Роль государства в переходный период в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Главная же проблема государственного регулирования переходной экономикой заключается в вопросе, насколько глубоко будет влияние государства на рыночный механизм. Однозначный ответ по данному вопросу дать сложно. Это связано с тем, что в переходный период имеет место своеобразное сочетание экономических законов коммунистических и капиталистических систем. В этом сочетании они частично нейтрализуют друг друга.

Содержание работы

Введение. 3
1. Сущность и функции государства в экономике. 4
1.1..История роли государства в экономике. 4
1.2..Функции государства в административно-командной и рыночной экономиках.
7
2. Функции государства в экономике переходного периода. 12
2.1. Особенности переходного периода. 12
2.2..Государство в переходный период: проблемы и пути их решения. 16
3.Роль государства в переходный период в Республике Беларусь. 21
3.1. Особенности переходного периода в Республике Беларусь. 21
3.2..Особенности госрегулирования в переходной экономике Республике Беларусь.
25
Заключение. 31
Список использованных источников. 33

Файлы: 1 файл

роль государсво в периходный ппериод.docx

— 46.66 Кб (Скачать файл)

 инвестиционных фондов  и т.д.), создание новой системы  государственного 

 регулирования экономики,  принятие адекватного рыночным  условиям 

 хозяйственного законодательства.

4. Структурные преобразования, направленные в первую очередь  на 

 устранение или смягчение  унаследованных от прежней системы 

 диспропорций в отраслевой  структуре народного хозяйства  и отдельных его 

 отраслей. Главная цель  перестройки структуры экономики  - развитие 

 производства продукции,  пользующейся платежеспособным  спросом на 

 внутреннем и внешнем  рынках.

5. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Строго 

 говоря, она не входит  в число системных реформ, так  как осуществляется 

 нередко и в странах  с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение 

 этого направления  вытекает из того, что кризис  административно-командной 

 системы раньше и  сильнее всего проявляется в  финансовой сфере, особенно 

 в форме высокой  инфляции. Длительное сохранение  последней препятствует 

 нормальному становлению  рыночных отношений, поэтому подавление 

 инфляции жизненно  важно для переходных экономик. В систему мер 

 макроэкономической стабилизации  входят ограничение денежной  эмиссии, 

 минимизация дефицита  госбюджета, обеспечение положительной 

 процентной ставки  и т.д. 

6. Формирование адекватной  рыночному хозяйству системы  социальной 

 защиты населения. Эта  система мер направлена на  переход к адресной 

 социальной поддержке  наиболее нуждающихся слоев населения. 

 Завершение формирования  этих основных элементов рыночной  системы и означает окончание  переходного периода. 

 

2.2. Государство в переходный  период: проблемы и пути их  решения. 

 Автор уже отмечал,  что переход к рыночной экономике  невозможен без активного участия  в данном процессе государства.  Именно государство обязано взять  на себя ответственность за  выполнение основных направлений  формирования рыночной экономики  в переходный период. От государственного  регулирования во многом зависит  дальнейшая судьба страны: сумеет  ли она в приемлемые сроки  выйти из экономического кризиса  и создать современную экономическую  систему, обеспечивающую эффективное  развитие экономики и повышение  благосостояние народа.

 В странах с переходной  экономикой для либерализации  и демонополизации экономики  именно построение рынка стало  целью радикальных экономических  преобразований последних лет.  Отказ от всеобъемлющего государственного  регулирования, формирование новых  экономических отношений на основе  рынка, признание частной собственности  и свободы предпринимательской  деятельности – все это способствовало  становлению и развитию частного  права. Вместе с тем, автор  признает, что такая радикальная  перестройка общественного механизма,  а значит и правовой системы,  отличалась до недавнего времени  однобоким характером. Это связано  с тем, что на начальном этапе  экономических реформ переход  к рыночным отношениям был  непосредственно связан с уходом  государства из экономики. Либерализация  тогда означала прежде всего  отказ от контроля цен и  хозяйственных связей, т.е. демонтаж  основ планово-распределительной  системы. Сегодня не все однозначно  оценивают подобный подход, указывая  на необходимость сочетания на  том этапе либеральных и государственных  подходов к реформированию экономики  и критикуя избранный курс. При  проведении реформ отсутствовала  продуманная и взвешенная концепция  оптимального сочетания публичных  и частных элементов в регулировании  имущественных отношений. Проблема  как раз и заключалась в  отсутствии теоретических и практических  разработок в указанной области,  что привело к возникновению  многочисленных проблем на практике  и к необходимости переосмысления  и уточнения основ проведения  экономической реформы, в первую  очередь законодательной [4, с. 11].

 Сегодня на вопрос  о том, должно ли государство  вмешиваться в управление рыночной  системой, дан однозначный положительный  ответ. Контроль государства за  состоянием и развитием рынка предполагает регулирование хозяйственной деятельности самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее.

