- Повышение себестоимости продукции. Основную долю в себестоимости производства хлеба и хлебобулочных изделий занимают материальные затраты. Поскольку возможности влияния на рост цен на используемое в отрасли хлебопечения сырье ограничены, то главной задачей, стоящей перед предприятиями-производителями хлеба и хлебобулочных изделий, становится решение проблемы рационального использования производственных ресурсов. Поэтому важными факторами снижения себестоимости и повышения рентабельности производства, а следовательно и конкурентоспособности продукции являются поиск оптимальных поставщиков сырья и повышение производительности труда.
- Высокая энергоемкость производства. Внушительным потенциалом снижения потребления ресурсов на предприятиях хлебопекарной промышленности обладает внедрение нового высокопроизводительного оборудования, позволяющего значительно увеличить производительность труда, улучшить качество продукции, а также достичь энергосбережения на всех стадиях производства печеного хлеба.
Основные потребители
энергии на предприятиях отрасли- паровые
котлы и хлебопекарные печи. При выпечке
изделий, требующих парового увлажнения,
котлы вырабатывают большое количество
пара специально для хлебопекарных печей. Менее энергоемки процессы
приготовления теста и его разделки. При выполнении этих
технологических операций используется
оборудование с относительно
невысокой энергоемкостью и практически
с рациональным использованием
энергоресурсов.
Следовательно, в хлебопекарной
промышленности весьма перспективным
ресурсосберегающим направлением является
модернизация оборудования - печей и оптимизация
рецептуры продукта с введением специальных
добавок - улучшителей, повышающих качественные
характеристики хлеба при снижении его
ресурсоемкости[3,c. 30 - 31].
- Проблема ценообразования. Предприятия вынуждены работать в тех рамках которые устанавливает государство так как хлебобулочная продукция является социальнозначимой. Но совсем недавно был установлен новый порядок формирования цен, связанный с отменой их регистрации и ограничений по их росту. Это позволит отраслевым предприятиям поднять рентабельность вышеуказанной продукции и улучшить собственные инвестиционные возможности.
- Нехватка квалифицированных кадров. Необходимо уделить большое внимание вопросу подготовки кадров для хлебопекарной промышленности. Технологии, оборудование и инновации, используемые на многих хлебопекарных предприятиях республики, постоянно совершенствуются и находятся на достаточно высоком уровне, а квалифицированных специалистов недостаточно.
К перспективным направлениям
развития хлебопекарной отрасли
республики можно отнести следующие:
- Увеличение объемов экспорта продукции. В 80—90-х годах хлеб не вывозился даже за пределы области, а потреблялся в местах производства. В последние годы его начали экспортировать. В основном в прилегающие регионы Российской Федерации — в Смоленскую, Брянскую, Орловскую области. Торгуем хлебом в рамках выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. Есть небольшие поставки в Канаду, в США продаются наши кондитерские изделия. Экспорт ежегодно увеличивается, в 2008 году за пределы страны поставлено 1748 тонн хлебобулочных и кондитерских изделий стоимостью 1843 тысячи долларов, что почти в два раза больше, чем в 2007-м. Хлебобулочные и кондитерские изделия хлебопекарных предприятий департамента по хлебопродуктам неоднократно выходили победителями на всероссийском и белорусском смотрах качества, на международных выставках и дегустациях, удостоены Гран-при, золотых, серебряных и бронзовых медалей, звания лауреатов на конкурсах “Лучшие товары года” Республики Беларусь и Российской Федерации. Таким образом, экспорт является перспективным вектором развития хлебопекарной промышленности. Осуществление предложенных мероприятий по продвижению продукции за рубежом позволит увеличить объемы реализации и расширить границы рынка сбыта.
