Роль государства в переходный период в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Главная же проблема государственного регулирования переходной экономикой заключается в вопросе, насколько глубоко будет влияние государства на рыночный механизм. Однозначный ответ по данному вопросу дать сложно. Это связано с тем, что в переходный период имеет место своеобразное сочетание экономических законов коммунистических и капиталистических систем. В этом сочетании они частично нейтрализуют друг друга.

Содержание работы

Введение. 3
1. Сущность и функции государства в экономике. 4
1.1..История роли государства в экономике. 4
1.2..Функции государства в административно-командной и рыночной экономиках.
7
2. Функции государства в экономике переходного периода. 12
2.1. Особенности переходного периода. 12
2.2..Государство в переходный период: проблемы и пути их решения. 16
3.Роль государства в переходный период в Республике Беларусь. 21
3.1. Особенности переходного периода в Республике Беларусь. 21
3.2..Особенности госрегулирования в переходной экономике Республике Беларусь.
25
Заключение. 31
Список использованных источников. 33

Файлы: 1 файл

роль государсво в периходный ппериод.docx

— 46.66 Кб (Скачать файл)

 Процесс перехода от  командной к рыночной экономике  имеет общие закономерности. С  одной стороны, этот процесс  включает глубокие изменения  в структуре социально-экономических  отношениях, а также производства, с другой — осуществление незамедлительных  жестких стабилизационных мер,  прежде всего в нормализации  потребительского рынка, системе  хозяйственных связей, в денежно-кредитной  и финансовой сфере и в ценообразовании.  Таким образом, в переходной  экономике Республики Беларусь  можно выделит следующие направления  развития:

1. Нормализация и восстановление  потребительского рынка, насыщение  его товарами и услугами. Во  многом это снимает социальную  неудовлетворенность населения,  ибо на деле означает улучшение  условий жизни всех слоев населения,  что в итоге восстанавливает  материальную заинтересованность  людей, усиливает стимулы к  производительной деятельности. Для  этого необходима специальная  система мер по стимулированию  производства и реализации потребительских  товаров за рубежом, грамотная  денежно-кредитная и фискальная  политика, направленная на регулирование  денежной массы в обращении;  гибкая политика ценообразования:  постепенное снятие государственного  контроля над ценами, переход  к ценообразованию в соответствии  с механизмом действия закона  спроса и предложения, без которого  невозможно функционирование рыночного  механизма. 

2. Разгосударствление экономики,  приватизация, развитие свободного  предпринимательства. Разгосударствление  понимается как снятие с государства  функций прямого хозяйственного  управления, передача соответствующих  полномочий на уровень предприятия,  замена вертикальных связей горизонтальными,  которые могут происходить без  смены собственника. Приватизация  подразумевает смену собственника  посредством передачи или продажи  на различных условиях государственной  собственности экономическим субъектам,  которые будут в дальнейшем  использовать ее в хозяйственной  деятельности, неся полную имущественную  ответственность за результаты.

 Разгосударствление и  приватизация в нашей стране  закрепили режим коммерческого  расчета и самофинансирования  и явились в этом смысле  важным фактором финансового  оздоровления. Они также создали  предпосылки для развития предпринимательства.  Предприниматель — одна из  ключевых фигур рыночной экономики,  заинтересованная в эффективном  использовании ресурсов, максимизации  прибыли. 

3. Формирование разных  типов рынка и рыночной инфраструктуры, новых механизмов установления  хозяйственных связей и развития  свободного предпринимательства.  В переходный период для поддержания  материальной сбалансированности  в важнейших секторах экономики  потребовалось применение госзаказов  и лимитированного распределения  изготовленной по ним продукции  и в гибких формах, которые  не препятствовали развитию рыночных  отношений. Это предполагало демонополизацию  экономики и устранение организационных  структур, сложившихся в рамках  командной системы и препятствующих  развитию рыночных отношений,  что явилось важнейшей предпосылкой  для конкуренции, перехода к  рыночному ценообразованию. При  формировании рынка ключевое  значение приобрело создание  сильной системы социальной поддержки  и гарантий для населения, которая  облегчила людям приспособление  к условиям рыночной экономики,  защитила социально уязвимые  слои от трудностей переходного  периода. 