 Вмешательство государства  стало атрибутом любой развитой  экономической системы. Масштабы  государственного регулирования  предпринимательства, его конкретные  формы и методы в разных  странах, безусловно, различны. Но  если учесть тот факт, что экономические  законы, по которым развивается  рынок, носят во многом универсальный  характер, следует признать, что  сферы имущественного оборота,  в которые обычно вмешивается  государство, достаточно традиционны.  Автор считает необходимым охарактеризовать  те сферы имущественных отношений,  в которых на сегодня в российском  и белорусском праве присутствует  государственное регулирование: 

1. Свобода договора. Субъекты  гражданских прав свободны в  установлении своих прав и  обязанностей на основе договора  и в установлении любых, не  противоречащих законодательству, условий договора.

2. Контроль за образованием  субъектов предпринимательской  деятельность. Государство осуществляет  подобный контроль путем государственной  регистрации юридических лиц  и лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью. 

3. Антимонопольное законодательство. В стране гарантируется поддержка  конкуренции, свобода экономической  деятельности, не допускается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию. 

4. Защита прав потребителя.  Развитое законодательство о  защите прав потребителя –  экономически слабой стороны  – это тот элемент, без которого  не может обойтись ни один  развитый правопорядок.

5. Государственные контракты.  Законодательно закреплен особый  порядок заключения и исполнения  договоров, предусматривающих удовлетворение  государственных нужд.

6. Внешнеторговые операции. Государство регулирует экспортные  и импортные операции.

 Необходимо признать, что для становления новой  правовой базы в странах, ставших  на путь перехода к рыночной  экономике, формулировалась на  протяжении ни одного года. А  определение направлений государственного  регулирования, конкретных форм  и методов государственного вмешательства  в экономику и является на  сегодня главной задачей законодателя  в части обеспечения баланса  публичных и частных интересов  при регулировании экономических  отношений [4, с. 17].

 В ходе либерализации  экономики, предпринятой в постсоциалистических  странах без существенных трансформаций  экономических основ монопольных  структур, при отсутствии положительной  системы антимонопольного регулирования  и контроля на начальном этапе  не могла не привести к сокращению  объема производства и гиперинфляции.  Когда производственная или сбытовая  единица не испытывает конкурентного  давления или контроля, а цена  становится объектом управления  хозяйствования, то производитель  становится монополистом. И чем  больше у него свободы в  вопросах ценообразования, тем  меньше на рынке товаров и  услуг и тем выше их стоимость.  Поэтому предпринятая попытка  либерализации цен в таких условиях явилась лишь имитацией борьбы за равновесие. Она не привела к ожидаемым результатам, так как структура общественного производства изначально не претерпевала никаких изменений. Таким образом, экономическая система должна была пройти путь предварительной структурной подготовки. Для достижения данной цели в каждой стране была проведена структуризация управленческого аппарата и полное обновление экономических функций государства.

 Государство в условиях  переходной экономики выступает  одновременно и в роли субъекта, и в роли объекта рыночной  трансформации: мы ждем от него  реформирования и оздоровления  самого государства на правовой  основе и эффективного управления  экономикой на новых рыночных  началах. 

 Государство влияет  на экономику через механизм  регулирования – систему организации  целенаправленного воздействия  государства на деятельность  хозяйственных субъектов. Этот  механизм включает в себя:

1. цели государственного  регулирования; 

2. методы.регулирования:.административные,.правовые,.организационно-экономические,  бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые; 

3. формы реализации: индикативное  планирование, специальные программы  развития отдельных отраслей, программы-прогнозы;

4. субъекты регулирования:  банки, предприятия, домашние  хозяйства; 

 объекты регулирования:  сферы производства, производственные  и хозяйственные непроизводственные  отношения [12, с. 55].

 Таким образом, на  первом этапе выхода из кризиса  самым важным явился выбор  приоритетов развития. Нереально  было надеяться на подъем одновременно  всех отраслей народного хозяйства  [16, с. 7]. Для России таким приоритетом  стало развитие предприятий по  добыче и переработке природных  ресурсов и полезных ископаемых. Беларусь же отдала все свои  приоритеты развитию сельского  хозяйства. После развала СССР  по большей части все производство  застопорилось. Это было связано  в первую очередь с разрывом  производственных связей, а во  вторую с отсутствием инвестиций  для перехода на новый уровень  работы. Для решения этой проблемы  была проведена политика разгосударствления  и приватизации. Эти процессы  существенно сократили долю государственного  сектора, но политика приватизации  предусматривала не просто выкуп  государственного имущества, а,  прежде всего, вложение средств  в это имущество в целях  модернизации производства и  создания рабочих мест. В свою  очередь государство выступило  одним из наиболее крупных  инвесторов для структурной перестройки  народного хозяйства. 

 Тем не менее, при  помощи увеличения числа собственников  не удалось решить проблему  ускоренного создания рыночной  среды и преодолеть монополизацию  производства. Примером может служить  российская массовая приватизация, в результате которой возникла  мощнейшая финансовая олигархия. 

 Острой оставалась  проблема инфляции. Была предпринята  попытка борьбы с ней монетарными  методами, т.е. путем сокращения  денежной массы. Это привело  к формированию особого типа  долговой и высокорисковой экономики,  где практически все страны  постсоветского пространства имеют  большой внешний долг перед  развитыми странами Европы и  Запада, а так же международными  финансовыми организациями. 

