Резервы конкурентоспособности производства и реализации повышения хлеба и хлебопродуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:01, научная работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение конкурентоспособности производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Современное состояние производства зерновых………………………..4
1.1. Организация производства на мукомольных предприятиях.....................................................................................................................................7
Глава 2. Современная технология производства хлебобулочных изделий……10
Глава 3.Эффективность производства хлебобулочных изделий…………… 13
Глава 4. Проблемы и перспективы развития хлебопекарной промышленности в Республике Беларусь.................................................................................................18
Заключение................................................................................................................ 23
Список использованных источников..........................

Файлы: 1 файл

УИРС хлеб.docx

— 97.31 Кб (Скачать файл)

В 2006 году относительно уровня 1990 года сократилось потребление  хлеба и хлебобулочных изделий  – на 29 кг (27 %). Нормативная потребность была удовлетворена только на 86 %.

Выход из создавшегося положения  вызвал необходимость принятия мер  в двух направлениях:

  1. создание условий для наращивания объёма производства             продовольственных товаров до уровня, обеспечивающего научно                       обоснованную потребность в них;
  2. поддержка платежного спроса населения, достаточного для            рационального питания.

В настоящее время хлебозаводы Гомельской области находятся в сложной ситуации и, прежде всего, по причине резкого снижения выпуска хлеба и      хлебобулочных изделий. В результате этого производственные мощности на большинстве из них используются менее чем на половину.

Основными причинами такого положения является резкое снижение    спроса населения на хлеб и хлебобулочные изделия, низкая                                  конкурентоспособность отдельных видов продукции по качеству, высокая цена по сравнению с ценой продукции, импортируемой из России (в особенности на кондитерские изделия), недостаточное использование производственного       потенциала, нерациональная организация розничной торговли, слабое развитие межрегиональных продовольственных связей. А также при рентабельности производства хлебобулочных изделий порядка 40 % российская продукция в розницу продаётся дешевле, чем белорусская. Все это касается рынков нашей области. В Могилевской и Гомельской областях стали появляться первые   российские хлебобулочные продукты, а Брянская область начала вообще чуть ли не экспансию в Беларусь своих пряников, печенья и т.д.

Всё чаще хлеб продаётся  в упаковке, что не только гарантирует                 санитарную полноценность хлеба, но и продлевает срок его свежести. Кроме того, увеличилась продажа хлеба в нарезанном виде, увеличился выпуск        батонов-багетов, плетенок, рогаликовых изделий, что также находит своего     потребителя.

В процессе перехода к рыночной экономике рынок постепенно                 превращается из рынка производителей в рынок потребителей, где покупатель играет главную роль в определении того, что, когда и где производить. Растет уровень конкуренции. Правильный выбор маркетинговой стратегии и тактики становится фактором, определяющим рыночный успех.

Если хлебопекарное предприятие  участвует в конкурентной борьбе за покупателя, ему необходимо детально знать и учитывать в своих действиях        требования покупателей к товару, особенности работы фирм-конкурентов,     ситуацию на рынке и т. д.

В соответствии с Государственной  программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы для эффективного функционирования                          перерабатывающих предприятий необходимо:

  • обеспечить развитие в республике импортозамещающего технологического оборудования, запасных частей, тары и тароупаковочных материалов, других видов материально-технических ресурсов
  • cоздать на базе крупных перерабатывающих предприятий-интеграторов        разноуровневые вертикально и горизонтально интегрированные структуры, в    т. ч. финансово-промышленные группы. Их задача – объединить деятельность субъектов АПК по производству и переработке сырья, торговых и                  финансово-кредитных организаций. Предусмотреть перспективу перерастания этих структур в крупные конкурентоспособные и экспортоориентированные корпорации с выходом на межгосударственный уровень и привлечением      иностранного капитала.

Реализация материалов данной программы позволит перерабатывающей промышленности создать устойчивые сырьевые зоны, обеспечить их           техническое и технологическое переоснащение, увеличить объем производства продукции в 1,4 раза, обеспечит рентабельность производства не менее 25 %.

