Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:56, курсовая работа
Цель работы: исследовать проблему регулирования рынков несовершенной конкуренции на примере государственного регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг.
Задачи работы:
- теоретическое изучение понятия «несовершенная конкуренция», ее основных видов и признаков;
- рассмотрение существующих подходов к проблеме регулирования государством рынков несовершенной конкуренции;
Введение……………………………………………………………………………................................3
1 Понятие, формы и способы государственного регулирования рынков несовершенной конкуренции…………………………….…..………………………………………..4
1.1 Сущность несовершенной конкуренции…………………………………………………..4
1.2 Виды несовершенной конкуренции….………………………………………………………4
1.3Измерение монопольной власти…………..………………………………………………….8
1.4 Государственное регулирование несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………….11
2 Государственное регулирование жилищно-коммунальных услуг…………………………………………………………………………………………………………………18
2.1 Причины регулирования и экономическое состояние отрасли…………………………………………………………………………………………………………….18
2.2 Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………………………………………………………….20
2.3 Государственное регулирование: контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства и установление тарифов на услуги ЖКХ…………………………………………………………………………………………………………………..22
2.4 Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...............................32
Список используемой литературы……………………………………………......................33
Нельзя не подчеркнуть
еще одну из проблем, связанную с
государственных регулированием цен
на продукцию естественных монополий,
– отсутствие стимулов к повышению
качества продукции. Более того, за
счет снижения качества естественная
монополия получает возможность
снизить издержки и увеличить
разрыв между установленной ценой
и своими затратами. А при отсутствии
конкуренции на рынке снижение качества
не оказывает существенного
Дерегулирование естественных монополий
Реформирование естественных
монополий в большинстве стран
связано с дерегулированием. Недостатки
и просчеты контроля и управления
монопольными компаниями со стороны
государства нередко приводили
к нерациональному
Способом устранения или
снижения рыночной власти естественного
монополиста является «внедрение»
рыночной конкуренции. Роль государства
заключается в том, чтобы облегчить
по возможности появление новых
фирм на рынке при повышении спроса
на продукцию отрасли. Иногда увеличение
степени конкурентности рынка желательно
даже в том случае, если при этом
приходится жертвовать частью экономии
на масштабе производства. Уменьшение
барьеров для вхождения в отрасль
помогает снизить степень влияния
естественного монополиста уже
самой угрозой появления
В то же время избыточная
конкуренция на рынке естественной
монополии приводит к потере общественного
благосостояния из-за неоптимального
использования производственных ресурсов.
Здесь речь идет о свойстве субаддитивности
издержек естественной монополии, которое
означает, что концентрация производства
и капитала в виде единственного
предприятия в отрасли
Грамотное стимулирование
2. Государственное регулирование жилищно-коммунальных услуг.
2.1 Причины регулирование и экономическое состояние отрасли
В силу высокой социальной значимости и жизнеобеспечивающих функций, ЖКХ можно отнести к области государственного контроля за безопасность продукции, то есть государство должно гарантировать потребителям определённый уровень качества жилищно-коммунальных услуг и их безопасность.
Для жилищно-коммунальных услуг характерны:
а) принадлежность к группе жизнеобеспечения;
б) социальная значимость;
в) низкая заменяемость другими услугами.
Монопольное положение предприятий отрасли приводит к недостаточно эффективному использованию имеющихся финансовых и материальных ресурсов, необоснованному завышению цен и тарифов отсутствию оперативного реагирования на требования потребителей путем принятия адекватных экономических мер и управленческих решений, слабой восприимчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства к требованиям научно-технического прогресса, отсутствию личной заинтересованности работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ (услуг), связи с отсутствием у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг.
В настоящее время ценовой
контроль, осуществляемый по ряду услуг
органами государственной власти, а
по ряду услуг органами местного самоуправления,
должен противостоять возможности
предприятий-монополистов использовать
монопольное положение для
Антимонопольное регулирование,
имеющее целью снижение негативных
последствий монопольного положения
предприятий отрасли и
За последние годы значительно
изменилась ситуация с
Этот процесс заложил предпосылки для развития конкуренции и демонополизации в отрасли, но к настоящему времени не дал существенных позитивных результатов.
