Роль государства в переходный период в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Главная же проблема государственного регулирования переходной экономикой заключается в вопросе, насколько глубоко будет влияние государства на рыночный механизм. Однозначный ответ по данному вопросу дать сложно. Это связано с тем, что в переходный период имеет место своеобразное сочетание экономических законов коммунистических и капиталистических систем. В этом сочетании они частично нейтрализуют друг друга.

Содержание работы

Введение. 3
1. Сущность и функции государства в экономике. 4
1.1..История роли государства в экономике. 4
1.2..Функции государства в административно-командной и рыночной экономиках.
7
2. Функции государства в экономике переходного периода. 12
2.1. Особенности переходного периода. 12
2.2..Государство в переходный период: проблемы и пути их решения. 16
3.Роль государства в переходный период в Республике Беларусь. 21
3.1. Особенности переходного периода в Республике Беларусь. 21
3.2..Особенности госрегулирования в переходной экономике Республике Беларусь.
25
Заключение. 31
Список использованных источников. 33

Файлы: 1 файл

роль государсво в периходный ппериод.docx

— 46.66 Кб (Скачать файл)

 В свою очередь государство  проводит и антиинфляционную  политику. Совокупность мер антиинфляционной  политики, применяемых в Республике  Беларусь, можно условно разделить  на три группы:

1. комплекс мер по ограничению  издержек и ресурсосбережению; 

2. комплекс мер по ограничению  монетарных факторов инфляции;

3. комплекс мер по структурному  регулированию рынка товаров  и услуг и совершенствованию  системы ценообразования [5, с. 586].

 Практика госрегулирования  валютного курса в странах  с переходной экономикой и  в Республике Беларусь в частности,  показывает, что существуют три  цели валютной политики. Первая  из них заключается в выравнивании  платежного баланса, в первую  очередь баланса текущих операций, т. е. в обеспечении конкурентоспособности  на внешних рынках. Эта цель  достигается путем использования  режима плавающего курса. Вторая  стратегическая цель - поддержание  паритета покупательской способности,  что достигается при помощи  поддержания реального курса  на постоянном уровне. Третья  цель состоит в финансовой  стабилизации на основе фиксации  номинального обменного курса  и подчинения этой цели денежно-кредитной,  бюджетно-налоговой и инвестиционной  политики.

 С 2001 года начался  новый этап валютной политики  в Республике Беларусь. Была проведена  либерализация валютного рынка,  снято множества ограничений,  действующим по операциям на  наличных и безналичных сегментах 

 Одним из самых важных  условий государственного регулирования  в процессе перехода от административно-командной  экономике к рыночной является  формирование соответствующей структуры  государственного управления и  аппарата, способного эффективно  действовать в новой экономической  и политической среде. Конституцией  Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет  регулирование экономической деятельности  в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию  государственной и частной экономической  деятельности в социальных целях" [9, ст. 13,п. 5].

 В соответствии с  Конституцией (ст. 107, п.4.)Правительство  (Совет Министров) Республики  Беларусь обеспечивает проведение  единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области  науки, культуры, образования, здравоохранения,  экологии, социального обеспечения  и оплаты труда [13, с. 537].

 Так, стратегической  целью реформирования экономики  Беларуси является повышенное  благосостояние населения до  уровня высокоразвитых европейских  стран. Стратегическим же направлением  социально-экономического развития  является движение к обществу  постиндустриального типа для  достижения высокого уровня и  качества жизни населения, улучшения  среды обитания на основе формирования  нового технологического способа  производства и многоукладной  рыночной экономики. 

 В переходный период  особенно важна социальная политика  государства, разработка и реализация  которой осуществляется государственными  органами, научными институтами  и общественными структурами.  Принципы и приоритеты социальной  политики закреплены в стратегических  и тактических документах, таких  как Программа социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2001 – 2005 годы и Национальная  стратегия устойчивого развития  Республики Беларусь до 2020 года.

 В настоящее время  в условиях переходного периода  социальная политика строится  на основе следующих принципов: 

 • социальной справедливости;

 • индивидуальной и  социальной ответственности; 

 • социальной солидарности  и партнерства; 

 • равенство возможностей  каждого на получение необходимых  ему социальных благ и услуг; 

 • социальных гарантий.

 Принципы и приоритеты  социальной политики закреплены  в стратегических и тактических  документах, таких как Программа  социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы и Национальная стратегия  устойчивого развития Республики  Беларусь до 2020 года.

 

 Осуществить переход  к устойчивому развитию может  лишь эффективное государство  в тесном взаимодействии с  частным бизнесом и развитым  гражданским обществом, которые  способны формировать современные  рычаги воздействия на экономику,  политику, социально-культурную сферу  и осуществлять глубокие системные  преобразования [6, с. 17]. Государственное  регулирование в Республики Беларусь  играет ключевую роль в социально-экономическом  развитии страны. Экономическая  политика государства является  важным элементом рыночной системы.  Государственное регулирование  представляет собой систему мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего плана, осуществляемыми  государственными учреждениями. Государство  прямо или косвенно определяет  важнейшие параметры рынка, формирует  общее экономическое пространство  и проводит активную социальную  политику.


Информация о работе Роль государства в переходный период в Республике Беларусь