Роль профсоюзов на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определение роли профсоюзов на рынке труда в современном российском обществе.
Объектом данного исследования является деятельность профсоюзов на современном рынке труда.
Предметом исследования являются механизмы и инструменты воздействия профсоюзов на рынок труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………….……………………………………..……..................…3
1 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……….……..…….....7
1.1 Понятие рынка труда………….……………………………..………………..........7
1.2 Элементы и функции рынка труда………………………………………….….........9
1.3 Спрос и предложение на рынке труда. Понятия эластичности и неэластичности
спроса и предложения ….……………………………………………….….….......11
1.4. Модели рынка труда при участии на нем профсоюзов…………………….........15
1.5. Роль государства…………………………………………….………………….…...17
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ.......21
2.1. Возникновение профсоюзов в мире и в России.......................................................21
2.2. Понятие профсоюза………………………………………………………….…...22
2.3. Функции профсоюзов ………………..……………………………………….….24
2.4. Права профсоюзов…………………………………………………………….….25
3 ВЛИЯНИЕ ПРОФСОЮЗОВ НА РЫНОК ТРУДА………………………………29
3.1. Совершенная конкуренция на рынке труда………………………......................29
3.2. Несовершенная конкуренция на рынке труда. Монопольная власть
профсоюзов……………………………………………………………….............29
3.3. Несовершенная конкуренция на рынке труда. Двухсторонняя
монополия………………………………………………………………………….31
3.4. Влияние профсоюзов на эффективность и производительность труда………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………..…………………………….….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..…..38

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 237.24 Кб (Скачать файл)

При продаже  труда на конкурентном рынке происходит эквивалентный обмен, так как  заработная плата есть плата за использование  труда, то есть за труд. Ни какой эксплуатации здесь не происходит. Добавленная  стоимость, а точнее – добавленная  цена товара или услуги, образуется четырьмя факторами производства: часть  её, созданная трудом, выплачивается  работнику в виде оплаты труда  – заработной платы, другие части  составляют плату за пользование  капиталом, землёй и за предпринимательство. Величина заработной платы зависит: от конъюнктуры на рынке труда, определяемой соотношением спроса на труд и предложения  труда; от преобладающей на нём модели формирования ставок заработной платы  и от других факторов, отражающих особенности  тех или иных национальных и региональных рынков труда.[9]

Таким образом, при признании того, что на рынке  труда продаётся и покупается труд работников, удовлетворяются все  условия нормального функционирования рыночных отношений.

 

 

    1. Элементы и функции рынка труда

 

 

Элементами  рынка  труда будут:

  • Стороны рыночных отношений или субъекты рынка: работодатели или их представители и ищущие работу люди;
  • Правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;
  • Конъюнктура рынка – соотношение спроса и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения;
  • Службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.)

Инфраструктура  рынка труда:

  • Службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.;
  • Система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных;
  • Альтернативные временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.

Наличие и взаимодействие всех элементов  рынка труда необходимо для нормального  его функционирования, под которым  понимается положение, когда созданы  все условия для выполнения функций  рынка труда. К ним относятся:

  • организация встречи продавцов и покупателей труда;
  • обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
  • установление равновесных ставок заработной платы;
  • способствование решению вопросов занятости населения
  • осуществление социальный поддержки безработных.

Одним из дискуссионных является вопрос об объёме рынка труда, т.е. о том, какой контингент населения подпадает под действие рынка труда и является его  субъектом.

Имеются сторонники расширительного толкования понятия рынка труда, согласно которому его субъектом является всё экономически активное население, а спрос на труд определяется суммарной численностью занятых и вакантных рабочих  мест. Аргументацией этому служит рассуждение о том, что работники, занятые в настоящий момент, не могут считаться занятыми раз  и навсегда и вышедшими из рынка; в процессе производства непрерывно происходят изменения условий занятости, возникает необходимость движения работников (по профессиям и уровням  квалификации), территориального перемещения  и др.

Другая  точка зрения состоит в том, что  рынок труда как и всякий рынок  относится к сфере обращения. На этом рынке продаётся и покупается предстоящий труд, и, будучи купленным, он реализуется в сфере производства. [4]

Рынок рабочих  мест как составная часть рынка  труда, характеризующий потребность  в труде или спрос на него, складывается из числа вакансий как на действующих, так и вновь вводимых в действие предприятиях и организациях и количества рабочих мест, занятых работниками, не удовлетворяющими работодателя и  поэтому ищущего им замену.

В зависимости  от соотношения между спросом  и предложением труда конъюнктура  рынка труда может быть трёх типов:

  • трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;
  • трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда;
  • равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Каждый  из типов рыночной конъюнктуры может  относится к тому или иному  региону или сфере приложения труда, образуя в совокупности общий  рынок труда в стране.

Рынок труда  реализуется через государственную  и негосударственные службы занятости  населения, а также непосредственно  через кадровые службы предприятий  и учреждений или же напрямую между  работником и работодателем.

Рынок труда  находится в непрерывном движении. За ним следят функциональные подразделения  по вопросам занятости населения  Министерства труда и социального  развития Российской Федерации, там  же ведут соответствующую статистику наряду с Госкомстатом России.

 

 

    1. Спрос и предложение на рынке труда. Понятия эластичности и неэластичности спроса и предложения

 

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия:

      • Спрос;
      • Предложение.

 

 Спрос и предложение —  взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно

пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения  в уровне цены на товары.

Жизнь абсолютного большинства  людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными  как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их «истинности», «ложности» и относительности. [3]

В экономической теории существует общепринятое определение спроса.

