Регулирование рынков несовершенной конкуренции на примере ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать проблему регулирования рынков несовершенной конкуренции на примере государственного регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг.
Задачи работы:
- теоретическое изучение понятия «несовершенная конкуренция», ее основных видов и признаков;
- рассмотрение существующих подходов к проблеме регулирования государством рынков несовершенной конкуренции;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………................................3
1 Понятие, формы и способы государственного регулирования рынков несовершенной конкуренции…………………………….…..………………………………………..4
1.1 Сущность несовершенной конкуренции…………………………………………………..4
1.2 Виды несовершенной конкуренции….………………………………………………………4
1.3Измерение монопольной власти…………..………………………………………………….8
1.4 Государственное регулирование несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………….11
2 Государственное регулирование жилищно-коммунальных услуг…………………………………………………………………………………………………………………18
2.1 Причины регулирования и экономическое состояние отрасли…………………………………………………………………………………………………………….18
2.2 Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………………………………………………………….20
2.3 Государственное регулирование: контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства и установление тарифов на услуги ЖКХ…………………………………………………………………………………………………………………..22
2.4 Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...............................32
Список используемой литературы……………………………………………......................33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.91 Кб (Скачать файл)

 

Нельзя не подчеркнуть  еще одну из проблем, связанную с  государственных регулированием цен  на продукцию естественных монополий, – отсутствие стимулов к повышению  качества продукции. Более того, за счет снижения качества естественная монополия получает возможность  снизить издержки и увеличить  разрыв между установленной ценой  и своими затратами. А при отсутствии конкуренции на рынке снижение качества не оказывает существенного влияния  на положение компании.

Дерегулирование естественных монополий

Реформирование естественных монополий в большинстве стран  связано с дерегулированием. Недостатки и просчеты контроля и управления монопольными компаниями со стороны  государства нередко приводили  к нерациональному использованию  национальных ресурсов. Некоторые теоретики  даже утверждали, что государственное  регулирование приносит больше вреда, чем пользы. Проведенные исследования показали, что ослабление конкуренции  на регулируемых рынках вело к снижению качества естественно монопольных  товаров и услуг, а также к  росту цен на них. В течение  последних десятилетий XX в. во многих странах мира шел активный поиск  методов государственного регулирования, допускающих внедрение элементов  конкуренции, дифференциацию способов государственного контроля и частичную  приватизацию в естественно монопольной  сфере.

Способом устранения или  снижения рыночной власти естественного  монополиста является «внедрение»  рыночной конкуренции. Роль государства  заключается в том, чтобы облегчить  по возможности появление новых  фирм на рынке при повышении спроса на продукцию отрасли. Иногда увеличение степени конкурентности рынка желательно даже в том случае, если при этом приходится жертвовать частью экономии на масштабе производства. Уменьшение барьеров для вхождения в отрасль  помогает снизить степень влияния  естественного монополиста уже  самой угрозой появления потенциальных  конкурентов, хотя реальный выход может  быть и не осуществлен. Спорным вопросом оказывается выбор оптимальной  остроты конкуренции.

В то же время избыточная конкуренция на рынке естественной монополии приводит к потере общественного  благосостояния из-за неоптимального использования производственных ресурсов. Здесь речь идет о свойстве субаддитивности  издержек естественной монополии, которое  означает, что концентрация производства и капитала в виде единственного  предприятия в отрасли обеспечивает более низкие издержки производства по сравнению с несколькими производителями  того же объема продукции.

         Грамотное стимулирование конкуренции  на рынке естественной монополии  не предполагает развития конкуренции  в тех сегментах рынка, где  она невозможна или не желательна. Например, рынок природного газа  является одной из традиционных  естественных монополий. В действительности  экономические  причины формирования  естественной монополии действуют  лишь в отношении газотранспортировки.  Соответственно, добыча и реализация  природного газа могут рассматриваться  как потенциально конкурентные  рынки.

2. Государственное регулирование жилищно-коммунальных услуг.

