инвестиционных фондов
и т.д.), создание новой системы
государственного
регулирования экономики,
принятие адекватного рыночным
условиям
хозяйственного законодательства.
4. Структурные преобразования,
направленные в первую очередь
на
устранение или смягчение
унаследованных от прежней системы
диспропорций в отраслевой
структуре народного хозяйства
и отдельных его
отраслей. Главная цель
перестройки структуры экономики
- развитие
производства продукции,
пользующейся платежеспособным
спросом на
внутреннем и внешнем
рынках.
5. Макроэкономическая стабилизация
(в основном финансовая). Строго
говоря, она не входит
в число системных реформ, так
как осуществляется
нередко и в странах
с устоявшейся рыночной экономикой.
Важное значение
этого направления
вытекает из того, что кризис
административно-командной
системы раньше и
сильнее всего проявляется в
финансовой сфере, особенно
в форме высокой
инфляции. Длительное сохранение
последней препятствует
нормальному становлению
рыночных отношений, поэтому подавление
инфляции жизненно
важно для переходных экономик.
В систему мер
макроэкономической стабилизации
входят ограничение денежной
эмиссии,
минимизация дефицита
госбюджета, обеспечение положительной
процентной ставки
и т.д.
6. Формирование адекватной
рыночному хозяйству системы
социальной
защиты населения. Эта
система мер направлена на
переход к адресной
социальной поддержке
наиболее нуждающихся слоев населения.
Завершение формирования
этих основных элементов рыночной
системы и означает окончание
переходного периода.
2.2. Государство в переходный
период: проблемы и пути их
решения.
Автор уже отмечал,
что переход к рыночной экономике
невозможен без активного участия
в данном процессе государства.
Именно государство обязано взять
на себя ответственность за
выполнение основных направлений
формирования рыночной экономики
в переходный период. От государственного
регулирования во многом зависит
дальнейшая судьба страны: сумеет
ли она в приемлемые сроки
выйти из экономического кризиса
и создать современную экономическую
систему, обеспечивающую эффективное
развитие экономики и повышение
благосостояние народа.
В странах с переходной
экономикой для либерализации
и демонополизации экономики
именно построение рынка стало
целью радикальных экономических
преобразований последних лет.
Отказ от всеобъемлющего государственного
регулирования, формирование новых
экономических отношений на основе
рынка, признание частной собственности
и свободы предпринимательской
деятельности – все это способствовало
становлению и развитию частного
права. Вместе с тем, автор
признает, что такая радикальная
перестройка общественного механизма,
а значит и правовой системы,
отличалась до недавнего времени
однобоким характером. Это связано
с тем, что на начальном этапе
экономических реформ переход
к рыночным отношениям был
непосредственно связан с уходом
государства из экономики. Либерализация
тогда означала прежде всего
отказ от контроля цен и
хозяйственных связей, т.е. демонтаж
основ планово-распределительной
системы. Сегодня не все однозначно
оценивают подобный подход, указывая
на необходимость сочетания на
том этапе либеральных и государственных
подходов к реформированию экономики
и критикуя избранный курс. При
проведении реформ отсутствовала
продуманная и взвешенная концепция
оптимального сочетания публичных
и частных элементов в регулировании
имущественных отношений. Проблема
как раз и заключалась в
отсутствии теоретических и практических
разработок в указанной области,
что привело к возникновению
многочисленных проблем на практике
и к необходимости переосмысления
и уточнения основ проведения
экономической реформы, в первую
очередь законодательной [4, с. 11].
Сегодня на вопрос
о том, должно ли государство
вмешиваться в управление рыночной
системой, дан однозначный положительный
ответ. Контроль государства за
состоянием и развитием рынка предполагает
регулирование хозяйственной деятельности
самостоятельных предпринимателей, определение
оснований и пределов публичного вмешательства
в нее.
Вмешательство государства
стало атрибутом любой развитой
экономической системы. Масштабы
государственного регулирования
предпринимательства, его конкретные
формы и методы в разных
странах, безусловно, различны. Но
если учесть тот факт, что экономические
законы, по которым развивается
рынок, носят во многом универсальный
характер, следует признать, что
сферы имущественного оборота,
в которые обычно вмешивается
государство, достаточно традиционны.
Автор считает необходимым охарактеризовать
те сферы имущественных отношений,
в которых на сегодня в российском
и белорусском праве присутствует
государственное регулирование:
1. Свобода договора. Субъекты
гражданских прав свободны в
установлении своих прав и
обязанностей на основе договора
и в установлении любых, не
противоречащих законодательству,
условий договора.
2. Контроль за образованием
субъектов предпринимательской
деятельность. Государство осуществляет
подобный контроль путем государственной
регистрации юридических лиц
и лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью.
