Содержание.
Введение. 3
1. Сущность и функции
государства в экономике. 4
1.1..История роли государства
в экономике. 4
1.2..Функции государства
в административно-командной и
рыночной экономиках.
7
2. Функции государства
в экономике переходного периода.
12
2.1. Особенности переходного
периода. 12
2.2..Государство в переходный
период: проблемы и пути их
решения. 16
3.Роль государства в
переходный период в Республике
Беларусь. 21
3.1. Особенности переходного
периода в Республике Беларусь.
21
3.2..Особенности госрегулирования
в переходной экономике Республике
Беларусь.
25
Заключение. 31
Список использованных
источников. 33
Введение.
Автор выбрал данную
тему, так как вопрос о роли
государства приобрел в настоящее
время ключевое значение. Переходный
период в развитии любой страны
– это особый этап эволюции
не только государства и права,
но и самого общества, на базе
которого они развиваются, а
так же экономики, политической
и социальной жизни. Беларусь
и другие постсоциалистические
страны в ходе экономических
реформ переходят от административно-командной
системы к современной рыночной
экономике.
Главная же проблема
государственного регулирования
переходной экономикой заключается
в вопросе, насколько глубоко
будет влияние государства на
рыночный механизм. Однозначный
ответ по данному вопросу дать
сложно. Это связано с тем, что
в переходный период имеет
место своеобразное сочетание
экономических законов коммунистических
и капиталистических систем. В
этом сочетании они частично
нейтрализуют друг друга. Переходная
система означает постепенное
усиление в ней элементов современного
рыночного хозяйствования и ослабление
элементов административно-командной
системы. Мнение автора по данному
вопросу заключается в том, что данный
переход невозможен без жесткого государственного
регулирования. Он объясняет свою точку
зрения тем, что переходный период можно
охарактеризовать рядом проблем, не свойственных
рынку, решение которых возможно только
посредством действенного государственного
вмешательства. К данным проблемам относятся:
• формирование самой
рыночной инфраструктуры;
• высокий удельный
вес государственного сектора
экономики;
• разгосударствление
и приватизация;
• развитие предпринимательства
и конкуренции;
• развитие социальной
сферы и системы социальной
защиты населения;
• привлечение иностранных
инвестиций.
Все перечисленные
аргументы объясняют необходимость
государственного регулирования
экономики в переходный к рынку
период. Государство в рыночной
экономике обеспечивает благополучие
нации, охрану ее интересов,
стабильность и укрепление экономического
строя внутри страны и за
рубежом. Государственное регулирование
является объективной необходимостью
в условиях как переходной, так
и рыночной экономики.
1. Сущность и функции
государства в экономике. 1.1.История
роли государства в экономике.
Государственное регулирование
экономики имеет долгую историю
и восходит к концу средневековья.
В то время основной экономической
школой была школа меркантилистов.
Она провозглашала активное вмешательство
государства в экономику. Меркантилисты
утверждали, что главный показатель
богатства страны - количество золота.
В связи с этим они призывали
поощрять экспорт и сдерживать
импорт.
Следующей ступенью
развития представлений о роли
государства стала работа А.
Смита «Исследование о природе
и причинах богатства народов»,
в которой он утверждал, что
«свободная игра рыночных сил»
(принцип «laissez faire») создает гармоничное
устройство.
В соответствии с
классическим подходом государство
должно обеспечивать безопасность
жизни человека и его собственность,
разрешать споры, иными словами,
делать то, что индивидуум либо
не в состоянии выполнить самостоятельно,
либо делает это неэффективно.
В своем описании системы рыночной
экономики Адам Смит доказывал,
что именно стремление предпринимателя
к достижению своих частных
интересов является главной движущей
силой экономического развития,
увеличивая в конечном итоге
благосостояние как его самого,
так и общества в целом.
Главное заключалось
в том, что для всех субъектов
хозяйственной деятельности должны
быть гарантированы основные
экономические свободы, а именно
свобода выбора сферы деятельности,
свобода конкуренции и свобода
торговли [7, с. 61].
В 30-е года прошлого
века, после глубочайшего спада
экономики США, Дж. Кейнс выдвинул
свою теорию, в которой он опроверг
взгляды классиков на роль
государства. Теорию Кейнса можно
назвать «кризисной» так как
он рассматривает экономику в
состоянии депрессии. По его
теории, государство должно активно
вмешиваться в экономику по
причине отсутствия у свободного
рынка механизмов, которые по-настоящему
обеспечивали бы выход экономики
из кризиса. Кейнс считал, что
государство должно воздействовать
на рынок в целях увеличения
спроса, так как причина капиталистических
кризисов - перепроизводство товаров
[11, с. 67].
Главными чертами кейнсианской
модели регулирования являются:
• высокая доля национального
дохода, перераспределяемая через
госбюджет;
• создание обширной
зоны государственного предпринимательства
на основе образования государственных
и смешанных предприятий;
• широкое использование
бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых
регуляторов для стабилизации
экономической конъюнктуры, сглаживания
циклических колебаний, поддержания
высоких темпов роста и высокого
уровня занятости.
Модель государственного
регулирования, предложенная Кейнсом,
позволила ослабить циклические
колебания в течение более
чем двух послевоенных десятилетий.
Однако примерно с начала 70-х
гг. стало проявляться несоответствие
между возможностями государственного
регулирования и объективными
экономическими условиями. Кейнсианская
модель могла быть устойчивой
только в условиях высоких
темпов роста. Высокие темпы
роста национального дохода создавали
возможность перераспределения
без ущерба накоплению капитала.