Спрос - платежеспособная потребность потребителей в различных товарах и услугах, количество товаров и услуг, которое потребители хотят и могут купить по данной цене в данное время.

Различают следующие виды спроса:

  1. Отрицательный - покупатели избегают покупки этого товара, они не заинтересованы и безразличны к нему.
  2. Скрытый - потребность может существовать, но ее невозможно удовлетворить на рынке товаров и услуг.
  3. Падающий - уменьшение спроса на один или несколько товаров, производимых предприятием.
  4. Нерегулярный - сезонный спрос.
  5. Полноценный - уровень спроса, который полностью удовлетворяет предприятие.
  6. Чрезмерный - уровень спроса превышает количество предлагаемого товара.
  7. Нерациональный - спрос на товары, вредные для здоровья.

На спрос  влияет несколько факторов (неценовых): вкусы и предпочтения потребителей, количество покупателей на рынке, цены на товары-заменители, уровень дохода покупателей, потребительские ожидания относительно будущих цен, дохода и  наличия товаров.

Цена  товара и количество спроса на этот товар - обратно пропорциональные величины. Эту обратную связь экономисты называют законом спроса. То есть, при понижении  цены на товар объем спроса на этот товар возрастает, при прочих равных условиях.

Производители товаров исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, которые продаются на рынке. Совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям  удовлетворение их платежеспособного  спроса, то есть формирует предложение. Предложение есть желание и способность производителей предоставлять товары для продажи на рынке. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, которых не всегда достаточно, чтобы удовлетворить потребности всех людей.

Таким образом, предложение - количество товаров и услуг, которое продавец может и хочет продать по данной цене в данное время. Изменения в предложении могут вызвать следующие факторы (неценовые):

  • цены на ресурсы,
  • используемые при производстве товаров,
  • эффективность применяемой в производстве технологии,
  • налоги и дотации, цены на другие товары,
  • ожидания изменений цены данного продукта,
  • число продавцов этого товара на рынке.

В общем  случае изменение цены товара ведет  к изменению объема предложения  этого товара. Таким образом, на рынке, с одной стороны, встречаются Производители со стороны предложения и Потребители со стороны спроса. Следовательно, рынок - это реальное или воображаемое место, где встречаются люди и заключают сделку, т.е. покупают и продают. На рынке происходит встреча Производителя и Потребителя, Спроса и Предложения, в результате которой осуществляется купля-продажа товаров. Известные американские экономисты К. Макконнелл и С. Брю определяют рынок так: " Рынок - это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг". [3]

Эластичность спроса.

Теория  эластичности спроса изучает степень  чувствительности потребителей к изменению  цен на товары и услуги. На изменение  цен некоторых товаров потребители  реагируют более чутко, чем на изменение цен других. То есть, при  малом изменении цены на какой-либо товар происходит значительно большее  увеличение объема спроса на этот товар, либо, наоборот, при значительном изменении цены товара спрос на него практически не изменяется. В первом случае следует говорить, что потребители чувствительны к изменениям цен, а во втором нет.

Эластичность спроса - колебания совокупного спроса, вызванные изменением (понижением или повышением) цен на товары и услуги.

Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса измеряется при помощи коэффициента Ed, вычисляемого по формуле:

 

Ed = 

 

 

В зависимости  от степени эластичности спрос делят  на:

  1. Эластичный спрос - Ed>1, т.е. изменение цены на товар вызывает изменение выручки от реализации этого товара в противоположном направлении. Если цена товара увеличивается, то это ведет к уменьшению общей выручки, а если цена уменьшается, то общая выручка повышается.
  2. Неэластичный спрос - Ed<1, т.е. изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении. Если цена товара увеличивается, то общая выручка тоже увеличивается.
  3. Единичная эластичность спроса - Ed=1, т.е. на рынке сложилась четкая равновесная цена, царит спокойствие и целесообразнее не подвергаться риску на рынке. Любое изменение цены оставит объем реализации без всяких изменений.

Различают эластичность спроса по доходу и эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу - отношение процентного изменения  величины спроса на товар к заданному  процентному изменению доходов  потребителей при прочих равных условиях.

Эластичность  спроса по цене - отношение процентного  изменения величины спроса на товар  к заданному процентному изменению  его цены при прочих равных условиях.

Существует  два крайних случая эластичности. В первом случае, когда изменение  цены не приводит ни к какому изменению  количества спрашиваемой продукции, можно  говорить о совершенно неэластичном спросе. Кривая совершенно неэластичного  спроса вертикальна. Примером является спрос хронически больных людей  на лекарства. Во втором случае, когда  небольшое понижение цены товара приводит к предельному увеличению закупок этого товара, речь идет о совершенно эластичном спросе. Кривая совершенно эластичного спроса горизонтальна. [10]

Выделяют  несколько факторов, влияющих на изменение  эластичности спроса: во-первых, большее  количество товаров-заменителей на данный товар делает спрос на этот товар более эластичным; во-вторых, чем большую часть своего дохода потребитель тратит на этот продукт, тем более эластичен спрос  на него; в-третьих, спрос на предметы роскоши является эластичным, а на предметы первой необходимости совершенно неэластичен. Например, для большинства  людей хлеб - это продукт первой необходимости, и любое повышение  цены на него не заставит людей отказаться от его приобретения. Четвертый фактор - временной, т.е. чем длиннее период времени на принятие решения о  покупке товара, тем эластичнее спрос  на данный товар.

Информация о работе Роль профсоюзов на рынке труда