Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 11:51, курсовая работа
Развитие муниципального образования с помощью реализации целевых программ является актуальной темой. Программно-целевые методы используются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Решение проблем муниципальных образований происходит через реализацию целевых программ. Программа является инструментом реализации государственной политики. Только этот инструмент позволяет достичь желаемого результата, четко описывая путь к достижению цели. Только программно-целевое управление, способно решать сложные комплексные проблемы и имеет достаточно протяженную во времени зарубежную и отечественную практику применения.
Оглавление
Введение 3
Полномочия местного самоуправления в сфере социально-экономического развития территорий. 5
Анализ социально-экономического положения 6
Структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования 7
Место целевых программ в социально-экономическом развитии муниципального образования 10
Порядок разработки муниципальных целевых программ 12
Механизмы реализации муниципальных целевых программ 15
Анализ социально-экономического развития городского округа города Владимира. 19
Ведомственная целевая программ «Молодежь и город.» 24
«Молодежь и город-2010» 25
«Молодежь и город 2011-2013» 27
Заключение 32
Список литературы: 35
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ВЛАДИМИРСКИЙ
ФИЛИАЛ
КАФЕДРА
УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: Основы государственного и муниципального управления
на тему: «Регулирование социально-экономического развития в муниципальном образовании с помощью разработки и реализации целевых программ на примере г. Владимира»
Выполнила:
Нестерович А. А.
студентка очно-заочного
(вечернего) обучения, курсI,
группа ПГв-111,
специальность Государственное
и муниципальное управление.
Научный руководитель:
Аннин А.Г., д.и.н.,
профессор
Дата сдачи_________
Дата защиты_________
Оценка_________
Владимир 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
Введение 3
Полномочия
местного самоуправления
в сфере социально-
Анализ социально-экономического положения 6
Структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования 7
Место целевых программ в социально-экономическом развитии муниципального образования 10
Порядок разработки муниципальных целевых программ 12
Механизмы реализации муниципальных целевых программ 15
Анализ социально-экономического развития городского округа города Владимира. 19
Ведомственная целевая программ «Молодежь и город.» 24
«Молодежь и город-2010» 25
«Молодежь и город 2011-2013» 27
Заключение 32
Список литературы: 35
Развитие муниципального образования с помощью реализации целевых программ является актуальной темой. Программно-целевые методы используются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Решение проблем муниципальных образований происходит через реализацию целевых программ. Программа является инструментом реализации государственной политики. Только этот инструмент позволяет достичь желаемого результата, четко описывая путь к достижению цели. Только программно-целевое управление, способно решать сложные комплексные проблемы и имеет достаточно протяженную во времени зарубежную и отечественную практику применения.
Но к сожалению, приходится констатировать, что развитие программно-целевых методов территориального управления и планирования в России тормозится в связи с сохраняющейся неопределенностью и отсутствием четкого разделения прав и полномочий органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, не отрегулированы и федеративные отношения, в том числе в области межбюджетных финансовых потоков. Все более становится очевидным, что региональные и муниципальные программы должны опираться на финансирование из собственных бюджетов, активно привлекая инвестиции, создавая благоприятные условия, в том числе повышая инвестиционную активность предприятий и населения региона.
Несмотря
на большой интерес исследователей
к названной проблематике, многие
принципиальные вопросы только обозначены,
но не решены, в том числе, связанные
с выявлением особенностей и принципов
организации программно-
Цель работы состоит в развитии теоретических положений и анализе эффективности регулирования социально-экономического развития муниципального образования пи помощи целевых программ.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
Объект исследования: муниципальное образование город Владимир
Предмет исследования: экономико-организационные отношения, опосредствующие процессы разработки и реализации целевых программ, ведомственные целевые программы в сфере молодежной политики г. Владимира
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых, разработки научно-исследовательских центров по проблемам программно-целевого управления. Методологической основой послужили статистические, математические, социологические методы исследования.
Федеральный закон 2003 г.1 относит к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К вопросам местного значения муниципальных образований разных типов закон относят: планирование застройки территорий, установление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль за использованием земель, экологический контроль и другие функции, необходимые для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития.
Базовым документом для разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований служит указ Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации»2 . В этом документе указано, что основной задачей органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Отмечено, что только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления способны успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения.
Особую роль в социально-экономическом развитии государства и регионов играет стимулирование развития городов, располагающих крупным экономическим и научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики соответствующих субъектов РФ.
Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой принятия органами местного самоуправления различных управленческих решений, в т. ч. и в сфере комплексного социально- экономического развития территории. Он проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие периоды.
Целью анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих периодов, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности, выявление резервов роста.3
С целью разработки планов и программ развития анализ социально-экономического положения муниципального образования обычно проводится за предшествующий трехлетний период по нескольким направлениям (рис. .1)
Анализ показателей для каждой сферы муниципальной деятельности осуществляют соответствующие отраслевые подразделения местных администраций.
На этой основе экономическая служба администрации проводит сводный анализ социально-экономического положения территории. Его качество в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования.
Основными исходными данными для анализа социально-экономического положения муниципального образования являются данные, получаемые от органов государственной статистики и других органов государственной власти. На безвозмездной основе осуществляется обмен информацией между органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми органами, территориальными органами Федерального казначейства.
Анализ социально-экономического положения муниципального образования завершается формулированием и количественной характеристикой основных проблем. Выявление основных проблем создает объективную основу для системного построения структуры целей и задач программ комплексного социально-экономического развития.
Структура
этой концепции обусловлена системой
целей и задач социально-
Для этих разделов характерно следующее содержание.
1.
Стартовые условия и оценка
исходной социально-
Прежде всего анализируется имеющаяся информация о социально-экономической ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального образования невозможна. Затем рассматриваются роль и место данного муниципального образования в стране и регионе, особенности его социально-экономического положения, предпосылки и условия развития.
2.
Стратегические цели и
Здесь рассматривается стратегический выбор муниципального образования.
Две крайних позиции в этом вопросе могут быть следующими:
• сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия);
•
полная смена приоритетов и
В действительности, скорее всего, потребуется сочетание обеих этих стратегий в разных пропорциях, в зависимости от конкретных условий данного муниципального образования. С учетом этого должны быть определены ч основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и средний.