Роль профсоюзов на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определение роли профсоюзов на рынке труда в современном российском обществе.
Объектом данного исследования является деятельность профсоюзов на современном рынке труда.
Предметом исследования являются механизмы и инструменты воздействия профсоюзов на рынок труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………….……………………………………..……..................…3
1 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……….……..…….....7
1.1 Понятие рынка труда………….……………………………..………………..........7
1.2 Элементы и функции рынка труда………………………………………….….........9
1.3 Спрос и предложение на рынке труда. Понятия эластичности и неэластичности
спроса и предложения ….……………………………………………….….….......11
1.4. Модели рынка труда при участии на нем профсоюзов…………………….........15
1.5. Роль государства…………………………………………….………………….…...17
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ.......21
2.1. Возникновение профсоюзов в мире и в России.......................................................21
2.2. Понятие профсоюза………………………………………………………….…...22
2.3. Функции профсоюзов ………………..……………………………………….….24
2.4. Права профсоюзов…………………………………………………………….….25
3 ВЛИЯНИЕ ПРОФСОЮЗОВ НА РЫНОК ТРУДА………………………………29
3.1. Совершенная конкуренция на рынке труда………………………......................29
3.2. Несовершенная конкуренция на рынке труда. Монопольная власть
профсоюзов……………………………………………………………….............29
3.3. Несовершенная конкуренция на рынке труда. Двухсторонняя
монополия………………………………………………………………………….31
3.4. Влияние профсоюзов на эффективность и производительность труда………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………..…………………………….….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..…..38

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 237.24 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Модели рынка труда при участии на нём профсоюзов

 

 

Профсоюзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследуют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы. На рисунке 1.1 показано, как увеличение спроса на труд за счёт действий профсоюзов ведёт к росту заработной платы.

Рисунок 1.1 График воздействия профсоюзов на рост заработной платы

Если спрос на труд увеличится с  С1-С1 до С2-С2, то ставки заработной платы  возрастут с Зр до Зп, а занятость  увеличиться с Тр до Тп.

Спрос на труд профсоюзы могут увеличивать  следующими способами: увеличением  спроса на производимые продукты или  услуги при помощи рекламы «товаров с профсоюзной этикеткой»; требованием  у правительства увеличения финансирования производств, интересы работников которых  они защищают, влиянием на повышение  производительности труда через  участие в совместных рабоче-административных комитетах; и др.

.

Рисунок 1.2 График воздействия профсоюзов на рост ставок заработной платы

Уменьшение предложения труда  с П1-П1 до П2-П2 ведёт к росту  ставок заработной платы с Зр до Зп, но при этом сокращается занятость  работников с Тр до Тп. Такое воздействие  характерно для профсоюзов, объединяющих работников только какой-то определённой профессии (цеховые профсоюзы), которые  путём давления на предпринимателей создают искусственное сокращение предложения труда, что, в свою очередь, ведёт к увеличению заработной платы.

Отраслевые  профсоюзы, объединяющие всех работников конкретной отрасли, не ограничивают число  своих членов. Они, наоборот, заинтересованы в максимальном охвате работников отрасли, что позволяет им оказывать на работодателей сильное давление при установлении ставок заработной платы путём угрозы забастовок и  лишения фирмы предложения труда. Особенности такого воздействия  открытых профсоюзов на рынке труда  показаны на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 График  воздействия открытых профсоюзов на рынок труда

Профсоюз, объединив всех работников и контролируя предложение труда, навязывает фирме ставки заработной платы Зп, которые выше конкурентной ставки Зр. Кривая предложения труда  перемещается с П-П в Зп-п-а-П. Занятость  работников сокращается с Тр до Тп. [5]

1.5. Роль государства

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое воздействие государства. Законодательная  деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно  не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе  экономики, но и регулирует его в  частном, определяя основные параметры  найма в масштабах национальной экономики.

Большое влияние на рынок  труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.) Эти программы содействуют определённой стабилизации социально-экономического положения наёмных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническая роль государства  на рынке труда. Оно частично берёт  на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников максимально  быстрой адаптации последних  к меняющимся требованиям рынка.

Эффективность экономического вмешательства  государства заключается в его  попытках исправить «ошибки» рынка, например, монополию, которая искажает рыночное саморегулирование. Другим примером является строительство государством дорог, линий связи, энергетических систем и других объектов, неподъёмных  для частного предпринимательства, но необходимых ему. Рынок приводит к неэффективному использованию  природных факторов, загрязняя воздух, воду, землю, не заботясь об очистных сооружениях, а государство препятствует этому  финансовыми, правовыми и административными  мерами.

Стабилизационная функция государства  состоит в его контроле и сглаживании  колебаний делового цикла, когда  при использовании государственной  финансовой и налоговой власти оно  влияет на уровень производства, занятости, инфляции, сдерживает безработицу и  поддерживает экономический рост.[13]

Справедливость государство поддерживает, перераспределяя национальный доход  в пользу бедных, оказывая помощь безработным, престарелым, нетрудоспособным, многодетным  и др.В конце XX века в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций современных неоклассиков во многих странах Запада. Теоретические взгляды современных представителей неоклассической школы исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического неравновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.  В результате, по мнению неоклассиков, экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства и устойчивой массовой безработицей. Ситуация обострилась ещё и потому, что глобализация экономики, новые формы и ускорение научно-технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках предъявил особые требования к качественным характеристикам труда, который в новых условиях должен отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а подчас и международной мобильностью. Такая мобильность немыслима в условиях «блокирования» рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное дерегулирование и флексибилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма.

Флексибилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде, системы оплаты услуг труда, которая  должна базироваться не на методе аналитической  оценки рабочих мест, который применялся в 1960-1980-х гг., а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Возрастает роль единовременных выплат, причём последние  часто увязываются не с текущим  трудовым вкладом работника, а с  его общей компетентностью, потенциальными возможностями и дифференциацией  трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального  вознаграждения, как участие в  прибылях компании, причём работник может  нести и риск убытков предприятия.  

Возрастает  роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени  и форм занятости. Получают распространение  нестандартные виды занятости, особенно в условиях компьютеризации общественной жизни, - надомничество, временная работа по индивидуальными контрактам, частичная  занятость.

В рамках дерегулирования рынка труда  всё более отчётливо проявляются  требования о пересмотре и частичном  устранении законодательных положений, относящихся к регламентации  этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке  конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение. [6]

Тем не менее, итогом флексибилизации рынка  труда не может быть тотальный  демонтаж системы его регулирования  и ликвидации социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к  серьёзному обострению социальных отношений. Речь идёт о поиске такого механизма  функционирования рынка труда, который  позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность  с социальным прогрессом общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ

2.1 Возникновение профсоюзов в мире и в России

Первые  профсоюзы возникли в конце XVIII в. в Великобритании. Затем, по мере созревания экономических и политических предпосылок, они стали появляться в США, Франции, Германии и других странах. Пик профсоюзного движения в большинстве государств пришелся на 1960-е гг. С начала 80-х гг. численность членов профсоюзов неуклонно сокращается. Мировой показатель охвата трудящихся профсоюзным движением в 1970 г. составлял 29 % для частного сектора, а к началу XXI в. упал ниже 13  %.  Среди причин кризиса профсоюзного движения называют рост занятости в малом бизнесе (где профсоюзам сложно работать), упадок старых отраслей промышленности (где профсоюзы были традиционно сильны), широким распространением нестандартных форм занятости (неполный рабочий день, временная занятость, надомная работа, разделение рабочих мест и т. д.), быстрое изменение этнического состава трудовых слоев населения (большинство мигрантов являются выходцами из стран Африки, Азии, Ближнего Востока, где отсутствуют устойчивые традиции профсоюзного движения). Кроме того, сегодня можно утверждать, что основные цели профсоюзного движения достигнуты: профсоюзы пользуются широкими правами, наемным работникам гарантированы минимальная зарплата, 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя. [8]

Однако  нельзя говорить о том, что профсоюзы  — явление прошлого и в современном  обществе у них нет будущего. Профсоюзы достаточно сильны в общественном секторе США. Постепенно укрепляется Европейская конфедерация профсоюзов, объединяющая 78 национальных конфедераций профсоюзов, общее число членов которых составляет 60 млн. человек.

Российские  профсоюзы — неотъемлемая часть  мирового профсоюзного движения. В  России профсоюзы начали создаваться в 1905 г., к началу 1907 г. их насчитывалось 652 с численностью 245 тыс. чел. (3,5 % от общего числа рабочих, занятых в производстве). Победа Февральской революции способствовала бурному развитию профсоюзного движения и к октябрю 1917 г. было создано более 2 тыс. профсоюзов, которые охватывали более 2 млн. рабочих. В 1918 г. отраслевые и территориальные российские профсоюзы объединились в единый профсоюз страны. После Октябрьской революции роль отечественных профсоюзов кардинально изменилась. По сути, они превратились в социальные подразделения администрация предприятий.

В момент распада Советского Союза в профсоюзе  состояло около 60 млн. человек. В 1990 г. состоялся учредительный съезд Федерации независимых профсоюзов РСФСР. Сегодня в составе этой организации находится около 39 млн. человек. Как и во всем мире, в России можно говорить о кризисе профсоюзного движения. По данным Росстата, промышленность за годы реформ потеряла больше трети занятых, или около 8 млн. человек, оставшиеся работники разочаровались в профсоюзах. По мнению большинства трудящихся, социальную поддержку им оказывают не профсоюзы, а руководство предприятий.[14]

2.2 Понятие профсоюза

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. [1]

Каждый человек, достигший 14-летнего  возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет  право по своему усмотрению создавать  профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной  деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также  иностранные граждане и лица без  гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением  случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные  объединения (ассоциации) организаций  профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация  объединяет членов профсоюзов, как  правило, одного предприятия, организации  независимо от форм собственности и  подчиненности, действует на основании  положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной  организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и их должностных  лиц в деятельность профсоюзов, которое  может повлечь за собой ограничение  прав профсоюзов или воспрепятствовать  законному осуществлению их уставной деятельности. [1]

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и  утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти  акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и  профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это  акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как  юридического лица возникает с момента  их государственной (уведомительной) регистрации  в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном  органе в субъекте Российской Федерации  по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы  вправе и не регистрироваться, тогда  они не приобретают прав юридического лица. [1] Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение  деятельности профсоюза или первичной  профсоюзной организации может  осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом  профсоюза, положением о первичной  профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза  противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов  Федерации, федеральным законам, она  может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена  решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению  Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или  запрещение деятельности профсоюза  по решению каких-либо иных органов  не допускается.

Информация о работе Роль профсоюзов на рынке труда