4. Осуществление активной  инвестиционной политики. Эта политика, опираясь преимущественно на  экономические методы, обеспечила  необходимые структурные сдвиги  в народном хозяйстве в направлении  его социальной переориентации, опережающего развития производства  потребительских товаров и услуг,  сокращения потерь, восприимчивости  производства к изменениям спроса  и технологическим нововведениям. 

 Автор считает необходимым  отметить, что по каждому из  перечисленных направлений государство  обеспечивало создание правовой  базы и институтов государственной  власти и управления.

 В первые годы экономического  кризиса структурные преобразования  осуществлялись стихийно, преимущественно  на основе косвенного регулирования,  на основе монетаристских подходов. По мере выхода из кризисного  состояния утвердилось мнение  о необходимости использования  инвестиционной составляющей как  важнейшего рычага структурных  преобразований и повышения роли  государства в их осуществлении  на основе разработки и реализации  эффективной инновационно-инвестиционной  политики, учитывающей особенности  нашей страны и мировой опыт.

 Особенности переходной  экономики Республики Беларусь  заключаются в следующем: 

 • одновременное наличие  доиндустриальных, индустриальных  и постиндустриальных производственных  сил; 

 • система производственных  отношений находится в своеобразном  «переходном» состоянии, т.е. не  относится ни к смешанной рыночной, ни к постсоциалистической экономике.  Прежняя система социально-экономических  отношений разрушена и уже  не может быть базисом, а  новая еще не сложилась как  устойчивая господствующая экономическая  реальность и поэтому пока  не может быть таким базисом; 

 • имеют место процессы  свертывания общественного разделения  труда и перехода к натурализации  производства;

 • в ключевых отношениях  соединения работников со средствами  производства сохраняются до  сих пор деформированные элементы  социализма (искусственно поддерживаемая  гарантированная занятость, непосильная  для экономики социальная защита  и др.) [12, с. 21].

 

3.2.Особенности госрегулирования  в переходной экономике в Республике  Беларусь.

 Распад СССР привел  к ликвидации централизованного  планирования, в связи с чем  потребовались радикальные изменения  методов хозяйственного планирования. На первом этапе переходной  экономики (1991-1995 гг.) намечалось  придать управлению демократический  характер на основе расширения  прав и самостоятельности предприятий.  Предполагалось, что сокращение  обязательных заданий сверху, переход  к государственным заказам, передача  функций управления производством  предприятиям внесут качественные  изменения в управлении экономикой. Однако при этом не было  достаточно задействованы факторы  мотивации высокопроизводительного  труда. При распаде политической  системы и отсутствии научно  обоснованной теории управления  экономикой в переходный период  это привело в определенной  степени к потере управляемости  социально-экономическими процессами.

 В этот период практически  не было единого государственного  плана экономического и социального  развития страны. Его заменяли  различные прогнозы, система государственных  заказов, которые в связи с отсутствием необходимых макроэкономических условий для производства не оказали существенное влияние на народное хозяйство. Государственные регуляторы носили преимущественно административный, неэкономический характер. Под воздействием этих факторов в стране происходило дальнейшее усугубление кризисных явлений, абсолютное падение объемов производства, нарастание инфляционных процессов, снижение уровня жизни населения. [13, с. 540].

 С целью преодоления  указанных негативных тенденций  правительством была разработана  Программа неотложных мер по  выходу экономики из кризисного  состояния. Прежде всего внимание  было обращено на виды промышленности, сохранившие относительно прочные  позиции на внутреннем и внешних  рынках. Развитие промышленности  осложнено значительным моральным  и физическим износом основных  производственных фондов. Поэтому  первоочередной задачей стала  кардинальная модернизация производственных  фондов и формирование их новой  структуры на основе новейших  достижений научно-технического  прогресса в целях эффективности  производства и качества выпускаемой  продукции, конкурентоспособной  на внутреннем и внешних рынках. Для этого необходимо создание  действенного механизма привлечения  внутренних и внешних источников  инвестирования и улучшения финансового  положения промышленных предприятий  [1,.с..31]. Данная задача стоит перед  государством и на сегодняшний  день.

