Регулирование рынков несовершенной конкуренции на примере ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать проблему регулирования рынков несовершенной конкуренции на примере государственного регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг.
Задачи работы:
- теоретическое изучение понятия «несовершенная конкуренция», ее основных видов и признаков;
- рассмотрение существующих подходов к проблеме регулирования государством рынков несовершенной конкуренции;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………................................3
1 Понятие, формы и способы государственного регулирования рынков несовершенной конкуренции…………………………….…..………………………………………..4
1.1 Сущность несовершенной конкуренции…………………………………………………..4
1.2 Виды несовершенной конкуренции….………………………………………………………4
1.3Измерение монопольной власти…………..………………………………………………….8
1.4 Государственное регулирование несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………….11
2 Государственное регулирование жилищно-коммунальных услуг…………………………………………………………………………………………………………………18
2.1 Причины регулирования и экономическое состояние отрасли…………………………………………………………………………………………………………….18
2.2 Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………………………………………………………….20
2.3 Государственное регулирование: контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства и установление тарифов на услуги ЖКХ…………………………………………………………………………………………………………………..22
2.4 Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...............................32
Список используемой литературы……………………………………………......................33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.91 Кб (Скачать файл)

Привлечение иностранных  компаний к управлению муниципальными системами жизнеобеспечения должно сопровождаться разработкой необходимой  правовой базы для защиты национальных интересов России в этой сфере  экономики.

При демонополизации теплоснабжающих  предприятий следует учитывать  основные направления реформы собственности:

а) в больших городах, отапливаемых от теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), основные источники тепла и магистральные  теплосети вошли в состав региональных акционерных обществ, контрольный  пакет акций которых находится  в государственной собственности. В то же время разводящие сети, а  также большинство коммунальных котельных стали муниципальной  собственностью и поставка тепла  по их сетям и от их источников осуществляется муниципальными предприятиями (как  правило, одним предприятием в городе).

Такая ситуация привела к  тому, что единая инфраструктура оказалась  в руках двух собственников - акционерных  обществ и органов местного самоуправления.

б) в городах и городских  поселках с населением до 100000 человек, где нет ТЭЦ, имеет место следующие  ситуации:

· коммунальные котельные  остались государственной собственностью и вошли в состав государственных  региональных теплоснабжающих организаций. В этом случае органы местного самоуправления практически лишены серьезных возможностей заниматься развитием ключевой инфраструктурной составляющей городского хозяйства;

· все коммунальные источники  тепла стали муниципальной собственностью и обслуживаются муниципальными коммунальными предприятиями.

В целях организации оптимального регулирования предлагаются два  решения:

а) органам местного самоуправления может быть предоставлено право  управления долей государства в  уставных капиталах акционерных  обществ, осуществляющих обеспечение  городских нужд. Муниципальные предприятия  по согласованию с органами местного самоуправления могут выступает  соучредителями акционерных обществ, внося в качестве имущественного вклада котельные и разводящие сети, входящие в систему теплоснабжения города.

б) органам местного самоуправления и органам власти субъекта Федерации  необходимо решить вопрос о передаче коммунальных котельных и тепловых сетей из государственной в муниципальную  собственность. Это позволит более  эффективно решать вопросы развития теплообеспечения городов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе я изучила  сущность несовершенной конкуренции, её формы и способы регулирования.

Любая форма несовершенной  конкуренции означает наличие определённой власти, предоставляющей ей возможность  завышать цены и ограничивать объём  выпуска по сравнению с оптимальным  для общества. В связи с отмеченными  недостатками монополизма появляется необходимость регулирования рынков несовершенной конкуренции, в частности монополии и олигополии (рынок монополистической конкуренции не нуждается в государственном регулировании, так как близок к совершенной конкуренции).

Я выяснила, что существует множество способов регулирования. Два основных -  регулирование  и дерегулирование. Регулирование  в большинстве случаев заключается  в установление государством цен  на продукцию либо их максимального  предела. Но этот способ имеет множество  недостатков, главный из которых  – отсутствие у фирм стимула к  повышению качества продукции, так  как за счет снижения качества монополия получает возможность снизить издержки и увеличить разрыв между установленной ценой и своими затратами.  Поэтому существует альтернативный способ – дерегулирование или внедрение конкуренции.

Также существует антимонопольное  регулирование, которое представляет собой систему экономических, административных и законодательных мер, направленных на преодоление негативных сторон монополий, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

Жилищно-коммунальное хозяйство  представляет собой отрасль сферы  услуг и важнейшую часть территориальной  инфраструктуры, определяющей условия  жизнедеятельности человека, комфортности его жилища, его инженерное благоустройство, качество и надёжность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат городской среды. Высокая социальная значимость услуг ЖКХ обуславливает необходимость государственного регулирования отрасли.

Рынок жилищно-коммунальных услуг имеет довольно сложную структуру, включая в себя различные формы конкуренции, поэтому он как нельзя лучше демонстрирует различные способы и методы государственного регулирования рынков несовершенной конкуренции: антимонопольное регулирование, ценовое регулирование, дерегулирование путём внедрения конкуренции на рынки отдельных виды услуг ЖКХ.

 

Список литературы:

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. – М.: ИЧП “Изд-во Магистр”, 1998.
  2. Козаченко Г.В. Основы рыночной экономики: Монография. / Г.В. Козаченко // Либра, -2003. 280с.
  3. Нуреев Р.М. “Основы экономической теории: Микроэкономики”, Учеб. для вузов.- М.: Высшю шк., 1996
  4. Пешин Н. Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. – М: Формула права, 2000
  5. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. / Дж. Робинсон // Экономист. 2007
  6. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости) / пер. с англ. Э. Г. Лейкина и Л. Я. Розовского. — М.: Экономика, 1996
  7. Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ – 2004 - №8.
  8. Мишуринских К.Е. «Государственное регулирование жилищно-коммунального хозяйства и управление собственностью», Cборник научных статей, выпуск № 5, СПб.: Институт бизнеса и права, 2008
  9. Журнал «ЖКХ-инфо» №2(6) март 2008

 

 

1 Понятие "монополистическая конкуренция" впервые предложено американским экономистом Эдуардом Чемберлином (1899 - 1967 гг.) в одноименной книге, опубликованной в 1933 г.

2 Дж. Робинсон, «Теория несовершенной конкуренции», 1993

3 Впервые понятие ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу в 1920г.

4 Акт Шермана (англ. Sherman Act) — первый антитрестовский (антимонопольный) закон США, провозгласивший преступлением препятствование свободе торговли созданием треста (монополии) и вступление в сговор с такой целью.

5 РФ "О защите прав потребителей", постановления Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", а также Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года №1099 и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.97г. N 155

 


Информация о работе Регулирование рынков несовершенной конкуренции на примере ЖКХ