Регулирование рынков несовершенной конкуренции на примере ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать проблему регулирования рынков несовершенной конкуренции на примере государственного регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг.
Задачи работы:
- теоретическое изучение понятия «несовершенная конкуренция», ее основных видов и признаков;
- рассмотрение существующих подходов к проблеме регулирования государством рынков несовершенной конкуренции;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………................................3
1 Понятие, формы и способы государственного регулирования рынков несовершенной конкуренции…………………………….…..………………………………………..4
1.1 Сущность несовершенной конкуренции…………………………………………………..4
1.2 Виды несовершенной конкуренции….………………………………………………………4
1.3Измерение монопольной власти…………..………………………………………………….8
1.4 Государственное регулирование несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………………………………….11
2 Государственное регулирование жилищно-коммунальных услуг…………………………………………………………………………………………………………………18
2.1 Причины регулирования и экономическое состояние отрасли…………………………………………………………………………………………………………….18
2.2 Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………………………………………………………….20
2.3 Государственное регулирование: контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства и установление тарифов на услуги ЖКХ…………………………………………………………………………………………………………………..22
2.4 Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...............................32
Список используемой литературы……………………………………………......................33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.91 Кб (Скачать файл)

3. Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Определяется как сумма  квадратов долей всех фирм, действующих  на рынке:

где  — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной  фирмы, индекс Херфиндаля — Хиршмана будет равен 10000. Для двух фирм с  равными долями , для 100 фирм с долей в 1% H=100 . Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.  Индекс Херфиндаля ограничен сверху 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии одной фирмы) и 1000/n снизу, где n — количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли)

С 1982  года  индекс  Херфиндаля-Хиршмана  служит  основным  ориентиром  при осуществлении  антимонопольной  политики  США.  Его  основным  преимуществом служит  способность  чутко  реагировать  на  перераспределение  долей между фирмами, действующими  на  рынке. 

По значениям коэффициентов  концентрации (CR) и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:

  • I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR < 100% ; 1800 < HHI < 10000
  • II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 45% < СR < 70% ; 1000 < HHI < 1800
  • III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR < 45% ; HHI < 1000

1.4  Государственное регулирование рынков несовершенной конкуренции

  • Причины государственного регулирования

 

 Несмотря на наличие  технической эффективности концентрации  производства в руках одного  предприятия, монополист или олигополист  зачастую злоупотребляет своим  положением. Это проявляется в завышении издержек или вздувании прибыли. А неоправданно высокие цены сводят на нет социальный эффект экономии от масштаба. Подробно  рассмотрением негативных последствий злоупотребления монопольной власти занимался английский экономист Дж. Робинсон. Робинсон акцентировал внимание на таких пагубных для общества эффектах монополизации как:  рост безработицы, ограничение производства, повышение цен, торможении научно-технического прогресса. 2

 

 Существуют два основных  варианта экономического поведения  продавца товара на неконкурентном  рынке, позволяющие извлечь прибыль,  существенно большую, чем в  случае его действий на конкурентном  рынке.

 

  1. Стремление к извлечению экономической прибыли и назначение цены выше предельных издержек, в случае установления единой цены на товар для различных групп потребителей, приводит к сокращению объёма производства относительно конкурентного уровня и появлению DWL ("потерь мёртвого груза", площадь ВС).

 

2. Стремясь минимизировать  безвозвратные потери и захватить  большую часть потребительского  излишка, монополисты и олигополисты  прибегает к ценовой дискриминации 3- назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса. Для этого продавец должен располагать необходимой массой товарной продукции, способной удовлетворить спрос группы покупателей с низкой платежеспособностью. А также данный товар должен быть неподходящим для длительного хранения и накопления, поскольку в противном случае появляется покупатель, приобретающий товар по низкой цене с целью последующей перепродажи по высокой.

Самое главное условие  заключается в возможности разделения групп потребителей по их платежеспособности посредством взимания разной платы  за один и тот же товар. Процесс  ценовой дискриминации является одной из форм перераспределения  средств, поэтому ценовая дискриминация  запрещается антимонопольным законодательством  большинства развитых стран.

Поскольку цены на продукцию  монополий велики, то бывает так, что  предприятия продают свои товары и услуги в кредит. А это всегда выливается в стремление потребителей задерживать платежи за потребленную продукцию.

 Таким образом, последствия  монопольного поведения заключаются  не только в уменьшении объемов  производства, но и в создании  предпосылок развития кризиса  неплатежей. Распространение неплатежей  – результат ценовой дискриминации  экономических структур, обладающих  влиянием на рынке и не стесненных  в своей деятельности регулирующим  воздействием государства.

  • Антимонопольная политика государства

- это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий.

       Первый в современной истории антимонопольный закон был принят в 1889 году в Канаде. Годом позже в США был принят Акт Шермана4. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

  • Принципы антимонопольной политики

- Изучение рынков, выявление  среди них конкурентных и монопольных. 

- Дифференцированный подход  к монопольным рынкам.

- Выделение зоны естественной  монополии. Везде, где действует  монополия, рыночные механизмы  функционируют слабо или не  работают вообще. Не составляет  исключения и зона естественного  монополизма, требующая особых  форм государственного регулирования.

- Выявление монополий,  в отношении которых государство  проводит жесткую антимонопольную  политику. Государство стремится  не допустить превращения крупного  бизнеса, возникшего на основе  концентрации и централизации  производства и капитала, в монополию,  нарушающую нормальное функционирование  рыночного механизма. Государство  контролирует процессы слияния  корпораций, и далеко не каждое  из них признается законным  и допустимым. Именно против таких  монополий в первую очередь  направлено антимонопольное законодательство.

         Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного, преимущественно административного, контроля. Экономические регуляторы малоэффективны, так как на их применение монополия отреагирует дальнейшим повышением цен и свертыванием производства, решая свои проблемы за счет потребителей. Имея дело с монополией, необходимо одновременно регулировать цену, количество и качество продукции. Контроль какого-то одного из этих параметров при свободном формировании других не даст желаемого результата. Монополия все равно реализует свой экономический интерес, отыгравшись на потребителях. Государство, защищая интересы граждан, вправе снимать административный контроль лишь по мере демонополизации рынков.

- Сочетание антимонопольной политики,  правовых норм и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию. Если в развитых странах такая триада действует давно, то у нас она находится еще в стадии формирования, причем самым слабым звеном является организация выполнения. Необходимы комитеты и комиссии по демонополизации в центральных и местных законодательных органах, соответствующие звенья исполнительной власти, обязанностью которых является осуществление на практике антимонопольных законов и поддержание конкурентного режима на контролируемых рынках.

      Судя по опыту развитых стран, антимонопольная политика ведется по двум направлениям. К первому из них относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным для крупного бизнеса. Это снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений (квот), улучшение инвестиционного климата для зарубежных вкладчиков капитала, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, стимулирование производств, продукция которых может конкурировать с товарами монополий, и др. Указанные методы образуют как бы антимонопольную профилактику.

      Второе направление объединяет способы воздействия на монополию. Их пускают в ход, когда совокупность методов первого направления оказалась безрезультатной и предотвратить появление монополии не удалось. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства, и т.д. Хоть и редко, но бывают ситуации, когда корпорация, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

      В российской экономике начала 90-х годов разрушение командно административной системы происходило быстрее, чем демонополизация экономики. В результате отечественные монополии, освободившись от административного диктата государства, вплотную занялись реализацией своих рыночных преимуществ - поднимают цены, ограничивают производство и продажи, экономят на качестве. В осуществляемой экономической реформе необходимо ускорить демонополизацию, каждый шаг которой будет увеличивать эффективность экономических регуляторов.

       Регулирование естественных монополий

Естественные монополии  являются неотъемлемой частью экономики  любого государства, хотя отношение  экономистов к их исключительному  положению, так же, как и к монополизму  в целом, характеризуется прямо  противоположными взглядами. Так или  иначе, деятельность естественных монополий  подлежит государственному регулированию. Во-первых, спрос на продукцию естественных монополий характеризуется низкой эластичностью, что позволяет манипулировать ценами и ограничивать объем выпуска. Во-вторых, естественные монополии  составляют “костяк” национальной экономики, обеспечивают взаимодействие между  регионами и экономическую безопасность страны в целом.

К основным формам государственного регулирования можно отнести:

‑ ценообразование продукции;

          ‑ ограничение доходности естественных монополий;

          - регулирование отношений собственности  на естественные монополии.

Ценовое регулирование

Его суть состоит в определении  и установлении фиксированных цен  на товары и услуги, либо их предельного  уровня, либо предельных коэффициентов  изменения цен на товары отраслей естественных монополий.

       Существуют  различные модели государственного  ценообразования:

     ‑ ценообразование по предельным издержкам;

          ‑ценообразование по Рамсею (установление “социально справедливой цены”);

     ‑ ценообразование по издержкам пиковой нагрузки.

 

Ценообразование по предельным издержкам - установление цены на товар или услугу, равную предельным издержкам их производства. Однако, если товар или услуга произведены при условии положительно эффекта масштаба, то предельные издержки будут ниже средних издержек и фирма будет терпеть убытки.

Модель Рамсея (“социально справедливой” цены). В основе лежит принцип максимизации потребительского выигрыша при условии безубыточной деятельности естественной монополии. Цена устанавливается на уровне, хотя и превышающем предельные издержки, но который позволяет монополии получать нормальную прибыль при выпуске продукции, соответствующем спросу, то есть исключается возможность намеренного ограничения выпуска.

 

Однако при использовании  этой модели также существует проблема не симметричности информации об уровне издержек, что вызывает “желание”  намеренного завышения отчетного  уровня затрат. Также проблематично  оценить на практике уровень хозяйственного риска естественной монополии и  нормальный уровень доходности.

 

Колебания спроса и затрат требуют постоянной корректировки  цен. С другой стороны, чем чаще производятся корректировки, тем меньше стимулов у производителя для технологических  усовершенствований, позволяющих снизить  издержки и выиграть тем самым  на разнице цены и затрат. Таким  образом, при выборе периодичности  пересмотра цен возникает дилемма  между более эффективным распределением ресурсов в обществе и повышением эффективности производства.

 

Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки применяется в отраслях, характеризующихся изменениями производственной нагрузки в течение сезона или дня. Идея этой модели помимо достижения максимума общественного благосостояния заключается в заинтересованности производителя в создании производственных мощностей, способных удовлетворить “пиковый” спрос. Согласно данной модели, ценообразование происходит следующим образом: для всех периодов, кроме периода пиковой нагрузки, цена устанавливается на уровне средних переменных издержек. В период пиковой нагрузки – на уровне долгосрочных средних издержек, включающих в себя как переменную, так и постоянную составляющие. Получается, что в период пиковой нагрузки постоянные издержки естественной монополии полностью оплачиваются потребителями, тогда как в прочие периоды оплачиваются только переменные издержки. Соответственно, когда выполняется равенство производственных мощностей и пикового спроса, естественная монополия получает экономическую прибыль.

Информация о работе Регулирование рынков несовершенной конкуренции на примере ЖКХ