 2.1 Причины регулирование и экономическое состояние отрасли

 В силу высокой социальной значимости и жизнеобеспечивающих функций, ЖКХ можно отнести к области государственного контроля за безопасность продукции, то есть государство должно гарантировать потребителям определённый уровень качества жилищно-коммунальных услуг и их безопасность.

Для жилищно-коммунальных услуг  характерны:

а) принадлежность к группе жизнеобеспечения;

б) социальная значимость;

в) низкая заменяемость другими  услугами.

 

Монопольное положение предприятий  отрасли приводит к недостаточно эффективному использованию имеющихся  финансовых и материальных ресурсов, необоснованному завышению цен и тарифов отсутствию оперативного реагирования на требования потребителей путем принятия адекватных экономических мер и управленческих решений, слабой восприимчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства к требованиям научно-технического прогресса, отсутствию личной заинтересованности работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ (услуг), связи с отсутствием у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг.

В настоящее время ценовой  контроль, осуществляемый по ряду услуг  органами государственной власти, а  по ряду услуг органами местного самоуправления, должен противостоять возможности  предприятий-монополистов использовать монопольное положение для неоправданного роста цен. Однако, отсутствие методических материалов по проблемам ценообразования  в сфере естественных локальных  монополий, а также системы типовых  договоров, отражающих интересы, как поставщика услуги, так и ее потребителя, делает этот контроль недостаточно эффективным.

Антимонопольное регулирование, имеющее целью снижение негативных последствий монопольного положения  предприятий отрасли и обеспечение  безусловного соблюдения требований соответствующих законов 5, возможно путем реализации комплекса взаимоувязанных действий как экономического, так и административного характера, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что требует совершенствования функционирования таких составляющих хозяйственного механизма как финансирование, ценообразование, управление и взаимоотношения между всеми сторонами, участвующими в процессе производства и получения жилищно-коммунальных услуг.

                За последние годы значительно  изменилась ситуация с собственностью  на объекты жилищного и коммунального  хозяйства. Она характеризуется  тремя главными тенденциями:

  • массовой приватизацией жилищного фонда;
  • передачей объектов жилищно-коммунального хозяйства из государственной собственности в муниципальную собственность;
  • акционированием части объектов жилищно-коммунального хозяйства, в основном объектов электро- и теплоснабжения, входящих в единую систему энергообеспечения страны.

Этот процесс заложил  предпосылки для развития конкуренции  и демонополизации в отрасли, но к настоящему времени не дал  существенных позитивных результатов.

В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования современных систем жизнеобеспечения территорий большинство предприятий  жилищно-коммунального хозяйства, и  в первую очередь, связанные с  сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой  ими территории (являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами  городов и районов (исключения в  отдельных случаях составляют межрайонные  электрические сети, водопроводные  сети и ряд других объектов, имеющих  межрайонное значение).

2.2 Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства

Россия характеризуется  большим разнообразием региональных особенностей, связанных с административными, нормативно-правовыми, климатическими, технологическими отличиями и размерами  территорий муниципальных образований.

Большинство основных фондов в жилищно-коммунальной сфере является муниципальной собственностью, то есть вопросы владения, распоряжения и  пользования ими находятся в  ведении муниципальных органов  власти. Жилищное законодательство и  вопросы социальной поддержки населения  являются законодательством совместного  ведения Российской Федерации и  ее субъектов. Такая ситуация приводит к большому нормативно-правовому  разнообразию в регионах. Эти различия могут заключаться в условиях финансирования отрасли, в подходах к вопросам собственности на объекты  жилищно-коммунального хозяйства, в  социальной, тарифной политике в этой сфере.

В регионах сложились различные  схемы административного управления отраслью, начиная от жесткой вертикальной схемы управления и финансирования в пределах региона и заканчивая ситуацией, когда муниципальные  образования полностью самостоятельны в вопросах жилищно-коммунального  хозяйства.

