Рынки факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы не вызывает сомнений – факторы производства как товары имеют свою специфику.
Во-первых, они имеют ограниченный характер, т.е. их имеется определенное количество. При этом одни из них можно воспроизводить, другие исчерпаемы. Во-вторых, факторы производства взаимозаменяемы, т.е. отсутствие или ограничение одного фактора может быть компенсировано применением большего количества другого. Например, при недостатке техники будет больше ипользовано ручного труда. В-третьих, взаимодополняемость факторов означает, что один их них обязательно дополняет другой и предполагает их только совместное, одновременное использование, отсутствие какого-нибудь фактора приводит к остановке процесса произвдосива.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….….3
Характеристика рынков факторов производства…..…………………….…….6
Рынок труда…………………………………………...……………….……..6
Рынок капитала……………………...…………………………………….....9
Рынок земли………………………………..………………………………..12
Анализ рынков факторов производства……….………………………………15
Анализ рынка труда…………………………..…………………………….15
Анализ рынка капитала……………….…………………………………….26
Анализ рынка земли……………….………………………………………..39
Совершенствование рынков факторов производства…..…………………….49
Проблемы рынка труда и пути их решения……...………………………..49
Проблемы рынка капитала и пути их решения……...……………………53
Проблемы рынка земли и пути их решения……………...……………….58
Заключение………………………………………………………………………….63
Список использованных источников……………………………………………...65
Приложения ...............................................................................................................67

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 953.50 Кб (Скачать файл)

Основным источником финансирования инвестиций на охрану окружающей среды являлись собственные средства организаций, в 2010г. их доля составила 72,5% против 75,9% в 2005г. и 75,5% в 2009 году. На долю инвестиций, выделенных на указанные цели из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в 2010г. приходилось 26,7% и она увеличилась по сравнению с 2009г. на 3,5 процентного пункта. При этом доля средств федерального бюджета увеличилась на 0,9 процентного пункта, а доля средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов увеличилась на 2,6 процентного пункта. Доля средств экологических фондов в общем объеме инвестиций на охрану окружающей среды несколько увеличилась, но остается незначительной и составляет лишь 0,3%.

 

 

Таблица 7

Источники финансирования инвестиций на охрану окружающей среды

(без субъектов  малого предпринимательства и  объема инвестиций, не наблюдаемых  прямыми статистическими методами)

 

2010г.

Справочно 
в % к итогу

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

2000г.

2005г.

2009г.

Использовано  инвестиций в основной капитал

89,1

100

100

100

100

из них за счет: федерального бюджета

10,8

12,1

3,8

7,8

11,2

бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов

13,0

14,6

17,7

14,9

12,0

собственных средств  организаций

64,6

72,5

74,3

75,9

75,5

других источников

0,7

0,8

4,2

1,4

1,3

Из бюджетных  средств - 
экологические фонды

0,3

0,3

3,5

1,2

0,1


 

Основным фактором, сдерживающим в 2010г. инвестиционную активность организаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, являлся недостаток собственных финансовых средств, эту причину отметили 67% руководителей организаций.

Сократилось количество респондентов, указавших на такие  факторы, как неопределенность экономической  ситуации в стране (с 48% в 2009г. до 32% в 2010г.), высокий процент коммерческого кредита (с 36% в 2009г. до 31% в 2010г.), недостаточный спрос на продукцию (с 29% в 2009г. до 19% в 2009г.) и сложный механизм получения кредита для реализации инвестиционных проектов (с 19% в 2009г. до 15% в 2010г.).

В 2011г. 56% руководителей  обследованных организаций планируют  увеличение объема инвестиций в основной капитал, 23% - его сокращение.

 

2.3 Анализ рынка земли

 

Проведем анализ рынка  земли. Земельный рынок России уже  существует. Это один из очевидных итогов аграрных преобразований, осуществляющихся в стране с 1990 года. Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, ряд федеральных нормативных правовых актов и аналогичных актов субъектов Федерации устанавливают право собственности физических и юридических лиц на землю, дающее возможность покупки и продажи земельных участков, сдачи их в аренду, дарения, залога и т. п.

Однако российский земельный  рынок еще очень слаб.

Ограниченность его  двояка: во-первых, общие земельные  ресурсы России не беспредельны, во-вторых, что важнее всего, главным распорядителем земель у нас по-прежнему остается государство.

До сих пор основным способом вовлечения государственной  земельной собственности в рыночный оборот остается сдача ее в аренду.

При этом площадь земельных участков, задействованных во всех сделках, составляет примерно 4,1 процента от земельного фонда РФ1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 81

Виды земельных сделок

 

2008 г.

.

2009 г.

2010 г.

