Рынки факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы не вызывает сомнений – факторы производства как товары имеют свою специфику.
Во-первых, они имеют ограниченный характер, т.е. их имеется определенное количество. При этом одни из них можно воспроизводить, другие исчерпаемы. Во-вторых, факторы производства взаимозаменяемы, т.е. отсутствие или ограничение одного фактора может быть компенсировано применением большего количества другого. Например, при недостатке техники будет больше ипользовано ручного труда. В-третьих, взаимодополняемость факторов означает, что один их них обязательно дополняет другой и предполагает их только совместное, одновременное использование, отсутствие какого-нибудь фактора приводит к остановке процесса произвдосива.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….….3
Характеристика рынков факторов производства…..…………………….…….6
Рынок труда…………………………………………...……………….……..6
Рынок капитала……………………...…………………………………….....9
Рынок земли………………………………..………………………………..12
Анализ рынков факторов производства……….………………………………15
Анализ рынка труда…………………………..…………………………….15
Анализ рынка капитала……………….…………………………………….26
Анализ рынка земли……………….………………………………………..39
Совершенствование рынков факторов производства…..…………………….49
Проблемы рынка труда и пути их решения……...………………………..49
Проблемы рынка капитала и пути их решения……...……………………53
Проблемы рынка земли и пути их решения……………...……………….58
Заключение………………………………………………………………………….63
Список использованных источников……………………………………………...65
Приложения ...............................................................................................................67

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 953.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем в Саратовской, Самарской и Ростовской областях довольно активно раскупались земли сельскохозяйственного назначения. Так, в Саратовской области через аукционы реализовано 59 участков общей площадью 9 526,4 гектаров по цене 300 рублей за гектар. Правда, кадастровая оценка сельхозугодий Саратовской области составляет 8 000 тысяч рублей за гектар. Расхождение последней с продажной ценой объясняется главным образом неплатежеспособностью большинства сельского населения.

В структуре сделок с  земельными участками второй по величине объем занимают операции купли-продажи гражданами и юридическими лицами. В 2010 году в 75 субъектах РФ было зарегистрировано более 305 тысяч договоров купли-продажи. Всего же за период с 1993 по 2010 год количество таких сделок выросло в 31 раз, для дачных участков - в 93 раза. Однако площади реализуемых гражданами участков весьма скромны.

Большинство заключенных  сделок относилось к участкам, предназначенным  для личного подсобного хозяйства - 42,6 процента, для индивидуального  жилищного строительства - 29 процентов и для садоводства - 25,2 процента. Исчерпывающих сведений о ценах на земли данных категорий нет, поскольку они, во-первых, весьма дифференцированы и, во-вторых (если иметь в виду те, что значатся на бумаге в договорах купли-продажи), как правило, ощутимо занижены по сравнению с реальными рыночными.

В среднем по России цена на незастроенные земельные участки, предоставленные для жилищного  строительства в городах и  поселках, в 2010 году колебалась от 3 до 130 рублей; соответственно для личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах - от 0,01 до 24 рублей за квадратный метр; для садоводства вне населенных пунктов - от 0,05 до 30 рублей за квадратный метр. Распределение земельных ресурсов приведено на рисунках 11, 12, 13, 14.

 

 

Рисунок 11 - структура земель рф по категориям (целевому назначению)

по состоянию на 01.01.2011

 

 

Рисунок 12 - Распределение земель РФ по формам собственности по состоянию на 01.01.2011

 

 

Рисунок 13 - Распределение приватизированых земель Рф по  обственникам по состоянию на 01.01.2011

 

 

Рисунок 14 - Земли Рф, находящиеся в собственности граждан по состоянию на 01.01.2011

 

 

 

3  Совершенствование рынков факторов производства

 

3.1 Проблемы  рынка труда и пути их решения

 

Современная ситуация на рынке труда в России характеризуется  существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную, и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда.

Можно выделить следующие  тенденции развития рынка труда  в России, которые:

1.Рост безработицы.  Общая численность безработного населения в России в феврале 2009г., по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), увеличилась на 20,6% по сравнению с февралем 2008г. и составила 6,4 млн. человек, или, 5% экономически активного населения. Быстро растет и число граждан, зарегистрировавшихся на бирже труда, - на середину марта их насчитывалось уже 2,1 миллиона. Появились прогнозы об увеличении этих цифр к концу года до 4 млн. человек.

Причиной роста безработицы  стал экономический кризис, из-за которого компании вынуждены сокращать штат для уменьшения издержек. На рост числа официально зарегистрированных безработных могло повлиять и повышение пособия по безработице, о котором Правительство объявило осенью 2008 года.

2. Изменение распределения  рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.

3. Появление 2 млн. беженцев  и вынужденных переселенцев, нуждающихся  в трудоустройстве.

4. Трудовой потенциал  общества используется все менее  эффективно: объем производства  сократился в гораздо большей  степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден. Пропаганда рабочих профессий на телевидении, закончившаяся вместе с Советским Союзом, недавно начала возрождаться: чиновники дружно заговорили о перепроизводстве юристов и экономистов на фоне нехватки умелых рук.

5. Неполная занятость.  Наблюдается существенный прирост  неполной занятости в самых разнообразных формах. Это и граждане, работающие в режиме неполного рабочего времени (595 тыс. человек), и ушедшие в вынужденные отпуска (451 тыс. человек), отправленные в отпуска по собственному желанию (1 млн. 580 тыс. человек). В сумме неполная занятость охватывает уже свыше 15% рабочей силы, фактически это откат к ситуации на рынке труда 2000-2001 годов.

6. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.

7. Недостаточно высокий уровень  пособий по безработице также  выступает отличительной чертой  российского рынка труда. С 1 января 2009 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации № 915 от 8 декабря 2008 года, определяющее минимальный и максимальный размер пособия по безработице: 850 и 4900 рублей соответственно. Согласно Федеральному закону «О занятости населения в РФ», минимальный размер пособия по безработице выплачивается гражданам:

- впервые ищущим работу (ранее  не работавшим);

-стремящимся возобновить трудовую  деятельность после длительного  (более 1 года) перерыва;

-уволенным за нарушение трудовой  дисциплины и иные виновные  действия, предусмотренные трудовым  законодательством;

-уволенным по любым основаниям  в течение 12 месяцев, предшествовавших  началу безработицы, и имевшим  в этот период оплачиваемую  работу менее 26 календарных недель.

В остальных случаях размер пособия  по безработице устанавливается  в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже минимального и не выше максимального размера пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

8. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен.

9. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а  также сферы государственного  управления имеют уже сложившийся  сегмент рынка труда, который  характеризуется высоким уровнем  монополизации, высокими требованиями  к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы.

Учитывая сложность  ситуации на рынке труда, большие  масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих  мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует  значительных финансовых затрат.

Несмотря на всю сложность  экономической ситуации, все предприятия, начиная с областных, должны составить  программы высвобождения малоквалифицированных  и неквалифицированных рабочих, а также лиц, занятых тяжелым  физическим, не престижным и вредным  по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.

Необходимо создать  максимально благоприятные условия  со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской  деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.

Следует упростить процедуру  выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность  безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих  безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.

В сложившихся экономических  условиях целесообразно ввести положение (возможно даже законодательно), при  котором преимущественное право  на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).

Таким образом, положение  дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается, или  ухудшается от степени ее изученности  и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе.

 

3.2 Проблемы рынка капиталов и пути их решения

 

Основным фактором, сдерживающим в 2010 г.  инвестиционную активность  организаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, являлся недостаток собственных финансовых средств, эту причину отметили 67% руководителей организаций. Сократилось количество респондентов, указавших среди факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность, неопределенность экономической ситуации в стране (с 48% в 2009г. до 32% в 2010г.), недостаточный спрос на продукцию (с 29% в 2009г. до 19% в 2010г.), высокий процент коммерческого кредита (с 36% в 2009г. до 31% в 2010г.) и сложный механизм получения кредита для реализации инвестиционных проектов (с 19% в 2009г. до 15% в 2010г.).

Таблица 11

Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность в % к общему числу организаций

 

2000г.

2009г.

2010г.

Недостаточный спрос на продукцию

10

29

19

Недостаток  собственных финансовых средств

41

66

67

Высокий процент  коммерческого кредита

47

36

31

Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов

39

19

15

Инвестиционные  риски

35

23

23

Неудовлетворительное  состояние технической базы

18

7

5

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал

8

10

11

Неопределенность  экономической ситуации в стране

49

48

32

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы

36

10

10



Факторы, отрицательно действующие  на деятельность организаций, в сферефинансового лизинга являются:

- недостаток квалифицированных  специалистов;

- информационная непрозрачнось  деятельности потребителей;

- существующий уровень  налогообложения;

- сложности с получением  кредита;

- недостаток финансовых  средств;

- несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности;

- высокий процент комерческого  кредита. 

Участники российского  финансового рынка в начале 2008 года столкнулись с дефицитом  денежной ликвидности - российские компании и банки практически лишились возможности финансирования на внешних рынках. И все же в первой половине 2008 года в результате благоприятной экономической ситуации и при росте цен на экспортируемые товары российский рынок находился в стадии «затишья». В мае цены акций достигли исторических максимумов. Лишь начиная с июня началось падение цен на нефть, падение курса рубля к бивалютной корзине, появление проблем в банковском секторе.

В это время ярко проявились ключевые недостатки российского фондового  рынка:

1. отсутствие долгосрочного инвестора;

2. низкое качество структуры оборота финансовых инструментов;

3. низкий free float;

4. низкая степень капитализации финансовых организаций и концентрации активов в управлении;

5. низкое качество управления активами;

отсутствие комплексной  антикризисной политики государства.

В ситуации экономического кризиса все проблемы малого и  среднего бизнеса, которые существовали до сих пор, обнажились и стали  намного острее. Падение спроса на товары и услуги, ограничение кредитования малого и среднего бизнеса, и как результат - уменьшение прибыли - все это ведет к пересмотру бюджетов организаций в сторону уменьшения расходов.

Таким образом, выход  на рынок сейчас затруднен как  для заемщиков, так и для инвесторов.

Необходимо предложить следующие пути решения проблем, с которыми сталкиваются предприятия при выходе на фондовый рынок:

  1. В области усовершенствования законодательства.

Необходимо совершенствование  и дополнение российского законодательства за счет внесения изменений в действующие  законы в части регулирования залоговых отношений, создания централизованной системы учета ценных бумаг, модернизации корпоративного права. Так же необходимо повышение эффективности судебной системы.

Информация о работе Рынки факторов производства