Однако в 70-е года условия
воспроизводства резко ухудшились.
Был опровергнут закон Филлипса,
согласно которому безработица
и инфляция не могут расти
одновременно. Кейнсианские пути
выхода из кризиса только раскручивали
инфляционную спираль. Под воздействием
этого кризиса произошла кардинальная
перестройка системы государственного
регулирования и сложилась новая,
неоконсервативная модель регулирования.
Теоретической основой
неоконсервативной модели послужили
концепции неоклассического направления
экономической мысли.
Трансформация модели
государственного регулирования
заключалась в отказе от воздействия
на воспроизводство через спрос,
а вместо этого - использование
косвенных мер воздействия на
предложение. Сторонники экономики
предложения считают необходимым
воссоздать классический механизм
накопления и возродить свободу
частного предпринимательства. Экономический
пост рассматривается как функция
от накопления капитала, которое
осуществляется из двух источников:
за счет собственных средств,
т.е. капитализации части прибыли
и за счет заемных средств
(кредитов). Поэтому в соответствии
с этой теорией государство
должно обеспечить условия для
процесса накопления капитала
и повышения производительности
производства.
Главные преграды на
этом пути - высокие налоги и
инфляция. Высокие налоги ограничивают
рост капиталовложений, а инфляция
удорожает кредит и тем самым
затрудняет использование заемных
средств для накопления. Поэтому
неоконсерваторы предложили осуществление
антиинфляционных мероприятий на базе
рекомендаций монетаристов и предоставление
налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых
ставок уменьшит доходы госбюджета
и увеличит его дефицит, что
осложнит борьбу с инфляцией.
Следовательно, следующим шагом
станет сокращение государственных
расходов, отказ от использования
бюджета для поддержания спроса
и осуществления широкомасштабных
социальных программ.
Сюда можно отнести
и политику приватизации государственной
собственности.
Следующий комплекс
мер - реализация политики дерегулирования.
Это означает ликвидацию регламентации
по ценам и заработной плате,
либерализацию (смягчение) антитрестовского
законодательства, дерегулирование
рынка рабочей силы и др. Вмешательство
государства в экономику преследует
определенные функции. Как правило,
оно корректирует те «несовершенства»,
которые присущи рыночному механизму
и с которыми он сам либо
справиться не в состоянии,
либо это решение неэффективно.
Государство берет на себя
ответственность за создание
равных. Таким образом, в неоконсервативной
модели государство может лишь
косвенно влиять на экономику.
Главная же роль в реализации
экономического развития страны
отводится рыночным силам.
В 19 веке в трудах
А.Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна разрабатывается
идея социализма. Он выступает
воплощением вековой мечты людей
о более справедливом устройстве
общества. Основные черты социализма
как общественной системы были
разработаны уже классиками марксизма-ленинизма.
1. Ликвидация частной
собственности. Все права собственности
передаются государству. Замена
частной собственности общественной,
выступающей экономической основой
социального равенства.
2. Управление народным
хозяйством, как целостным организмом,
из единого центра, который сам
решает, что, как и для кого
производить.
3. Планомерное регулирование
экономики.
Существование государства
допускается только на первоначальном
переходном этапе от капитализма
к социализму [12, с. 6].
1.2. Функции государства
в административно-командной и
рыночной
экономике.
Беларусь и другие
постсоциалистические страны в
ходе экономических реформ переходят
от административно-командной системы
к современной рыночной экономике.
В связи с этим автор считает,
что целесообразно последовательно
рассмотреть функции государства
в административно-командных и
рыночных экономиках.
Хозяйственный механизм
административно-командной системы
имеет ряд особенностей:
• управление всеми
предприятиями ведется из единого
центра – высших эшелонов государственной
власти, что сводит на нет самостоятельность
хозяйствующих субъектов;
• государство полностью
контролирует производство и
распределение продукции, в результате
чего исключаются свободные рыночные
взаимосвязи между отдельными
хозяйствами;
• государственный
аппарат руководит хозяйственной
деятельностью с помощью административно-распорядительных
методов.
В условиях административно-командной
экономики государство управляет
практически всеми социально-экономическими
процессами, которые поддаются централизованному
регулированию. Существенной характеристикой
данной системы является всеобщее
огосударствление экономической
жизни общества. В первую очередь
оно проявилось в огосударствлении
собственности. Хотя стоит отметить,
что собственность по конституциям
социалистических стран являлась
общенародной. Фактически же она
превратилась в государственную,
удельный вес которой в СССР
составлял около 90%. Результатом
этого явления явилась деформация
процесса присвоения объектов
собственности и результатов
ее функционирования. Важнейшие
же функции присвоения: владение
и распоряжение, перешли к органам
государственного управления и
представлявшему их слою распорядителей.
В результате государственная
собственность утратила общественный
характер и стала персонифицированной.
Реальным собственником стала
административно-бюрократическая верхушка
государственной власти.
Непременным атрибутом
административно-командной системы
являлась система государственных
закупок, которая охватывала примерно
80-90% всей товарной продукции колхозов.
Государство управляло и производством.
В основе управления производственным
процессом лежала директивное
планирование. Системой директивных
адресных заданий государственные
органы определяли основные параметры
деятельности каждого предприятия
и его хозяйственные связи:
объем и ассортимент производимой
продукции, поставщиков сырья
и материалов, потребителей готовой
продукции. Только государство
являлось собственником производственных
ресурсов, и только оно принимало
экономические решения. Возник
и укрепился монополизм государства
в экономике, политике, социальной
сфере, идеологии, средствах массовой
информации.