Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 09:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определение роли профсоюзов на рынке труда в современном российском обществе.
Объектом данного исследования является деятельность профсоюзов на современном рынке труда.
Предметом исследования являются механизмы и инструменты воздействия профсоюзов на рынок труда.
ВВЕДЕНИЕ…………………….……………………………………..……..................…3
1 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……….……..…….....7
1.1 Понятие рынка труда………….……………………………..………………..........7
1.2 Элементы и функции рынка труда………………………………………….….........9
1.3 Спрос и предложение на рынке труда. Понятия эластичности и неэластичности
спроса и предложения ….……………………………………………….….….......11
1.4. Модели рынка труда при участии на нем профсоюзов…………………….........15
1.5. Роль государства…………………………………………….………………….…...17
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ.......21
2.1. Возникновение профсоюзов в мире и в России.......................................................21
2.2. Понятие профсоюза………………………………………………………….…...22
2.3. Функции профсоюзов ………………..……………………………………….….24
2.4. Права профсоюзов…………………………………………………………….….25
3 ВЛИЯНИЕ ПРОФСОЮЗОВ НА РЫНОК ТРУДА………………………………29
3.1. Совершенная конкуренция на рынке труда………………………......................29
3.2. Несовершенная конкуренция на рынке труда. Монопольная власть
профсоюзов……………………………………………………………….............29
3.3. Несовершенная конкуренция на рынке труда. Двухсторонняя
монополия………………………………………………………………………….31
3.4. Влияние профсоюзов на эффективность и производительность труда………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………..…………………………….….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..…..38
Профсоюзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследуют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы. На рисунке 1.1 показано, как увеличение спроса на труд за счёт действий профсоюзов ведёт к росту заработной платы.
Рисунок 1.1 График воздействия профсоюзов на рост заработной платы
Если спрос на труд увеличится с С1-С1 до С2-С2, то ставки заработной платы возрастут с Зр до Зп, а занятость увеличиться с Тр до Тп.
Спрос на труд профсоюзы могут увеличивать следующими способами: увеличением спроса на производимые продукты или услуги при помощи рекламы «товаров с профсоюзной этикеткой»; требованием у правительства увеличения финансирования производств, интересы работников которых они защищают, влиянием на повышение производительности труда через участие в совместных рабоче-административных комитетах; и др.
.
Рисунок 1.2 График воздействия профсоюзов на рост ставок заработной платы
Уменьшение предложения труда
с П1-П1 до П2-П2 ведёт к росту
ставок заработной платы с Зр до
Зп, но при этом сокращается занятость
работников с Тр до Тп. Такое воздействие
характерно для профсоюзов, объединяющих
работников только какой-то определённой
профессии (цеховые профсоюзы), которые
путём давления на предпринимателей
создают искусственное
Отраслевые
профсоюзы, объединяющие всех работников
конкретной отрасли, не ограничивают число
своих членов. Они, наоборот, заинтересованы
в максимальном охвате работников отрасли,
что позволяет им оказывать на
работодателей сильное давление
при установлении ставок заработной
платы путём угрозы забастовок и
лишения фирмы предложения
Рисунок 1.3 График воздействия открытых профсоюзов на рынок труда
Профсоюз, объединив всех работников
и контролируя предложение
Современный
рынок труда испытывает на себе ощутимое
воздействие государства. Законодательная
деятельность государства охватывает
всю гамму трудовых отношений. Оно
не только предъявляет спрос на услуги
труда в государственном
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.) Эти программы содействуют определённой стабилизации социально-экономического положения наёмных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
Значительна
и посредническая роль государства
на рынке труда. Оно частично берёт
на себя функцию поиска и предоставления
рабочих мест, а также создания
общенациональной сети по трудоустройству.
Государственные системы
Эффективность экономического вмешательства государства заключается в его попытках исправить «ошибки» рынка, например, монополию, которая искажает рыночное саморегулирование. Другим примером является строительство государством дорог, линий связи, энергетических систем и других объектов, неподъёмных для частного предпринимательства, но необходимых ему. Рынок приводит к неэффективному использованию природных факторов, загрязняя воздух, воду, землю, не заботясь об очистных сооружениях, а государство препятствует этому финансовыми, правовыми и административными мерами.
