Регулирование социально-экономического развития в муниципальном образовании с помощью разработки и реализации целевых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Развитие муниципального образования с помощью реализации целевых программ является актуальной темой. Программно-целевые методы используются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Решение проблем муниципальных образований происходит через реализацию целевых программ. Программа является инструментом реализации государственной политики. Только этот инструмент позволяет достичь желаемого результата, четко описывая путь к достижению цели. Только программно-целевое управление, способно решать сложные комплексные проблемы и имеет достаточно протяженную во времени зарубежную и отечественную практику применения.

Содержание работы

Оглавление
Введение 3
Полномочия местного самоуправления в сфере социально-экономического развития территорий. 5
Анализ социально-экономического положения 6
Структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования 7
Место целевых программ в социально-экономическом развитии муниципального образования 10
Порядок разработки муниципальных целевых программ 12
Механизмы реализации муниципальных целевых программ 15
Анализ социально-экономического развития городского округа города Владимира. 19
Ведомственная целевая программ «Молодежь и город.» 24
«Молодежь и город-2010» 25
«Молодежь и город 2011-2013» 27
Заключение 32
Список литературы: 35

Файлы: 1 файл

курсовик гму.docx

— 115.72 Кб (Скачать файл)

     Стратегический  выбор — самый ответственный  момент в разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.

     3. Раздел «Основные направления  реализации стратегических целей»  включает следующие подразделы:

     • развитие и структурная перестройка  промышленного потенциала территории;

     • формирование и развитие элементов  инфраструктуры рыночной экономики;

     • социальная политика;

     • обустройство территории: градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства;

     • экологическая политика;

     • развитие человеческого потенциала территории;

     • совершенствование организации  и деятельности муниципальной власти.

     4. Подпрограммы.

     В составе концепции или стратегического  плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например «Жилье», «Социальная защита», «Здравоохранение» и т. п.

     На  основе общей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: программы приватизации, концепции генеральных планов, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.

     5. Механизм реализации концепции  социально-экономического развития.

     Здесь должны быть рассмотрены:

     • механизмы государственной и  муниципальной поддержки выполнения намеченной стратегии, в т. ч. нормативно-правовой;

     • источники и финансовые механизмы  реализации намеченной стратегии (оценить сводный баланс финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования предстоящих расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих бюджетов, средств населения, займы, кредиты и т. д.);

     • механизмы совершенствования системы  муниципального управления (привлечение граждан к принятию управленческих решений, развитие информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров и т. д.).

 

Место целевых программ в социально-экономическом  развитии муниципального образования

 

     Реализация  текущих и перспективных планов комплексного социально-экономического развития муниципального образования предполагает разбивку их на отдельные мероприятия. Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципального образования.

     Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы.

     Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования.

     Муниципальная целевая программа  представляет собой  увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий.5

     Существует  множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам реализации, направленности и механизмам реализации (рис3)

     По  статусу целевые  программы

     

     По  назначению различают комплексные целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные программы.

     По  срокам реализации. Муниципальные целевые программы чаще всего бывают краткосрочными, входя в состав текущих планов, и реже — среднесрочными.

       

     По  направленности решаемых проблем

     По  механизму реализации различают заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные целевые программы, когда исполнители мероприятий определяются по конкурсу после утверждения программы и объемов ее финансирования.

     Проблемы социально-экономического paзвития муниципальных образований могут решаться целевыми программами всех трех уровней: федеральными, региональными и муниципальными. Поэтому органы местного самоуправления должны одинаково хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализации целевых программ, имеющих различный статус. Это важно еще и потому, что наиболее полно технология разработки, утверждения и реализации целевых программ разработана на федеральном уровне. На муниципальный уровень переносятся лишь ее отдельные положения, приспособленные к соответствующим условиям реализации.

     Порядок, принципы разработки, утверждения и  реализации федеральных целевых программ определены Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»6 и постановлением Правительства РФ «О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"»7. Министерством экономического развития и торговли России введен Порядок согласования мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов РФ, имеющих федеральное значение, и типовой макет программы экономического и социального развития субъекта РФ.

     Основной  целью его введения является обеспечение Методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития.

Порядок разработки муниципальных  целевых программ

 

     Основная  цель муниципальной целевой программы  социально-экономического развития — решение ключевых социально-экономических проблем территории в рамках текущего или перспективного плана. Муниципальная целевая программа социально-экономического развития в общем случае должна включать следующие разделы;

     • социально-экономическое положение  и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;

     • цели, задачи, сроки и этапы реализации программы;

     • система программных мероприятий;

     • механизм реализации программы;

     • ресурсное обеспечение программы;

     • оценка эффективности программы;

     • организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

     Проблемные  муниципальные целевые программы  могут разрабатываться по разным направлениям:

     • создание благоприятного инвестиционного  и предпринимательского климата;

     • нормативно-правовые преобразования;

     • формирование благоприятного социального  климата для деятельности и здорового образа жизни населения;

     • оздоровление окружающей среды и  предупреждение чрезвычайных ситуаций;

     • содействие реформированию промышленности;

     • развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;

     • развитие межрегиональных и международных  связей муниципального образования и т. п.

     Программа создания благоприятного инвестиционного  и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфрастуктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).

     Программы нормативно-правовых преобразований включают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.

     Социальные  программы могут включать: мероприятия  по упорядочиванию миграционных процессов; развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы и техническое переоснащение объектов образования; создание эффективной системы обучения в школах, включая использование современных информационных технологий; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта; развитие сети домов-интернатов для престарелых

и инвалидов, детей-сирот и т. д.

     Экологические программы могут предусматривать  проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду муниципального образования.

     Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования.

     Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.

     При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (чистая прибыль, платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т. д.

Механизмы реализации муниципальных  целевых программ

 

     Поскольку в большинстве муниципальных  целевых программ принимают участие предприятия и организации различных форм собственности и субъекты управления различного уровня, базовым принципом построения механизма реализации программы служит принцип «баланса интересов», подразумевающий обеспечение соблюдения интересов всех участников программы.

     Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий. При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:8

     • средства вышестоящих бюджетов;

     • средства местного бюджета;

     • собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т. п.);

     • средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;

     • другие внебюджетные источники финансирования.

     Участие в разработке и реализации целевых  программ многих муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязанностями и четкой координации работы. Возможная схема такого распределения обязанностей внутри местной администрации может быть следующей.

     Экономическая служба вносит предложения по перечню  целевых программ, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансовый год, по определению приоритетности программ, контролирует исполнение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на территории муниципального образования.

Информация о работе Регулирование социально-экономического развития в муниципальном образовании с помощью разработки и реализации целевых программ