Роль коммерческих банков в экономике Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового исследования является анализ становления системы, функций и роли белорусских коммерческих банков, изучение показателей их развития и разработка предложений по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
 Рассматривается понятие и виды коммерческих банков;
 Раскрываются принципы деятельности и функции коммерческого банка;
 Анализируется процесс становления отечественной банковской системы;
 Изучаются показатели деятельности коммерческих банков Республики за последние несколько лет;
 Раскрываются проблемы совершенствования системы коммерческих банков Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ……………………………………………………5
1.1Понятие и виды коммерческих банков и основы их деятельности………………………………………………………………………5
1.2Принципы организации и функции коммерческих банков…….9
1.3Операции коммерческого банка………………………………..13
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………17
2.1 Развитие системы коммерческих банков………………………17
2.2 Оценка деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..20
Глава 3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 557.22 Кб (Скачать файл)

Рекапитализация самих банков в период общего оздоровления экономики может включать в себя следующие мероприятия.

1. В целях оперативной безопасности привлеченных средств во всех коммерческих банках предпринять чрезвычайные временные меры по восстановлению общей ликвидности банковской системы.

2. Существенно повысить суммарный собственный капитал белорусских банков в течение первых двух лет после перехода к радикальным реформам.

3. Расширить спектр кредитно-финансовых учреждений за счет создания специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений (инвестиционных, ипотечных, лизинговых компаний, создания обществ взаимного кредитования и т.п.), предполагая переход в это качество банков, не имеющих возможности нарастить собственный капитал.

4. Стимулировать первоочередное признание группы ведущих белорусских банков на международных финансовых рынках, в том числе путем присвоения им соответствующих кредитных рейтингов.

5. Обеспечить переход белорусских банков на международные правила бухгалтерского учета и предоставление основной статистики по коммерческим банкам независимым аналитическим центрам для систематической разработки и публикации внутреннего банковского рейтинга.

6. Ограничить операции по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам.

7. Предложить всем банкам, просроченная задолженность которых по выданным кредитам превышает 5% от суммы всех выданных кредитов, предоставить план собственного оздоровления, включая график заключения предполагаемых мировых соглашений с заемщиками и инициирования процедур банкротства [7, c. 84].

Помимо  этого, принять комплекс мер по побуждению банков к собственному финансовому  оздоровлению:

• в течение 2-3 лет перейти к сохранению генеральных лицензий только у банков, имеющих международный рейтинг;

• разработать механизм принудительной продажи контрольного пакета банков, регулярно не соблюдающих пруденциальные нормативы и ставящих под угрозу безопасность всей банковской системы, закрепив это право за органом надзора за банковской деятельностью (либо Агентством по реструктуризации банков);

• установить предельный удельный вес акций предприятий в активах банков с целью побуждения их к скорейшему восстановлению денежной ликвидности.

Кроме того, государству в лице Правительства  и Нацбанка следует осуществить определенные действия по сокращению государственного вмешательства в банковскую деятельность. В частности следует провести следующие мероприятия:

1. Вывод средств государства и Национального банка из уставных капиталов коммерческих банков, в первую очередь - Беларусбанка, Белагропромбанка, с последующей продажей их на свободных аукционах. Это необходимо, во-первых, для создания равных условий для всех банков, во-вторых, для исключения возможности нерыночного давления органов власти и Национального банка на денежный рынок через зависимые от него банки.

2. Восстановление специализированного Сберегательного банка, работающего исключительно с населением и на денежном рынке. Это даст возможность повысить степень сохранности сбережений населения и укрепить рынок долгосрочных денежных ресурсов. Кроме того, чрезмерная концентра¬ция вкладов населения в одном банке — АСБ "Беларусбанк" – крайне опасна. Малейшая паника сре¬ди его вкладчиков может при¬вести к системному банковско¬му кризису.

