Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:13, курсовая работа
Целью данного курсового исследования является анализ становления системы, функций и роли белорусских коммерческих банков, изучение показателей их развития и разработка предложений по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
Рассматривается понятие и виды коммерческих банков;
Раскрываются принципы деятельности и функции коммерческого банка;
Анализируется процесс становления отечественной банковской системы;
Изучаются показатели деятельности коммерческих банков Республики за последние несколько лет;
Раскрываются проблемы совершенствования системы коммерческих банков Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ……………………………………………………5
1.1Понятие и виды коммерческих банков и основы их деятельности………………………………………………………………………5
1.2Принципы организации и функции коммерческих банков…….9
1.3Операции коммерческого банка………………………………..13
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………17
2.1 Развитие системы коммерческих банков………………………17
2.2 Оценка деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..20
Глава 3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46
Рекапитализация самих банков в период общего оздоровления экономики может включать в себя следующие мероприятия.
1. В целях оперативной безопасности привлеченных средств во всех коммерческих банках предпринять чрезвычайные временные меры по восстановлению общей ликвидности банковской системы.
2. Существенно повысить суммарный собственный капитал белорусских банков в течение первых двух лет после перехода к радикальным реформам.
3. Расширить спектр кредитно-финансовых учреждений за счет создания специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений (инвестиционных, ипотечных, лизинговых компаний, создания обществ взаимного кредитования и т.п.), предполагая переход в это качество банков, не имеющих возможности нарастить собственный капитал.
4. Стимулировать первоочередное признание группы ведущих белорусских банков на международных финансовых рынках, в том числе путем присвоения им соответствующих кредитных рейтингов.
5. Обеспечить переход белорусских банков на международные правила бухгалтерского учета и предоставление основной статистики по коммерческим банкам независимым аналитическим центрам для систематической разработки и публикации внутреннего банковского рейтинга.
6. Ограничить операции по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам.
7. Предложить всем банкам, просроченная задолженность которых по выданным кредитам превышает 5% от суммы всех выданных кредитов, предоставить план собственного оздоровления, включая график заключения предполагаемых мировых соглашений с заемщиками и инициирования процедур банкротства [7, c. 84].
Помимо этого, принять комплекс мер по побуждению банков к собственному финансовому оздоровлению:
• в течение 2-3 лет перейти к сохранению генеральных лицензий только у банков, имеющих международный рейтинг;
• разработать механизм принудительной продажи контрольного пакета банков, регулярно не соблюдающих пруденциальные нормативы и ставящих под угрозу безопасность всей банковской системы, закрепив это право за органом надзора за банковской деятельностью (либо Агентством по реструктуризации банков);
• установить предельный удельный вес акций предприятий в активах банков с целью побуждения их к скорейшему восстановлению денежной ликвидности.
Кроме того, государству в лице Правительства и Нацбанка следует осуществить определенные действия по сокращению государственного вмешательства в банковскую деятельность. В частности следует провести следующие мероприятия:
1. Вывод средств государства и Национального банка из уставных капиталов коммерческих банков, в первую очередь - Беларусбанка, Белагропромбанка, с последующей продажей их на свободных аукционах. Это необходимо, во-первых, для создания равных условий для всех банков, во-вторых, для исключения возможности нерыночного давления органов власти и Национального банка на денежный рынок через зависимые от него банки.
2. Восстановление специализированного Сберегательного банка, работающего исключительно с населением и на денежном рынке. Это даст возможность повысить степень сохранности сбережений населения и укрепить рынок долгосрочных денежных ресурсов. Кроме того, чрезмерная концентра¬ция вкладов населения в одном банке — АСБ "Беларусбанк" – крайне опасна. Малейшая паника сре¬ди его вкладчиков может при¬вести к системному банковско¬му кризису.
3. Реорганизация Белагропромбанка путем его раздела на шесть (по числу областей) местных земельных банков, передав контрольные пакеты акций местным органам власти. Это позволит сформировать в будущем вокруг местных земельных банков региональные финансовые рынки.
4. Создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений - специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д. компании, общества взаимного кредита, кредитные союзы и т.п.). В результате произойдет привлечение дополнительных средств на денежный рынок, в том числе из "серой" экономики, специализация и повышение качества предоставляемых кредитно-финансовых услуг.