В современный период развития экономики Республики Беларусь важным условием эффективного функционирования предприятия является повышение  уровня его производственной деятельности. Таким образом, деятельность предприятия  должна быть направлена на выполнение следующих показателей:

  • повышение технического уровня предприятия;
  • расширение и обновление ассортимента продукции;
  • снижение затрат на производство;
  • экономию топливно-энергетических ресурсов;
  • завоевание новых рынков сбыта за счет выпускаемой                              конкурентоспособной продукции.

На современном этапе  развития хлебопекарным предприятиям следует принципиально определиться с разработкой новых хлебобулочных  изделий, ибо они напрямую влияют на формирование производственных ресурсов и       эффективность их использования. Выход на рынок с новым изделием является основной задачей товарной политики хлебопекарного предприятия, которая не может быть эффективной без обновления ассортимента продукции. Одним из основных факторов успеха в маркетинговой политике современного              хлебопекарного предприятия является также широкое внедрение различных информационных технологий, компьютерных программ, как на стадии             исследования рынка, так и на стадии продвижения товара, его реализации   [24,c. 12].

Мукомольно-крупяная и хлебопекарная  отрасли, являясь основными       поставщиками продуктов питания для большинства населения, полностью обеспечивают страну широким ассортиментом продукции, учитывая запросы различных категорий граждан.

Хлебозаводы наряду с выпуском основной продукции производят большой  объём кондитерских изделий –  это, прежде всего пряники, печенье, торты,    пирожные, а также кексы и вафли, мучные восточные сладости. Выпуском этих видов продукции занимается более 500 кондитерских цехов, в которых в         период с 2000 по 2003 год происходит увеличение производства кондитерских изделий с 1627,7 до 2096,4 тыс. т. соответственно.

Как показывает опыт экономически развитых стран, чтобы продукция  была конкурентоспособна на мировом  рынке, отрасли перерабатывающей             промышленности должны иметь такой уровень производства, который            позволял бы им в течение 3-5лет на 25-30 % обновлять оборудование на основе новейших достижений науки и техники.

   Можно отметить, что  хлебопекарная промышленность занимает  очень важное место в системе  АПК, так как хлебобулочные  изделия относятся к продуктам  повседневного спроса. Эти товары  являются стратегическими, играют          важнейшую роль в обеспечении продовольственной независимости и           безопасности Республики Беларусь.

В последние годы стало  очень популярным как в городах, так и сельской местности создавать  небольшие предприятия по производству хлебобулочных изделий. Производство, это как правило, всегда рентабельное и при умелой     организации работы капитальные затраты на приобретение технологического оборудования окупаются достаточно быстро.

Необходимо отметить, что  развитие пищевой промышленности в              определяющей мере зависти от объемов производства сельскохозяйственного сырья  АПК, от его качества и стоимости. Ведь при производстве многих видов пищевой продукции в ее стоимости доля стоимости исходного сырья            превышает 70 %. Поэтому для устойчивого развития многих отраслей пищевой промышленности в современных условиях необходимо добиваться снижения стоимости сельскохозяйственного сырья, что наряду с другими факторами производства решает одну из главных задач – повышение                                конкурентоспособности отечественной продукции, как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Для максимальной экономии затрат, включая издержки на                         транспортировку сырья, его переработку и доставку готовой продукции в        районы потребления, немаловажное значение имеют размещение                    перерабатывающих предприятий, их близость к источникам производства     сырья и рынкам сбыта продукции. Как правило, если сырье достаточно объемно в сравнении с конечным продуктом переработки, а конечный продукт относительно дороже исходного, предприятие целесообразно размещать вблизи источников сырья, производимого его поставщиками. Это характерно для мукомольных, мясоперерабатывающих, масло- и сыродельных производств. Если конечный продукт теряет качество быстрее, чем сырье, то перерабатывающее предприятие размещают (чаще всего) ближе к потребителю (производство хлеба или мороженого) [24,c. 13-14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Проблемы и перспективы развития хлебопекарной                   промышленности в Республике Беларусь.