3. Реорганизация Белагропромбанка путем его раздела на шесть (по числу областей) местных земельных банков, передав контрольные пакеты акций местным органам власти. Это позволит сформировать в будущем вокруг местных земельных банков региональные финансовые рынки.

4. Создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений - специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д. компании, общества взаимного кредита, кредитные союзы и т.п.). В результате произойдет привлечение дополнительных средств на денежный рынок, в том числе из "серой" экономики, специализация и повышение качества предоставляемых кредитно-финансовых услуг.

5. Учреждение специального негосударственного фонда страхования вкладов физических лиц и срочных депозитов юридических лиц в форме акционерного общества, пополняемого за счет пропорциональных безвозвратных отчислений банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений и предназначенный для возмещения указанных выше вкладов в случае банкротства кредитных учреждений - членов фонда. Это повысит степень доверия к банкам и тем самым позволит увеличить их ресурсную базу.

6. Ограничение операций по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам [6].

7. Разработка механизма ускоренного судебного разбирательства с предприятиями-заемщиками, не способными погасить полученный банковский кредит, их банкротство и передача имущества во временное управление по рекомендации банков-кредиторов.

8. Разработка и принятие механизма принудительной продажи контрольных пакетов акций банков, не обеспечивающих соблюдение пруденциальных нормативов и создающих угрозу ликвидности всей банковской системы. Это позволит ускорить процедуры смены собственника у неэффективных банков без их банкротства и социальных потрясений, привлечение более профессионального менеджмента и снижение доли проблемных банков в банковской системе.

9. Инициирование создания союза коммерческих банков, который примет на себя солидарную ответственность за финансовое состояние банков-членов данного союза, вплоть до учреждения специальной негосударственной компании, страхующей депозитные риски вкладчиков и кредиторов "банков-союзников", с одной стороны, и предоставления рекомендации органу, осуществляющему надзор за банками, о принудительной продаже контрольного пакета акций банков, испытывающих финансовые проблемы, с другой стороны. Это должно предотвратить неожиданные банкротства банков.

10. Переход к расчету всех пруденциальных нормативов, исходя из собственного капитала банков, а не их уставных капиталов, что позволит отказаться от искусственного привлечения новых акционеров и повысить капитализацию уже выпущенных акций и их рыночную стоимость.

11. Привлечение на территорию страны филиалов надежных иностранных банков, поощрение их участия в капитале уже действующих белорусских банков, в том числе через выпуск американских и европейских депозитарных расписок. Это позволит привлечь дополнительные средства в банковскую систему и повысить конкуренцию между коммерческими банками.

12. Переход к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) для белорусских банков с целью их скорейшей адаптации к мировым финансовым рынкам и получения соответствующих банковских рейтингов.

13. Обеспечение необходимого алгоритма действий для получения Беларусью кредитного рейтинга, а коммерческими банками - соответствующего банковского рейтинга. У банков, не имеющих соответствующего общепризнанного международного рейтинга, будут ограничены валютные лицензии. Кроме того, у банков, не имеющих внутреннего национального рейтинга, будет ограничена внутренняя лицензия по работе с населением.

14. Пересмотр всего действующего банковского законодательства страны в направлении:

• четкого разграничения правомочий субъектов денежно-кредитных отношений;

• конкуренции субъектов денежно-кредитных отношений;

• главенства закона о регулировании денежно-кредитных отношений;

• рассмотрения спорных вопросов в судебном порядке;

• материальной, административной и иной ответственности любого субъекта, в том числе органов государственной власти и управления, за ущерб, причиненный неправомерными действиями;

• прозрачности взаимоотношений субъектов;

• информирования общественности о политике Банка Беларуси и состоянии кредитных учреждений.

В заключение главы следует отметить, что предложенные мероприятия направлены на финансовое укрепление белорусской банковской системы, придание ей динамичности, прозрачности и выход на мировые финансовые рынки в качестве полноправного их участника. В отличие от монетарной политики, их реализация не требует комплексности и может быть осуществлена в разные сроки по мере подготовки соответствующих экономических и политических условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение проведенного курсового исследования, необходимо сделать следующие выводы.