Кол-во сделок (площадь  в Га)

В %

Кол-во сделок (площадь  в Га)

В %

Кол-во сделок (площадь  в Га)

В %

Всего

5 226 629

(72 150 706)

100

5 271 174

(60 347 313)

100

5 556 327

(69 955 514)

100

В том числе:

Аренда государственных  и муниципальных земель

 

4 733 347

(72 028 548)

90,56

4 728 174

(60 213 760)

89,7

5 025 656

(69 955 128)

90,4

Продаджа прав государственных  и муниципальных земель

 

8 104

(6 844)

0,16

15 615

(4 999)

0,3

6 936

0,12

Продажа государственных  и муниципальных земель

 

22 191

(15 821)

0,42

23 968

(4 375)

0,45

24 465

(16 257)

0,45

Купля-продажа земли гражданами и юридическими лицами

 

291 771

(45 361)

5,58

315 598

(55 618)

6,0

305 692

(48 381)

5,5

Дарение

22 443

(5 832)

0,47

23 441

(6 027)

0,44

24 576

(6 948)

0,5

Наследование 

147 533

(47 606)

2,82

161 912

(61 668)

3,07

167 512

(67 410)

3,0

Залог

1 240

(694)

0,02

2 039

(866)

0,04

1 490

(837)).03

 

 

Представленные в таблице 8 данные, полученные на основании государственной отчетности, свидетельствуют о явном и устойчивом преобладании арендных отношений среди прочих видов сделок с землей (в среднем выше 90 процентов), тогда как на продажу органами местного самоуправления было выставлено всего лишь 0,42–0,45 процента земельного фонда.

Цены за аренду государственных  земель устанавливались постепенно, по мере вовлечения земельных участков в рыночный оборот. Причем, по мнению некоторых исследователей, выявить круг факторов, от которых устойчиво зависят эти цены, достаточно трудно. Особенно это касается земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства. На формирование цен продолжают оказывать большое влияние субъективные причины, не поддающиеся анализу и обобщениям2.

В целом администрации  большинства субъектов Федерации  при формировании арендных цен руководствуются  действующими ставками земельного налога и соответствующими коэффициентами, чья величина зависит от ценности территории, целевого использования земель и категории арендаторов. При этом спрос и предложение также учитываются. В среднем по России в 2010 году арендная плата (за квадратный метр) для предприятий торговли и сервисного обслуживания в городах и населенных пунктах составила 50,6 рубля, а в сельских населенных пунктах - 4,8 рубля, для городских промышленных предприятий - 4,1 рубля и 0,62 рубля - для промышленных предприятий, расположенных в сельской местности; частные арендаторы-предприниматели платили в городах и поселках 34,4 рубля, в сельских населенных пунктах - 23,1 рубля. Самый большой размер арендной платы для предприятий торговли зафиксирован в 2010 году в Санкт-Петербурге - в среднем 400,8 рубля, и в городах и поселках Омской области -- 186,2 рубля. Индивидуальным городским и поселковым предпринимателям больше всего пришлось заплатить на территории Республики Саха (Якутия) - 619,3 рубля и Липецкой области - 400 рублей.

Значительное распространение  получили сделки по продаже прав аренды. В 2010 году права аренды были выкуплены на 6 936 земельных участках площадью 24 533 гектаров в 46 субъектах РФ. Лидерство здесь принадлежало Москве (1 693 сделки, 217,5 гектаров) и Нижегородской области (1 172 сделки, 35 гектаров).

Судя по зарегистрированным договорам аренды, бюджет РФ должен был в 2010 году пополниться на 30,3 миллиарда рублей. Однако, по данным Министерства РФ по налогам и сборам, фактически удалось собрать лишь 12,8 миллиарда рублей.

Продажа государственных  и муниципальных земель гражданам  началась в соответствии с указами Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 года, «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23 апреля 1993 года и «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» от 22 июля 1994 года. Если поначалу удалось пробудить довольно активный интерес к приобретению земельных участков в основном для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства (в 1993 году оказались проданными 137,3 тысячи участков площадью свыше 57 тысяч гектаров), то затем интерес начал падать. После 1993 года общее число продаж ежегодно стало сокращаться в полтора-два раза (в 1998 году состоялось только 11,5 тысячи сделок с участками общей площадью 7,5 тысячи гектаров). С 2005 года количество продаж вновь начало расти. В 2010 году зарегистрировано уже 24 465 сделок на общую площадь 16257 гектаров. Земли по-прежнему приобретались главным образом с целью строительства индивидуальных домов, ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и садоводства (21 356 сделок на общую площадь 2 992,5 гектара). Обладателями наибольших площадей - в сумме 11 383 гектаров - стали всего 90 фермеров. Граждан, пожелавших приобрести земли для предпринимательских (несельскохозяйственных) целей, оказалось намного больше - 1 439, но сторговали они всего лишь 429 гектаров, в среднем по 30 соток каждый.