 

     Из информации  которая была изложена выше  можно выделить следующие основные  проблемы хлебопекарной отрасли  республики и пути их решения :

  • Снижение объемов производства хлебобулочных изделий вызванного снижением покупательского спроса на данную продукцию. Для решения данной проблемы необходимо  расширять ассортимент выпускаемой продукции и повышать ее качество для чего и была разработана программа «Качество».
  • Большая изношенность оборудования. Величина износа техники на     хлебозаводах составляет от 50 до 70 %. Для решения данной проблемы          необходимо проводить реконструкцию предприятий. В последние годы на   хлебопекарных предприятиях удалось немало сделать:

-  Только за последние  четыре года в хлебопекарной  промышленности            завершена реконструкция хлебозавода № 1 (Гродно), хлебозавода № 4          (Гомель), хлебозавода № 2 (Брест) и первая очередь Витебского хлебозавода № 1 с частичным строительством и полной заменой технологического               оборудования на современное. Реконструкция также проведена на                 кондитерских участках хлебозаводов в Бресте, Барановичах, Гродно, Гомеле, Светлогорске, Жлобине, Калинковичах, Речице, Борисове, Слониме, Горках и Лиде. Чтобы сократить импорт мучных кондитерских изделий, смонтировано шесть комплексно-механизированных линий и создано пять участков по       производству импортозамещающей продукции. Это позволило за четыре года увеличить объемы производства импортозамещающей продукции в 1,6 раза.

- реконструировано 28 линий и 25 участков;

- создано 11 участков по  производству мелкоштучных булочных  изделий; 

- установлено 99 новых,  менее энергоемких печей взамен  устаревших и          физически изношенных, в том числе 6 печей ППП с системой «Стир» (Могилевский хлебозавод №3, Речицкий, Калинковичский, Новополоцкий и           Брестский хлебозаводы). Для обеспечения населения свежей выпечкой в       торговой сети установлено 28 мини-печек.

- внедрено более 60 единиц оборудования для нарезки и упаковки                  хлебобулочных и кондитерских изделий, две спиральные системы                  непрерывного охлаждения хлебобулочных изделий производства Италия.

Разработаны и внедрены новые  прогрессивные технологии производства хлеба:

- ускоренная технология  производства заварных хлебов  с использованием     сухой комплексной заварки;

-  технология производства  хлеба с удлиненными сроками  хранения, с            использованием кефирной закваски;

-  производство хлеба  из цельного зерна без его  размола в муку, в том числе  с использованием пророщенного  зерна практически без добавления  муки.

    Взято направление  на выпуск продукции массового  потребления с высокой пищевой  и биологической ценностью. С  этой целью достаточно широко        используется крупка дробленая пшеничная, цельное зерно пшеницы, хлопья овсяные, отруби пшеничные и ржаные, зародышевые хлопья пшеницы и т. д. [11,c. 87-89].

    Для реконструкции  заводов необходимы инвестиции.  Инвестиции в      хлебопекарной промышленности Республики Беларусь осуществляются в       основном за счет собственных средств предприятий, в т. ч. нераспределенной прибыли, которая формирует фонд накопления, и средств амортизационного фонда. Большая часть предприятий является прибыльной, в среднем по отрасли рентабельность составляет 4 - 5%. Самая благоприятная ситуация наблюдается в СВОД «Минскхлебпром», который 90% своей продукции реализует в г.   Минске, имеет быстрый возврат денежных средств и ежедневный денежный оборот, что обеспечивает получение прибыли и широкие инвестиционные    возможности.

Существенным  источником инвестиций также является инновационный фонд, средства которого направляются на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки, техническое перевооружение предприятий  и   другие направления инвестирования. Сейчас отчисления предприятий в        инновационный фонд составляют 3% себестоимости, их увеличение позволит расширить инвестиционный потенциал отрасли. Средства инновационного фонда в последнее время преимущественно направляются на проведение      технического перевооружения на предприятия с более низкими финансовыми возможностями.

    В последние годы происходит  перераспределение средств республиканского  и местного бюджета с целью  пропорционального финансирования  капитальных вложений, социального  развития и прочих нужд , а средства внебюджетных фондов, как правило, направляются на финансирование капитальных вложений. Негативным моментом является незначительная доля бюджетных и              внебюджетных денежных средств, инвестируемых на проведение научно-исследовательских работ (НИР). Приоритетными направлениями инвестиций является первоочередное и ускоренное развитие материальной базы,              повышение технического уровня производства, в том числе внедрение           высокопроизводительных технологических линий, совершенствование качества производимой продукции.

Информация о работе Резервы конкурентоспособности производства и реализации повышения хлеба и хлебопродуктов