Существенно различаются  подходы к управлению отраслью и  на уровне муниципальных образований: в одних случаях преобладают  административные начала, в других - ставка делается на развитие рыночных отношений.

          Климатические особенности в регионах приводят к различию в сезонности предоставления коммунальных услуг, в частности - отопления, к использованию различных технологий их предоставления, и в конечном счете - к объективно разной стоимости жилищно-коммунальных услуг. Учет климатических особенностей, например Крайнего Севера, может привести к существенным разным подходам к развитию отрасли, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Наряду с климатическими существуют значительные технологические  особенности предоставления жилищно-коммунальных услуг. К таким особенностям можно  отнести вид топлива, используемый в теплоснабжении и способ его  поставки, поверхностный или подземный  водозабор, технология водоподготовки и т.д. Технологические особенности  также могут существенно влиять на подходы к развитию конкуренции  и демонополизации отрасли.

Все это должно учитываться  при разработке программ развития жилищно-коммунального  хозяйства каждого региона и  муниципального образования.

2.3Государственное  регулирование: контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства и установление тарифов на услуги ЖКХ

     Наличие различных видов собственности предполагает государственное регулирование в вопросах содержания и использования жилищного фонда и объектов коммунального назначения, обеспечивающее соблюдение обязательных для всех собственников федеральных стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и разработку на их базе региональных стандартов содержания жилья и объектов коммунального назначения. По мере улучшения финансирования работ по обслуживанию жилищного фонда и объектов коммунального назначения эти стандарты могут ужесточаться.

Государственный контроль и  регулирование качества жилищно-коммунального  обслуживания могут осуществляться органами местного самоуправления, органами государственной жилищной инспекции  субъектов Российской Федерации, контролирующими  не только соблюдение стандартов качества предоставляемых услуг, но и наличие  соответствующих договоров. С учетом этого, соответствующие органы целесообразно  наделить правом административного  воздействия на подрядные организации, выполняющие по договору определенные виды и объемы работ; на управляющие  организации и собственников  жилья и объектов коммунального  назначения.

Помимо плановой деятельности неотъемлемой функцией государственных  жилищных инспекций субъектов Российской Федерации является оперативное  реагирование на обращения и заявления  потребителей жилищно-коммунальных услуг. Государственные жилищные инспекции  взаимодействуют с территориальными управлениями Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации соответствующими полномочиями, проводит комплексный анализ и обобщение  тенденций развития жилищно-коммунального  хозяйства на основе государственной  статистической и бухгалтерской  отчетности, осуществляет формирование государственной политики в этой сфере экономики, координацию деятельности органов управления жилищно-коммунальным хозяйством субъектов Российской Федерации, осуществляет разработку федеральных  законодательных и иных правовых актов, норм, правил и государственных  стандартов качества, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства.

На уровне субъектов Российской Федерации государственное регулирование  развития и функционирования жилищно-коммунального  хозяйства, в том числе, координации  деятельности по переходу к новым  тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг, должно осуществляться органами управления жилищно-коммунального  хозяйства субъектов Российской Федерации, наделенными соответствующими полномочиями (министерство, комитет, департамент, государственная жилищная инспекция субъекта Российской Федерации  и другие).

Одной из форм государственного регулирования и контроля качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является лицензирование, а  также определение приоритетных групп потребителей этих услуг, подлежащих обязательному обслуживанию, и минимального уровня предоставляемых услуг в  случае невозможности полного удовлетворения их потребностей из-за недостатка ресурсов или мощностей у организации, отнесенной к естественной монополии  или доминирующей на рынке указанных  услуг.

Установление  Тарифов.

Предоставление любой  жилищно-коммунальной услуги, как правило, связано с взаимодействием нескольких хозяйствующих субъектов, Демонополизация  и развитие конкуренции в этой сфере направлены на привлечение  в технологическую цепочку производства и предоставления услуг специализированных организаций, что позволяет получить оптимальное соотношение цены и  качества необходимых работ и  услуг.

Информация о работе Регулирование рынков несовершенной конкуренции на примере ЖКХ