- Развитие маркетинга на предприятии. На рынке кондитерской продукции наблюдается жесткая конкуренция со стороны российских и других зарубежных производителей, где отечественные предприятия зачастую проигрывают по ценовым, качественным параметрам, а также по вопросам упаковки, расфасовки и срокам реализации продукции. Серьезные просчеты наших производителей имеются и в сфере маркетингового исследования рынка, в частности рекламного представления продуктов питания. Одним из направлений, где возможно расширение сегмента присутствия отечественного производителя является рынок быстрозамороженных полуфабрикатов высокой степени готовности и теста, который в Республике Беларусь является относительно новым. Спрос на большую часть данной продукции остается невысоким и сдерживается, как правило, низкой покупательной способностью населения, особенно в сельской местности. Вместе с тем, рынок республики постепенно насыщается все большим количеством самых разнообразных быстро замороженных продуктов на основе теста, прежде всего российских и прибалтийских производителей. Эти предприятия сумели в последние годы значительно расширить ассортимент, улучшить качество и внешний вид выпускаемых изделий, чему способствовал огромный приток инвестиционных ресурсов в отрасли промышленности занятые производством продуктов питания. По этим причинам, а также в связи с приемлемыми ценами, их продукция стала преобладающей в ассортименте предприятий торговли республики. Нужно учитывать еще и тот аспект, что в структуре себестоимости продукции цены на сырье и энергоносители российского производителя значительно меньше за счет разницы цен. Наиболее высокие результаты достигаются при использовании таких методов маркетинга, как сегментирование рынка, выбор целевого сегмента, позиционирование хлебобулочных изделий на рынке. Особое внимание при этом необходимо уделять представлению хлебопекарной продукции, которая удовлетворяет потребности конкретных групп потребителей, например хлебобулочные изделия для группы диетического и диабетического питания.
- Внедрение систем управления качеством на основе международных стандартов ИСО и системы НАССР.
- Повышение рентабельности реализованной продукции за счет использования ресурсо – и энергосберегающей техники, повышения качества продукции.
- Развитие собственной товаропроводящей сети, что позволит в наиболее короткие сроки без посредников реализовывать произведенную продукцию, соответственно увеличит быстроту возврата денежных средств, а это в свою очередь будет способствовать получению прибыли [11, c. 90-92].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мере
становления рыночных отношений
товаропроизводители должны
не просто производить необходимые товары
и услуги, а обязаны выходить
на рынок с предложениями, которые отвечают
требованиям и
запросам покупателей. Особую роль здесь
приобретает
производственно-сбытовая деятельность.
Предприятиями
постоянно ведется активная деятельность
по
модернизации действующего и замене устаревшего
оборудования.
Производственные мощности загружены
не полностью, однако предприятия работают
над улучшением своего положения, специалисты
ищут рынки сбыта, для реализации произведенной
продукции. Предприятия постоянно стремятся
увеличить объем выпускаемой продукции
и снизить издержки
производства. Снижение объемов производства
обусловлено наличием на рынке
более конкурентноспособной продукции
товаропроизводитель должен выявлять
реальные нужды и потребности, существующих
и потенциальных покупателей и в соответствии
с ними изготавливать необходимую
продукцию. С учетом реальных нужд и потребностей
населения продукция будет поставляться
в магазины города и в фирменную сеть в
необходимом количестве, по предварительным
заявкам по установленным графикам.
Произойдет рост объемов оптового и розничного
товарооборота, увеличится рентабельность
работы предприятия.
Для выполнения главных задач
хлебозаводы обеспечивают:
-развитие и повышение
эффективности производства, его
интенсификацию, ускорение НТП, рост производительности
труда, увеличение прибыли;
-самоуправление трудового
коллектива, создающее личную
заинтересованность каждого работника
в эффективном использовании
производственных, трудовых и материальных
ресурсов;
-социальное развитие
коллектива, создание благоприятных
возможностей для высокопроизводительного
труда, последовательное осуществление
принципа разделение по труду, социальной
справедливости;
-проведение планомерных
работ по охране и улучшению
окружающее среды.