5. Учреждение специального негосударственного фонда страхования вкладов физических лиц и срочных депозитов юридических лиц в форме акционерного общества, пополняемого за счет пропорциональных безвозвратных отчислений банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений и предназначенный для возмещения указанных выше вкладов в случае банкротства кредитных учреждений - членов фонда. Это повысит степень доверия к банкам и тем самым позволит увеличить их ресурсную базу.
6. Ограничение операций по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам [6].
7. Разработка механизма ускоренного судебного разбирательства с предприятиями-заемщиками, не способными погасить полученный банковский кредит, их банкротство и передача имущества во временное управление по рекомендации банков-кредиторов.
8. Разработка и принятие механизма принудительной продажи контрольных пакетов акций банков, не обеспечивающих соблюдение пруденциальных нормативов и создающих угрозу ликвидности всей банковской системы. Это позволит ускорить процедуры смены собственника у неэффективных банков без их банкротства и социальных потрясений, привлечение более профессионального менеджмента и снижение доли проблемных банков в банковской системе.
9. Инициирование создания союза коммерческих банков, который примет на себя солидарную ответственность за финансовое состояние банков-членов данного союза, вплоть до учреждения специальной негосударственной компании, страхующей депозитные риски вкладчиков и кредиторов "банков-союзников", с одной стороны, и предоставления рекомендации органу, осуществляющему надзор за банками, о принудительной продаже контрольного пакета акций банков, испытывающих финансовые проблемы, с другой стороны. Это должно предотвратить неожиданные банкротства банков.
10. Переход к расчету всех пруденциальных нормативов, исходя из собственного капитала банков, а не их уставных капиталов, что позволит отказаться от искусственного привлечения новых акционеров и повысить капитализацию уже выпущенных акций и их рыночную стоимость.
11. Привлечение на территорию страны филиалов надежных иностранных банков, поощрение их участия в капитале уже действующих белорусских банков, в том числе через выпуск американских и европейских депозитарных расписок. Это позволит привлечь дополнительные средства в банковскую систему и повысить конкуренцию между коммерческими банками.
12. Переход к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) для белорусских банков с целью их скорейшей адаптации к мировым финансовым рынкам и получения соответствующих банковских рейтингов.
13. Обеспечение необходимого алгоритма действий для получения Беларусью кредитного рейтинга, а коммерческими банками - соответствующего банковского рейтинга. У банков, не имеющих соответствующего общепризнанного международного рейтинга, будут ограничены валютные лицензии. Кроме того, у банков, не имеющих внутреннего национального рейтинга, будет ограничена внутренняя лицензия по работе с населением.
14. Пересмотр всего действующего банковского законодательства страны в направлении:
• четкого разграничения правомочий субъектов денежно-кредитных отношений;
• конкуренции субъектов денежно-кредитных отношений;
• главенства закона о регулировании денежно-кредитных отношений;
• рассмотрения спорных вопросов в судебном порядке;
• материальной, административной и иной ответственности любого субъекта, в том числе органов государственной власти и управления, за ущерб, причиненный неправомерными действиями;
• прозрачности взаимоотношений субъектов;
• информирования общественности о политике Банка Беларуси и состоянии кредитных учреждений.
В заключение главы следует отметить, что предложенные мероприятия направлены на финансовое укрепление белорусской банковской системы, придание ей динамичности, прозрачности и выход на мировые финансовые рынки в качестве полноправного их участника. В отличие от монетарной политики, их реализация не требует комплексности и может быть осуществлена в разные сроки по мере подготовки соответствующих экономических и политических условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенного курсового исследования, необходимо сделать следующие выводы.
Современная кредитная система
представлена разнообразными кредитно-финансовыми
институтами, которые выполняют
аккумуляцию и мобилизацию
Банковская реформа в нашей
стране началась в годы перестройки
с реорганизации
За непродолжительный
период существования системы
Поставленные вопросы выходят за рамки чисто банковской сферы и финансового законодательства, однако, они имеют важное значение для дальнейшего развития банковской системы Республики Беларусь.
Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков.
От качественного и
Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в Беларуси. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом.
Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Роль коммерческих банков в экономике Беларуси