или теплоснабжения, основные фонды которых находятся  в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления заключают с управляющей фирмой договор на управление системой водоснабжения, водоотведения или тепловыми  сетями, в котором формулирует  целевые установки деятельности фирмы на время действия договора. Таким образом, компания по управлению городскими сетями принимает на себя обязательства, связанные, как правило, с повышением качества предоставляемых  услуг, которое формулируется либо в виде натуральных показателей, либо в виде индикаторов.

При этом неотъемлемой частью договора на управление является определение  тарифной политики муниципалитета по отношению к данной коммунальной услуге с учетом значений индикаторов, отражающих стандарты качества услуги.

В рамках реализации местных  программ демонополизации возможна передача муниципальной инфраструктуры водо- или теплоснабжения в управление зарубежным компаниям, имеющим авторитет  на российском рынке данных услуг, с  заключением указанных договоров  на доверительное управление на конкурсной основе.

Информация о работе Регулирование рынков несовершенной конкуренции на примере ЖКХ