 Все проводимые реформы  имели как положительные, так  и отрицательные результаты. Такие  проблемы, как безработица, инфляция, внешний долг, низкие темпы роста,  имеют место и сегодня. Автор  считает, что тенденция развития  стран с переходной экономикой  имеет положительный характер. Их  национальные хозяйства развиваются  хоть и скромными темпами, но  стабильно. Об этом свидетельствует  рост ВВП на протяжении последних  пяти лет в странах с переходной  экономикой за счет внутреннего  спроса на фоне затянувшегося  спада глобальной экономики. [2, с.6]. Необходимо учесть, что расширение  частного потребления оказывает  стабилизирующее воздействие на  общие показатели роста – даже  если частные расходы растут  незначительно, инвестиции увеличиваются  средними темпами. При таких  условиях результаты внешней  торговли будут иметь очень  большое значение. Данные явления  в большей степени имели место  в Венгрии и Словакии, а так  же Польше. Это связано с денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политикой  государств. Так, В Венгрии и  Словакии бюджетно-налоговые стимулы  содействовали подъему деловой  активности в 2002 году. А во второй  половине 2002 года ослабление денежно-кредитной  политики осуществила и Польше, что выразилось в более решительном  снижении процентных ставок и  понижению валютного курса [14, с 8].

 Постепенно ослабевает  и проблема инфляции. Начиная  с 2000 года, в большинстве стран  с переходной экономикой удерживается  тенденция к снижению уровня  инфляции и в целом инфляция  больше не представляет серьезной  проблемы [3, с. 23].

 Самой острой проблемой  на сегодняшний день для стран  с переходной экономикой является  проблема безработицы. В большинстве  стран ситуация на рынках труда  остается неблагоприятной. В среднем  уровень безработных составляет 14%, что значительно выше, чем в  государствах Евросоюза. Высокий  уровень безработицы в периферийных  восточных регионах, значительная  доля лиц, не имеющих работу  длительное время, создают почву  для серьезных социальных проблем. [2, с. 13]. Правительство в таких  условиях должно уделить особое  внимание социальной политике  государства. Что бы не допустить  дальнейшего роста безработицы,  проводится особая политика в  области занятости: поддержка  мелких и средних предприятий,  региональное развитие, обучение  персонала и т.д. Эта политика  направлена на стабилизацию рынка  труда, поддержание занятости  в промышленности, создание новых  рабочих мест в других секторах  экономики. 

 

 Из всего вышесказанного  автор может сделать вывод,  что неверно представление о  том, что при переходе от  плановой экономики государство  должно в значительной степени  уступить свои функции рынку.  Так как только государство  может сохранить от развала  производственный потенциал страны, сформулировать и узаконить новую  правовую базу, придать экономическим  реформам необходимый характер  и обеспечить социальные гарантии  всем слоям населения. 

 

3. Роль государства в  переходный период в Республике  Беларусь.

3.1. Особенности переходного  периода в Республике Беларусь.

 Главной особенностью  переходного периода в Республике  Беларусь является невозможность  резкого перехода от административно-командной  к рыночной экономике. Данный  факт обусловливался тем, что  Беларусь оказалась среди наиболее  пострадавших от развала СССР  в силу свой роли «сборочного  цеха» и ориентацию на Россию, как главного рынка сбыта. 

 До середины 90-х годов  в экономике страны наблюдался  глубокий спад: росло число убыточных  предприятий, снижались объемы  производства в промышленности  и сельском хозяйстве, сокращались  бюджетные ассигнования, падал объем  внутренних инвестиций.

 Системные реформы  в стране начали проводиться  с 1993 года. Особенностью реформирования  в Республике Беларусь являются  значительные масштабы государственного  регулирования этого процесса:

 • цены на основные  продукты питания и другие  товары первой необходимости  регулируются государством;

 • подавляющее большинство  промышленных предприятий находятся  в государственной собственности.  С другой стороны именно данный  факт позволил избежать развала  промышленности и сдержать темпы  роста безработицы. Но в свою  очередь это привело к тому, что темпы приватизации сравнительно  низкие, а государственное инвестирование  в полной мере не может способствовать  стабильному развитию предприятий.  Таким образом, на сегодняшний  день частный сектор активно  функционирует в основном в  сфере мелкой торговли и бытового  обслуживания.

 Современная экономика  Республики Беларусь — это  сложный хозяйственный комплекс, который обусловлен взаимодействием  государства, товаропроизводителей  и покупателей. Современное состояние  торговли характеризуется сокращением  государственного сектора торговли  в результате приватизации. Это,  с одной стороны, привело к  определенному насыщению потребительского  рынка, улучшению качества обслуживания, но с другой — практически  исчезли качественные и дешевые  товары. Поэтому, несмотря на развитие  рыночных отношений, роль государственного  управления торговлей сокращается  и в то же время осложняется. 

Информация о работе Роль государства в переходный период в Республике Беларусь