Важным этапом в научном
обеспечении перерабатывающих предприятий
должна стать система технологий
и оборудования. С использованием
этой системы могут
решаться задачи коренной реконструкции
предприятий,
основанной на достижениях НТП, создание
новых энергоресурсосберегающих технологий,
унификации разнообразного в настоящее
время оборудования, формирования научно
обоснованных приоритетных направлений
развития перерабатывающих
предприятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 года// Белорусская Нива – 2004 – 1 января. – с. 4-5.
- Дмитриев А.М. Переработка сельскохозяйственной продукции// Известия Академии аграрных наук Республики Беларусь, №3, 1998. – с. 78.
- Ефименко А.Г. Эффективность перерабатывающей промышленности как фактор стабилизации АПК// Вестник БГСХА №4, 2003. – с. 72-73.
- Ждановская Т.Н., Савкович Н.Н. НТП – важнейший фактор обеспечения функционирования перерабатывающей промышленности// Белорусская экономика: анализ, прогноз и регулирование, №6, 2001. – с. 17-23.
- Инвестиции окупятся сполна// Белорусское сельское хозяйство, №12, 2003. – с. 14.
- Клышникова И. Тенденции и перспективы развития отрасли хлебопродуктов в РБ // Агроэкономика, №4, 2004. – с. 34-35.
- Косован А.П. Концептуальные подходы и резервы обновления материальной базы хлебопечения.// Хранение и переработка сельхозсырья, №1, 2003. – с. 12.
- Мазуренок А.В. Роль маркетинга в управлении хлебопекарными предприятиями// Актуальные проблемы экономики. Сб. научн. тр. студентов, посвященный 145-летию открытия в Горы-Горецком земледельческом институте специальности Экономика. – Мн.: Право и экономика, 2004. – с. 68
- Попова Н.В. Комплектация малой пекарни из отечественного оборудования// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий №10, 2001. – с. 52.
- Самусева М.В. Сокращение затрат на производство и модернизацию оборудования предприятий хлебопекарной промышленности Республики Беларусь// Актуальные проблемы экономики. Сб. научн. тр. студентов, посвященный 145-летию открытия в Горы-Горецком земледельческом институте специальности Экономика. – Мн.: Право и экономика, 2004. – с. 68
- Шигатова О.В. Развитие хлебопекарной промышленности Республики Беларусь в современных условиях/ Экономика и менеджмент-Часть 2: Материалы международной научной конференции/Коллектив авторов.- Горки: БГСХА, 2003. – с. 268
- Экономика предприятий и отраслей АПК: Учебник/ Под ред. П.В. Лещиловского, Л.Ф. Догиля, В.С. Тонковича. – Мн.: БГЭУ, 2001. – с. 533-537.
- А. Щербенок Сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия должны работать в одной связке//Агроэкономика, №3, 2000. – с. 22.
- В.А. Карпов Организация и планирование на перерабатывающих предприятиях, Горки 2007, с. 367.
- С.Л. Воротенецкая Управление качеством производства зерна. М.: Издательство стандартов. 1987 г., с. 243
- А.М. Совельев Зерновое производство в РБ. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. М., 2000 г., №1, с. 56-58
- В.В. Бердников, Василенко М.П. Организация производства на сельхозпредприятиях.: - Мн.,1989, с. 276.
- Г.Г. Куратов Маркетинг в АПК РБ.Мн., 2000 г., с. 322
- А.Н. Белозор Особенности производства яровой пшеницы.// Аграрная наука. – Мн., 1999 г., с. 34.
- В.Д. Баканов Зерновое производство в РБ. Мн., 1994 г., с. 147.
- А. Яско. Хлеб по белорусскому рецепту. Народная газета. 2009. № 40., с.5-7
- Воротников И. Л.. Ресурсосберегающие инновационные процессы в хлебопекарной промышленности. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 4., с. 9-10.
- Шпак А.П. Состояния и перспективы инвестиционной деятельности в хлебопекарной промышленности Беларуси. Вести национальной академии наук Беларуси. 2005. № 1, с. 3-4.
- Гурская Е. Интегральная оценка экономической эффективности предприятий хлебопекарной промышленности. Аграрная экономика. 2009. № 1, с. 12-14.