В 35 субъектах РФ приватизированные  предприятия выкупили 473 участка  общей площадью 1 125,6 гектара, в том числе в городах и поселках 415 участков площадью 1 006,7 гектара, что почти в два раза ниже показателей 2008 года и близко к значениям 2009 года.

По 2010 год включительно неизменным лидером по числу предприятий, выкупивших землю, являлся Санкт-Петербург. На его долю в указанном году пришлось 118 участков общей площадью 22 гектара (25 процентов от всех участков данной категории по России в целом).

Цены на продаваемые  земли устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления. При этом они руководствуются нормативной ценой на землю. Это понятие появилось в первые годы аграрной реформы. Тогда нормативная цена была установлена в размере 50-кратной ставки земельного налога за единицу площади земель соответствующего целевого назначения. В 1994 году ее размер повысился до 200-кратной ставки налога, а региональные и местные органы власти получили право вводить повышающие коэффициенты, приближающие нормативную цену к рыночной. Согласно Постановлению Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 года органы местного самоуправления имеют право изменять нормативную цену на 25 процентов от установленной субъектом РФ. При этом уточненная нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня сложившейся рыночной цены на типичные земельные участки аналогичного целевого назначения.

Из-за неразвитости земельного рынка России нормативная цена земли  определяется на основе рыночных цен  и экспертных оценок только в четверти субъектов РФ. Почти в трети субъектов РФ нормативная цена земли рассчитывается кратно ставкам земельного налога. В Республике Коми, Брянской, Челябинской, Омской, Тюменской, Архангельской областях, Ненецком и Таймырском автономных округах она имеет гибкую шкалу - от 10 до 800-кратной ставки. В других субъектах Федерации, например в Республике Татарстан, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Ульяновской, Сахалинской, Амурской областях, Приморском крае, Чукотском автономном округе, она продолжает исчисляться как 200-кратная ставка земельного налога.

Не принимали постановления  о нормативной цене земли органы исполнительной власти Москвы, Республики Ингушетия, Чеченской республики и  Ямало-Ненецкого автономного округа.

В таблице 9 приведены показатели нормативной цены земли без учета тех субъектов РФ, где она определяется как кратная ставкам земельного налога.

Таблица 9

 Нормативная цена  земли В РФ (в рублях на квадратный  метр)

 

Виды использования  земли

Минимальные значения

Максимальные значения

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

I  Города и поселки городского типа

Личное подсобное хозяйство, жилищьное, дачное гарадное строительство

0,005

0,005

1200

1440

Садоводство

0,009

0,009

1162

1162

Проомышленное, комерческое

0,7

0,007

3600

3600

II Сельсккие населенные пункты

Личное подсобное хозяйство, жилищьное, дачное, гпражное строительство

0,002

0,002

81,8

81,8

саддоводство

0,002

0,002

60

60

Иные цели

0,1

0,1

900

900

III Вне населенных пунктов

Садоводство

0,002

0,002

60

60

Сельскохозяйственное  производство

0,01

0,01

24,4

24,4

Промышленное, транспорт

0,8

0,06

450

4500


 

Приведенные крайние  значения нормативных цен можно  сопоставить с реальными продажными ценами в их средних значениях  по стране (таблица 10).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10.

Средние цены на государственные  и муниципальные земельные участки, проданные гражданам и юридическим лицам РФ (в рублях на квадратный метр)

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Кому продано

В городах и поселках

В сельских поселениях

В ненаселенных пунктах

В городах и поселках

В сельских поселениях

В ненаселенных пунктах

В городах и поселках

В сельских поселениях

В ненаселенных пунктах

Гражданам для инд. Жилищ. Строительства ЛПХ и дачного  хозяйства, животноводства

18,48

4,78

10,42

16,26

5,81

3,68

15,84

6,14

2,41

Гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности

95,74

17,74

58,01

263,9

9,04

2,81

237,92

8,89

4,76

Приватезированным предприятяиям

13,02

1,11

3,20

37,08

2,38

4,17

20,05

1,99

2,79

Крестьянским (фермерским) хозяйствам, други с/х предприятиям

0,556

0,071

0,067

-

0,71

0,18

1,80

1,84

0,07


 

Обращают на себя внимание цены земельных участков, предназначенных  для предпринимательской деятельности. Они многократно превышают цены участков других категорий. В 2009 году зафиксировано  почти трехкратное повышение, после  чего они немного снизились в 2010 году.

Посредством земельных  аукционов и конкурсов в 2010 году было реализовано 1 312 участков площадью 9 736 гектаров, в полтора раза больше, чем в 2009 году. Основное количество сделок -717 - пришлось на городские и  поселковые земли.

Информация о работе Рынки факторов производства