3. Антимонопольное законодательство.
В стране гарантируется поддержка
конкуренции, свобода экономической
деятельности, не допускается экономическая
деятельность, направленная на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию.
4. Защита прав потребителя.
Развитое законодательство о
защите прав потребителя –
экономически слабой стороны
– это тот элемент, без которого
не может обойтись ни один
развитый правопорядок.
5. Государственные контракты.
Законодательно закреплен особый
порядок заключения и исполнения
договоров, предусматривающих удовлетворение
государственных нужд.
6. Внешнеторговые операции.
Государство регулирует экспортные
и импортные операции.
Необходимо признать,
что для становления новой
правовой базы в странах, ставших
на путь перехода к рыночной
экономике, формулировалась на
протяжении ни одного года. А
определение направлений государственного
регулирования, конкретных форм
и методов государственного вмешательства
в экономику и является на
сегодня главной задачей законодателя
в части обеспечения баланса
публичных и частных интересов
при регулировании экономических
отношений [4, с. 17].
В ходе либерализации
экономики, предпринятой в постсоциалистических
странах без существенных трансформаций
экономических основ монопольных
структур, при отсутствии положительной
системы антимонопольного регулирования
и контроля на начальном этапе
не могла не привести к сокращению
объема производства и гиперинфляции.
Когда производственная или сбытовая
единица не испытывает конкурентного
давления или контроля, а цена
становится объектом управления
хозяйствования, то производитель
становится монополистом. И чем
больше у него свободы в
вопросах ценообразования, тем
меньше на рынке товаров и
услуг и тем выше их стоимость.
Поэтому предпринятая попытка
либерализации цен в таких условиях явилась
лишь имитацией борьбы за равновесие.
Она не привела к ожидаемым результатам,
так как структура общественного производства
изначально не претерпевала никаких изменений.
Таким образом, экономическая система
должна была пройти путь предварительной
структурной подготовки. Для достижения
данной цели в каждой стране была проведена
структуризация управленческого аппарата
и полное обновление экономических функций
государства.
Государство в условиях
переходной экономики выступает
одновременно и в роли субъекта,
и в роли объекта рыночной
трансформации: мы ждем от него
реформирования и оздоровления
самого государства на правовой
основе и эффективного управления
экономикой на новых рыночных
началах.
Государство влияет
на экономику через механизм
регулирования – систему организации
целенаправленного воздействия
государства на деятельность
хозяйственных субъектов. Этот
механизм включает в себя:
1. цели государственного
регулирования;
2. методы.регулирования:.административные,.правовые,.организационно-экономические,
бюджетно-финансовые, кредитно-банковские,
налоговые, ценовые;
3. формы реализации: индикативное
планирование, специальные программы
развития отдельных отраслей, программы-прогнозы;
4. субъекты регулирования:
банки, предприятия, домашние
хозяйства;
объекты регулирования:
сферы производства, производственные
и хозяйственные непроизводственные
отношения [12, с. 55].
Таким образом, на
первом этапе выхода из кризиса
самым важным явился выбор
приоритетов развития. Нереально
было надеяться на подъем одновременно
всех отраслей народного хозяйства
[16, с. 7]. Для России таким приоритетом
стало развитие предприятий по
добыче и переработке природных
ресурсов и полезных ископаемых.
Беларусь же отдала все свои
приоритеты развитию сельского
хозяйства. После развала СССР
по большей части все производство
застопорилось. Это было связано
в первую очередь с разрывом
производственных связей, а во
вторую с отсутствием инвестиций
для перехода на новый уровень
работы. Для решения этой проблемы
была проведена политика разгосударствления
и приватизации. Эти процессы
существенно сократили долю государственного
сектора, но политика приватизации
предусматривала не просто выкуп
государственного имущества, а,
прежде всего, вложение средств
в это имущество в целях
модернизации производства и
создания рабочих мест. В свою
очередь государство выступило
одним из наиболее крупных
инвесторов для структурной перестройки
народного хозяйства.
Тем не менее, при
помощи увеличения числа собственников
не удалось решить проблему
ускоренного создания рыночной
среды и преодолеть монополизацию
производства. Примером может служить
российская массовая приватизация,
в результате которой возникла
мощнейшая финансовая олигархия.
Острой оставалась
проблема инфляции. Была предпринята
попытка борьбы с ней монетарными
методами, т.е. путем сокращения
денежной массы. Это привело
к формированию особого типа
долговой и высокорисковой экономики,
где практически все страны
постсоветского пространства имеют
большой внешний долг перед
развитыми странами Европы и
Запада, а так же международными
финансовыми организациями.
