В рыночной экономике
стимулом к производству является
спрос и рыночная цена. В административно-командной
эту роль исполнят приказ либо
план, для выполнения которого
выделяются бесплатные для предприятия
ресурсы, централизованно устанавливаются
фонд заработной платы и перечень
выпускаемых товаров. Каждый потребитель
жестко прикреплен к поставщику
государством, у него нет возможности
выбора товаров и услуг, поэтому
отсутствует конкуренция и возможность
выбора товара и цены.
В связи с тем,
что в производстве развивались
отношения патернализма, деформируется
природа экономических стимулов.
Ими фактически являлись государственные
дотации, льготы и субсидии, которых
предприятия стремились добиться
любой ценой. Без государственного
полного контроля не имело
места ни одно предприятие.
В административно-командной
системе финансовая политика
государства играла пассивную
роль: она замыкалась на задаче
обеспечения государственного планирования.
Монолитная государственная банковская
система кредитовала предприятия
для выполнения плана, принимала
вклады от предприятий и населения,
занималась эмиссией денег. Средства
на счетах предприятий контролировались
отраслевыми министерствами. Процентные
ставки поддерживались на очень
низком уровне и не играли
практически никакой роли в
распределении финансовых ресурсов.
Внешняя торговля осуществлялась
государственным внешнеэкономическими
организациями, не конкурирующими
друг с другом. Обособленность
структуры внутренних цен от
мировых достигалась путем так
называемого выравнивания первых
за счёт системы налогов и
субсидий во внешней торговле,
которая сводила роль официального
курса к чисто учётной функции
[12, с. 12].
Роль государства в
рыночной экономике проявляется
через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой
основы для принятия экономических
решений. Государство разрабатывает
и принимает законы, регулирующие
предпринимательскую деятельность,
определяет права и обязанности
граждан;
б) стабилизация экономики.
На практике фискальная политика
активно используется в целях
стабилизации экономики [5, с. 97]. Правительство
использует бюджетно-налоговую и
кредитно-денежную политику для
преодоления спада производства,
для сглаживания инфляции, снижения
безработицы, поддержания стабильного
уровня цен и национальной
валюты;
в) социально-ориентированное
распределение ресурсов. Государство
организует производство товаров
и услуг, которым не занимается
частный сектор. Оно создает условия
для развития сельского хозяйства,
связи, транспорта, определяет расходы
на оборону, на науку, формирует
программы развития образования,
здравоохранения и т.д.;
г) обеспечение социальной
защиты и социальной гарантии.
Государство гарантирует минимум
заработной платы, пенсии по
старости, инвалидности, пособие по
безработице, различные виды помощи
малоимущим и т.д.
Вмешательство государства
в экономику преследует определенные
цели. Как правило, оно корректирует
те «несовершенства», которые присущи
рыночному механизму и с которыми
он сам либо справиться не
в состоянии, либо это решение
неэффективно. Государство берет
на себя ответственность за
создание условий для соперничества
предпринимателей, для эффективной
конкуренции, за ограничение власти
монополий. Оно также заботится
о производстве достаточного
количества общественных товаров
и услуг, так как рыночный
механизм не в состоянии должным
образом удовлетворять коллективные
потребности людей.
Участие государства
в экономической жизни диктуется
еще и тем, что рынок не
обеспечивает социально справедливое
распределение дохода. Государству
надлежит заботиться об инвалидах,
малоимущих, стариках. Ему также
принадлежит сфера фундаментальных
научных разработок. Это необходимо,
потому что для предпринимателей
это очень рискованно, чрезвычайно
дорого и, как правило, не
приносит быстрых доходов. Поскольку
рынок не гарантирует право на труд,
государству приходится регулировать
рынок труда, принимать меры по сокращению
безработицы.
В целом государство
реализует политические и социально-экономические
принципы данного сообщества
граждан. Оно активно участвует
в формировании макроэкономических
рыночных процессов.
Антимонопольная деятельность
государства является одной из
важнейших областей приложения
государственного вмешательства.