В силу технологических особенностей
отрасли и условий формирования
современных систем жизнеобеспечения
территорий большинство предприятий
жилищно-коммунального
2.2 Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства
Россия характеризуется
большим разнообразием
Большинство основных фондов
в жилищно-коммунальной сфере является
муниципальной собственностью, то есть
вопросы владения, распоряжения и
пользования ими находятся в
ведении муниципальных органов
власти. Жилищное законодательство и
вопросы социальной поддержки населения
являются законодательством совместного
ведения Российской Федерации и
ее субъектов. Такая ситуация приводит
к большому нормативно-правовому
разнообразию в регионах. Эти различия
могут заключаться в условиях
финансирования отрасли, в подходах
к вопросам собственности на объекты
жилищно-коммунального
В регионах сложились различные
схемы административного
Существенно различаются подходы к управлению отраслью и на уровне муниципальных образований: в одних случаях преобладают административные начала, в других - ставка делается на развитие рыночных отношений.
Климатические особенности в регионах приводят к различию в сезонности предоставления коммунальных услуг, в частности - отопления, к использованию различных технологий их предоставления, и в конечном счете - к объективно разной стоимости жилищно-коммунальных услуг. Учет климатических особенностей, например Крайнего Севера, может привести к существенным разным подходам к развитию отрасли, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Наряду с климатическими существуют значительные технологические особенности предоставления жилищно-коммунальных услуг. К таким особенностям можно отнести вид топлива, используемый в теплоснабжении и способ его поставки, поверхностный или подземный водозабор, технология водоподготовки и т.д. Технологические особенности также могут существенно влиять на подходы к развитию конкуренции и демонополизации отрасли.
Все это должно учитываться при разработке программ развития жилищно-коммунального хозяйства каждого региона и муниципального образования.
2.3Государственное регулирование: контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства и установление тарифов на услуги ЖКХ
Наличие различных видов собственности предполагает государственное регулирование в вопросах содержания и использования жилищного фонда и объектов коммунального назначения, обеспечивающее соблюдение обязательных для всех собственников федеральных стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и разработку на их базе региональных стандартов содержания жилья и объектов коммунального назначения. По мере улучшения финансирования работ по обслуживанию жилищного фонда и объектов коммунального назначения эти стандарты могут ужесточаться.
Государственный контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания могут осуществляться органами местного самоуправления, органами государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации, контролирующими не только соблюдение стандартов качества предоставляемых услуг, но и наличие соответствующих договоров. С учетом этого, соответствующие органы целесообразно наделить правом административного воздействия на подрядные организации, выполняющие по договору определенные виды и объемы работ; на управляющие организации и собственников жилья и объектов коммунального назначения.
Помимо плановой деятельности
неотъемлемой функцией государственных
жилищных инспекций субъектов Российской
Федерации является оперативное
реагирование на обращения и заявления
потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Государственные жилищные инспекции
взаимодействуют с
Федеральный орган исполнительной
власти, наделенный Правительством Российской
Федерации соответствующими полномочиями,
проводит комплексный анализ и обобщение
тенденций развития жилищно-коммунального
хозяйства на основе государственной
статистической и бухгалтерской
отчетности, осуществляет формирование
государственной политики в этой
сфере экономики, координацию деятельности
органов управления жилищно-коммунальным
хозяйством субъектов Российской Федерации,
осуществляет разработку федеральных
законодательных и иных правовых
актов, норм, правил и государственных
стандартов качества, эксплуатации, капитального
ремонта и реконструкции
На уровне субъектов Российской
Федерации государственное
Одной из форм государственного
регулирования и контроля качества
предоставляемых жилищно-
Установление Тарифов.
Предоставление любой
жилищно-коммунальной услуги, как правило,
связано с взаимодействием
Информация о работе Регулирование рынков несовершенной конкуренции на примере ЖКХ