Все проводимые реформы
имели как положительные, так
и отрицательные результаты. Такие
проблемы, как безработица, инфляция,
внешний долг, низкие темпы роста,
имеют место и сегодня. Автор
считает, что тенденция развития
стран с переходной экономикой
имеет положительный характер. Их
национальные хозяйства развиваются
хоть и скромными темпами, но
стабильно. Об этом свидетельствует
рост ВВП на протяжении последних
пяти лет в странах с переходной
экономикой за счет внутреннего
спроса на фоне затянувшегося
спада глобальной экономики. [2, с.6].
Необходимо учесть, что расширение
частного потребления оказывает
стабилизирующее воздействие на
общие показатели роста – даже
если частные расходы растут
незначительно, инвестиции увеличиваются
средними темпами. При таких
условиях результаты внешней
торговли будут иметь очень
большое значение. Данные явления
в большей степени имели место
в Венгрии и Словакии, а так
же Польше. Это связано с денежно-кредитной
и бюджетно-налоговой политикой
государств. Так, В Венгрии и
Словакии бюджетно-налоговые стимулы
содействовали подъему деловой
активности в 2002 году. А во второй
половине 2002 года ослабление денежно-кредитной
политики осуществила и Польше,
что выразилось в более решительном
снижении процентных ставок и
понижению валютного курса [14,
с 8].
Постепенно ослабевает
и проблема инфляции. Начиная
с 2000 года, в большинстве стран
с переходной экономикой удерживается
тенденция к снижению уровня
инфляции и в целом инфляция
больше не представляет серьезной
проблемы [3, с. 23].
Самой острой проблемой
на сегодняшний день для стран
с переходной экономикой является
проблема безработицы. В большинстве
стран ситуация на рынках труда
остается неблагоприятной. В среднем
уровень безработных составляет
14%, что значительно выше, чем в
государствах Евросоюза. Высокий
уровень безработицы в периферийных
восточных регионах, значительная
доля лиц, не имеющих работу
длительное время, создают почву
для серьезных социальных проблем.
[2, с. 13]. Правительство в таких
условиях должно уделить особое
внимание социальной политике
государства. Что бы не допустить
дальнейшего роста безработицы,
проводится особая политика в
области занятости: поддержка
мелких и средних предприятий,
региональное развитие, обучение
персонала и т.д. Эта политика
направлена на стабилизацию рынка
труда, поддержание занятости
в промышленности, создание новых
рабочих мест в других секторах
экономики.
Из всего вышесказанного
автор может сделать вывод,
что неверно представление о
том, что при переходе от
плановой экономики государство
должно в значительной степени
уступить свои функции рынку.
Так как только государство
может сохранить от развала
производственный потенциал страны,
сформулировать и узаконить новую
правовую базу, придать экономическим
реформам необходимый характер
и обеспечить социальные гарантии
всем слоям населения.
3. Роль государства в
переходный период в Республике
Беларусь.
3.1. Особенности переходного
периода в Республике Беларусь.
Главной особенностью
переходного периода в Республике
Беларусь является невозможность
резкого перехода от административно-командной
к рыночной экономике. Данный
факт обусловливался тем, что
Беларусь оказалась среди наиболее
пострадавших от развала СССР
в силу свой роли «сборочного
цеха» и ориентацию на Россию,
как главного рынка сбыта.
До середины 90-х годов
в экономике страны наблюдался
глубокий спад: росло число убыточных
предприятий, снижались объемы
производства в промышленности
и сельском хозяйстве, сокращались
бюджетные ассигнования, падал объем
внутренних инвестиций.
Системные реформы
в стране начали проводиться
с 1993 года. Особенностью реформирования
в Республике Беларусь являются
значительные масштабы государственного
регулирования этого процесса:
• цены на основные
продукты питания и другие
товары первой необходимости
регулируются государством;
• подавляющее большинство
промышленных предприятий находятся
в государственной собственности.
С другой стороны именно данный
факт позволил избежать развала
промышленности и сдержать темпы
роста безработицы. Но в свою
очередь это привело к тому,
что темпы приватизации сравнительно
низкие, а государственное инвестирование
в полной мере не может способствовать
стабильному развитию предприятий.
Таким образом, на сегодняшний
день частный сектор активно
функционирует в основном в
сфере мелкой торговли и бытового
обслуживания.
Современная экономика
Республики Беларусь — это
сложный хозяйственный комплекс,
который обусловлен взаимодействием
государства, товаропроизводителей
и покупателей. Современное состояние
торговли характеризуется сокращением
государственного сектора торговли
в результате приватизации. Это,
с одной стороны, привело к
определенному насыщению потребительского
рынка, улучшению качества обслуживания,
но с другой — практически
исчезли качественные и дешевые
товары. Поэтому, несмотря на развитие
рыночных отношений, роль государственного
управления торговлей сокращается
и в то же время осложняется.