Стабилизационная функция
Справедливость государство
Флексибилизация
рынка труда предполагает введение
гораздо более гибкой, чем прежде,
системы оплаты услуг труда, которая
должна базироваться не на методе аналитической
оценки рабочих мест, который применялся
в 1960-1980-х гг., а на принципах индивидуализации
ставок заработной платы. Возрастает роль
единовременных выплат, причём последние
часто увязываются не с текущим
трудовым вкладом работника, а с
его общей компетентностью, потенциальными
возможностями и
Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости, особенно в условиях компьютеризации общественной жизни, - надомничество, временная работа по индивидуальными контрактам, частичная занятость.
В
рамках дерегулирования рынка труда
всё более отчётливо
Тем не менее, итогом флексибилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидации социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьёзному обострению социальных отношений. Речь идёт о поиске такого механизма функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ
2.1 Возникновение профсоюзов в мире и в России
Первые профсоюзы возникли в конце XVIII в. в Великобритании. Затем, по мере созревания экономических и политических предпосылок, они стали появляться в США, Франции, Германии и других странах. Пик профсоюзного движения в большинстве государств пришелся на 1960-е гг. С начала 80-х гг. численность членов профсоюзов неуклонно сокращается. Мировой показатель охвата трудящихся профсоюзным движением в 1970 г. составлял 29 % для частного сектора, а к началу XXI в. упал ниже 13 %. Среди причин кризиса профсоюзного движения называют рост занятости в малом бизнесе (где профсоюзам сложно работать), упадок старых отраслей промышленности (где профсоюзы были традиционно сильны), широким распространением нестандартных форм занятости (неполный рабочий день, временная занятость, надомная работа, разделение рабочих мест и т. д.), быстрое изменение этнического состава трудовых слоев населения (большинство мигрантов являются выходцами из стран Африки, Азии, Ближнего Востока, где отсутствуют устойчивые традиции профсоюзного движения). Кроме того, сегодня можно утверждать, что основные цели профсоюзного движения достигнуты: профсоюзы пользуются широкими правами, наемным работникам гарантированы минимальная зарплата, 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя. [8]
Однако нельзя говорить о том, что профсоюзы — явление прошлого и в современном обществе у них нет будущего. Профсоюзы достаточно сильны в общественном секторе США. Постепенно укрепляется Европейская конфедерация профсоюзов, объединяющая 78 национальных конфедераций профсоюзов, общее число членов которых составляет 60 млн. человек.
Российские профсоюзы — неотъемлемая часть мирового профсоюзного движения. В России профсоюзы начали создаваться в 1905 г., к началу 1907 г. их насчитывалось 652 с численностью 245 тыс. чел. (3,5 % от общего числа рабочих, занятых в производстве). Победа Февральской революции способствовала бурному развитию профсоюзного движения и к октябрю 1917 г. было создано более 2 тыс. профсоюзов, которые охватывали более 2 млн. рабочих. В 1918 г. отраслевые и территориальные российские профсоюзы объединились в единый профсоюз страны. После Октябрьской революции роль отечественных профсоюзов кардинально изменилась. По сути, они превратились в социальные подразделения администрация предприятий.
В момент распада Советского Союза в профсоюзе состояло около 60 млн. человек. В 1990 г. состоялся учредительный съезд Федерации независимых профсоюзов РСФСР. Сегодня в составе этой организации находится около 39 млн. человек. Как и во всем мире, в России можно говорить о кризисе профсоюзного движения. По данным Росстата, промышленность за годы реформ потеряла больше трети занятых, или около 8 млн. человек, оставшиеся работники разочаровались в профсоюзах. По мнению большинства трудящихся, социальную поддержку им оказывают не профсоюзы, а руководство предприятий.[14]
2.2 Понятие профсоюза
Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. [1]
Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Профсоюзы могут создавать свои
объединения (ассоциации) по отраслевому,
территориальному или иному учитывающему
профессиональную специфику признаку
- общероссийские объединения (ассоциации)
профсоюзов, межрегиональные и
Первичная профсоюзная организация
объединяет членов профсоюзов, как
правило, одного предприятия, организации
независимо от форм собственности и
подчиненности, действует на основании
положения, принятого в соответствии
с уставом, или на основании общего
положения о первичной
Профсоюзы независимы в своей деятельности
от органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления, работодателя,
их объединений (союзов, ассоциаций), политических
партий и других общественных объединений,
им не подотчетны и не подконтрольны.
Запрещается вмешательство
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.
Правосубъектность профсоюза как
юридического лица возникает с момента
их государственной (уведомительной) регистрации
в Министерстве юстиции Российской
Федерации или его
Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.
В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.