Современная кредитная система  представлена разнообразными кредитно-финансовыми  институтами, которые выполняют  аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно  важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и  физическим лицам, а так же выполняют  различные расчетные, гарантийные  и иные операции.

Банковская реформа в нашей  стране началась в годы перестройки  с реорганизации Государственного Банка СССР, из состава которого было выделено несколько государственных  специализированных банков. Несколько  позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х — 90-х годов  стала формироваться двухуровневая  структура банковской системы. характерная для современной экономики. Эта система предусматривает наличие Центрального банка, наделенного эмиссионными и нормативными функциями, и сети коммерческих банков, выполняющих обслуживание юридических и физических лиц. Несмотря на бурное развитие коммерческих банков за последние годы, их численность еще далеко не достаточна. По плотности банков Беларусь значительно уступает развитым зарубежным странам. Кроме того, в связи с острым экономическим и финансовым кризисом в нашей стране положение подавляющего большинства коммерческих банков было и остается крайне тяжелым.

За непродолжительный  период существования системы коммерческих банков в Республике Беларусь в ней  возник ряд проблем. В вопросах регулирования банковской системой они заключаются в следующем: банковская система играет исключительно важную роль в обеспечении нормального функционирования экономики. Поэтому она должна управляться не специальным ведомственным органов управления в лице Национального банка, а структурой типа независимого совета, представляющего интересы крупнейших банков страны. Последние два года в Беларуси происходит монополизация банковской деятельности: мелкие и средние банки объединяются с более крупными, становясь их филиалами. Против реорганизации банков не может быть никаких возражений. Однако, централизация банковского капитала и концентрация банковской деятельности не должны приводить к ухудшению обслуживания хозяйствующих субъектов и населения.

Поставленные  вопросы выходят за рамки чисто  банковской сферы и финансового  законодательства, однако, они имеют  важное значение для дальнейшего развития банковской системы Республики Беларусь.

Эволюция  стандартного набора банковских услуг  такова, что постепенно на рынке  происходит как рост их объема, так  и расширение их состава. Особенно это  заметно в работе коммерческих банков.

От качественного и количественного  роста банковского сектора в  огромной степени зависит выход  нашей страны из экономического кризиса. Несмотря на обремененность многочисленными  проблемами, современные банки уже  сложились в мощную экономическую  силу. Для повышения их роли в  экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах  всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского  сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности.

Сегодня, в условиях развития товарного и  становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в Беларуси. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом.

Понятно, что недостаточно просто объявить о  создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аналитическое обозрение "Финансовая стабильность в Республике Беларусь". – Мн., 2012. – 96 с.
  2. Банкауская сiстэма Беларусi : крок за крокам / пад рад. Дашкевiч В. -Мн.: Агенцтва Ул. Грауцова, 1997.
  3. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000г. №441-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2000. -№106. –Ст.2/219
  4. Ковалев М. Банковский рейтинг: итоги // Национальная экономическая газета. – 2005. – №89. –С.27-28.
  5. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
  6. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/system/finpos. – Дата доступа: 10.11.2012.
  7. Неверов Д.А. Деньги, кредит, банки.- Мн.: БГТУ, 2003.- 142 с.
  8. Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. / Пер. с нем., Под ред и с предисл. В.Н. Шенаева. - М.: Финансы и статистика, 1986.
  9. Теория  финансов: Учеб. пособие / Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е.Бондарь и др. –2-е изд., стереотип. –Мн.: Выш. шк., 1998. –368с.
  10. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. -М.: Вазар-Ферро, 1994.
  11. Трансформация деятельности банков Республики Беларусь: Сборник статей молодых ученых и магистров ВШУБ.- Мн.: БГЭУ, 2000.- 92 с.

Информация о работе Роль коммерческих банков в экономике Беларуси