 Так же в качестве  приоритетов первого этапа были  выбраны три: экспорт, жилье,  продовольствие. Следует подчеркнуть,  что сам факт выбора в качестве  приоритета государственной экономической  политикой жилищного строительства  связан не только с решением  чисто социальной проблемы. Жилищное  строительство рассматривалось,  как своеобразный «локомотив»,  который способен вывести экономику  из кризиса, так как сохраняет  и создает сотни тысяч рабочих  мест в строительном комплексе,  в смежных и сопутствующих  отраслях, отсюда растет фонд  заработной платы, растут отчисления  в бюджет и в результате  – покупательская способность  субъектов хозяйствования и населения  [16, с. 10].

 Опыт кризисных лет  показал, что рыночное саморегулирование  без регулирующего участия государства  приводит к серьезным деформациям  и провалам в социально-экономических  процессах. Государство, опираясь  на возможности планирования  и государственного регулирования,  призвано устранять возникающие  деформации и периодически возвращать  эти процессы в состояние динамической  сбалансированности.

 Основным инструментом  государственного регулирования  выступает индикативное планирование, которое пришло на смену директивному  и рационально сочетает в себе  рыночный механизм саморегулирования,  учитывающий действие объективных  законов рынка, и регулирующее  воздействие государства на социально-экономические  процессы.

 В современных условиях  происходит усиление государственного  регулирования и содействия развитию  предпринимательства, меняются организационные  формы взаимодействия государственных  органов с субъектами частного  бизнеса, происходят существенные  сдвиги в целях, механизме,  аппарате управления, в сочетании  государственного и рыночного  механизмов регулирования. 

 Целью государственного  регулирования предпринимательской  деятельности является создание  определенных условий, обеспечивающих  нормальное функционирование экономики  в целом и стабильное участие  предпринимателей страны в международном  разделении труда и получение  от этого оптимальных выгод.  Правительство Республики Беларусь, безусловно, имеет свои собственные  цели на каждом конкретном  этапе и добивается их решения  доступными ему методами и  средствами применительно к складывающейся  экономической ситуации в своей  стране и в мировом хозяйстве.  Поэтому цели и задачи государственного  регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования  достаточно хорошо отработан,  хотя и имеет особенности в  каждой отдельно взятой стране.

 Государственная политика  регулирования экономики направлена  на всестороннее обслуживание  потребностей предпринимателей, и  в частности, по административному  надзору и нормативному регулированию  производства. Сейчас нормативное  регулирование распространилось  на новые области, такие как:  безопасность продукции (продовольственных  и фармацевтических товаров), разработка  и внедрение унифицированных  национальных стандартов качества (в том числе и стандартов  безопасности продукции). С целью  сдерживания производства и расточительного  потребления применяются меры  прямого и косвенного регулирования:  нормативные стандарты качества  продукции, налоговое стимулирование  инвестиций, косвенные налоги на  потребителей.

 Важным направлением  государственного регулирования  является патентная политика  государства. Она сводится к  ограничению срока жизни патента  и осуществлению принудительного  лицензирования новых патентов  за относительно умеренную лицензионную  плату. 

 Одним из инструментов  финансового регулирования предпринимательской  деятельности является предоставление  прямых кредитов и субсидий, в  первую очередь на обновление  и совершенствование производственного  аппарата компаний за счет  государственных средств. Эти  средства применяются тогда, когда  частный бизнес не в состоянии  самостоятельно вывести то или  иное звено национального производства  из полосы затруднений. Все  большее значение приобретают  программы льготного кредитования  и субсидирования определенных  отраслей, гарантирования займов, меры  по поддержанию или сдерживанию  роста отраслевых цен в сочетании  с протекционистской импортной  политикой и другими средствами  стабилизации рынка. Регулирование  процентных ставок по депозитам  и ссудам на рыночной основе  предполагает, что частному бизнесу  обеспечивается большая свобода  выбора условий и способов  финансирования.

Информация о работе Роль государства в переходный период в Республике Беларусь