Регулирование развивается в
двух направлениях. На тех немногих
рынках, где условия препятствуют
эффективному функционированию
отрасли при конкуренции, то
есть в так называемых естественных
монополиях, государством создаются
общественные регулирующие органы
для контроля их экономического
поведения. На большинстве других
рынков, где монополия не стала
необходимостью, общественный контроль
принял форму антимонопольного
законодательства [15, с. 81].
Вне зависимости от
того рыночная это система
либо административно-командная,
за государством, прежде всего,
всегда должны сохраняться следующие
функции:
• эмиссия денег,
денежно-кредитное и налогово-бюджетное
регулирование;
• обеспечение гарантий
прав и свобод личности;
• обеспечение минимальных
социальных стандартов по предоставлению
благ и услуг общественного
пользования (образование, здравоохранение
и т.д.);
• поддержка социально
незащищенных групп населения;
• охрана окружающей
среды.
• Обеспечение национальной
безопасности страны.
Мировой опыт показывает,
что чисто рыночной экономики
не существует. Государство «вмешивалось»
в экономику всегда: менялись
только цели, задачи, масштабы, формы
этого вмешательства. В прошлом
столетии данная тенденция усилилась.
Она проявилась не только в
росте государственных расходах
и их удельного веса в ВВП,
но и в радикальных сдвигах
в понимании функций государства.
Теория марксизма заложила основы
для существенного расширения
функций государства, в том
числе по перераспределению доходов.
В странах социализма создавались
общественные фонды потребления,
распределение которых регулировалось
государством. Их значение в решении
социальных и экономических задач
было весьма велико [8, с. 29]. Однако
такая система на деле показала
свою неэффективность.
В рыночном хозяйстве
государству приходится постоянно
корректировать глубину влияния.
Перед государством не стоят
такие задачи, как непосредственное
производство и распределение
ресурсов, товаров и услуг. Но
оно не имеет и права свободно
распоряжаться ресурсами, капиталом
и произведенными товарами, как
это делается в распределительной
экономике. По мнению автора, государство
должно постоянно балансировать,
то увеличивая, то уменьшая степень
вмешательства. Рыночная система - это
гибкость и динамизм в принятии решений,
как со стороны потребителей, так и со
стороны производителей. Государственная
политика просто не имеет права отставать
от изменений в рыночной системе, иначе
оно превратится из эффективного стабилизатора
и регулятора в бюрократическую надстройку,
тормозящую развитие экономики.
2. Функции государства
в экономике переходного периода.
2.1. Особенности переходного
периода.
Каждая экономическая
система проходит стадии становления
и развития, зрелого состояния
и упадка. Переходный период - это
особый период в эволюции экономики,
когда одна система сходит
с исторической арены, а одновременно
другая, новая, нарождается и утверждается.
Поэтому развитие переходной
экономики носит особый характер,
существенно отличающийся от
обычного, нормального экономического
развития. Ведь в переходной экономике
еще сохраняются и довольно
значительное время функционируют
старые экономические формы и
отношения, при одновременном
возникновении и утверждении
новых. К тому же ни те, ни
другие формы и связи не
действуют в полную силу, поскольку
одни подрываются и постепенно
приходят в упадок, а другие
нарождаются и постепенно утверждаются.
Причем ситуация все больше
усугубляется, ибо соотношение между
новым и старым постоянно меняется.
Это касается любой переходной
экономики.
В процессе перехода
от административно-командной к
рыночной экономике сформировались
примерно три группы стран.
Первая группа включает
страны, где темпы продвижения
к рыночной системе наиболее
значительны (Польша, Венгрия, Чехия,
Словакия, Словения, страны Балтии).
Сравнительно быстрое и успешное
продвижение к рыночной экономике
обусловлено рядом факторов: существованием
основ рыночной экономики до
поворота к административно-командной
системе, тесными экономическими
и историческими связями с
Западной Европой, относительной
сбалансированностью структуры
народного хозяйства или небольшим
объемом диспропорций, консенсусом
всех слоев населения в отношении
необходимости перехода к рыночной
системе.
Вторая группа включает
страны, где переход к рыночной
экономике оказался сопряженным
с немалыми трудностями и осуществляется
гораздо медленнее, чем в странах
первой группы (Россия, Беларусь, другие
страны — члены СНГ, Болгария,
Румыния, Югославия, Албания, Монголия).
Здесь не было устойчивой традиции
рыночной экономики, а формирование
административно-командной системы
нередко происходило на базе
традиционной системы. Затрудняют
продвижение к рынку и такие
факторы, как наличие глубоких
диспропорций в структуре экономики,
наличие сильных уравнительных
тенденций и отсутствие в обществе
консенсуса по вопросу о характере
преобразований, относительная изолированность
от развитых стран, а нередко
и военные конфликты на их
территории.
Третью группу составляют
страны Восточной Азии (Китай
и Вьетнам), где господство административно-командной
системы было кратковременным
и переход к рыночной экономике
начался на основе традиционной патриархальной
системы при крайне слаборазвитой промышленности
и, следовательно, отсутствии серьезных
диспропорций, а также при сохранении
авторитарной политической власти, в условиях
благоприятного для развития рыночных
отношений хозяйственного менталитета
населения.
В этих странах действовал
ряд факторов, облегчавших рыночные
реформы. Здесь переход от коллективных
хозяйств к мелким частным
был легко осуществим, так как
основой сельского хозяйства
оставался ручной труд. Тяжелая
промышленность и военно-промышленный
комплекс составляли сравнительно
небольшую долю в экономике
этих стран, что облегчило переориентацию
их промышленности на нужды
потребительского рынка. Господство
плановой экономики в этом
регионе продолжалось 25-30 лет (против
40 лет - в Восточной Европе и
70 лет - в бывшем СССР). Немалое
значение имели традиционно высокая
трудовая этика населения, сохранившаяся
склонность к предпринимательству.
Наконец, заметную роль сыграла
китайская и вьетнамская диаспора
с ее капиталом, кадрами и
предпринимательским опытом.
Некоторые экономисты
предпочитают относить Китай
и Вьетнам не к переходным (постсоциалистическим),
а к посттоталитарным странам
на том основании, что в них
официально не ставится задача
перехода к рыночной экономике
западного типа с преобладанием
частной собственности. В этих
странах рыночные отношения развиваются
преимущественно в сельском хозяйстве,
торговле, услугах, ремесле, тогда
как крупная промышленность остается
в государственной собственности.
Многие (в том числе международные
организации) относят эти страны
к развивающимся.
Исходя из вышеизложенного
материала, можно сказать, что
среди многочисленных изменений,
происходящих в переходной период,
некоторые носят необходимо неизбежный
характер и поэтому могут рассматриваться
как закономерности. Их три:
• утрата государством
функции единоличного распоряжения
экономическими ресурсами;
• бюджетный кризис;
• трансформационный
спад [10, с. 779].
Поэтому главными направлениями
формирования рыночной экономики
в переходный период являются
следующие.
1. Либерализация экономики
- это система мер, направленных
на отмену или резкое сокращение
запретов и ограничений, а также
государственного
контроля во всех
сферах хозяйственной жизни. Она
имеет повсеместное
распространение и
включает: отмену государственной
монополии на
осуществление хозяйственной
деятельности (в том числе внешней
торговли),
прекращение централизованного
распределения ресурсов, переход
к
формированию цен в
основном в соответствии со
спросом и предложением,
снижение государственного
контроля над транзакционными
операциями на
внутреннем и внешнем
рынках.
2. Демонополизация экономики
и создание конкурентной среды,
предполагающие создание равных
возможностей и условий для
деловой активности всех экономических
агентов, обеспечение доступа
на рынок иностранных конкурентов,
поощрение малого бизнеса и
снижение барьеров для проникновения
в отрасль (путем снятия административных
препятствий, предоставления льготных
кредитов), регулирование ценовой
и сбытовой политики естественных
монополий, в отдельных случаях
раздробление крупных фирм.
3. Институциональные преобразования,
включающие изменения отношений
собственности (создание
частного сектора), формирование
рыночной
инфраструктуры (коммерческих
банков, товарных и фондовых бирж,