Рынки с асимметричной информацией.Проблемы и рычаги управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы связанна с тем, что бизнес сейчас является неотъемлемой частью нашей жизни. Асимметричная информация характерна для многих ситуаций в бизнесе. Все мы в жизни являемся покупателями, какой либо продукции, и, как правило, продавец товара знает о его качестве больше, чем покупатель. Рабочие знают о своих навыках и способностях лучше предпринимателей. Управляющие больше знают об издержках фирмы, конкурентной позиции и инвестиционном климате, чем собственники предприятий. Предположим, что потребители и производители имеют полную информацию об экономических переменных, определяющих их выбор. Это вызывает интерес, что происходит, если некоторые участники знают больше других, т.е. в случае асимметричной информации.
Цель работы: изучить со всех сторон рынок асимметричной информации, его функционирование, выявить проблемы и рычаги управления.

Содержание работы

Содержание ………………………………………………………………….........2
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Рынки с асимметричной информацией …………………………….....5
1.1 Рынки с ассиметричной информацией …………………………………..5
1.2 Понятия, типы, последствия асимметрии информации ………...............7
1.3 Равновесие рынка с асимметричной информацией …………………….8
Глава 2. Проблемы и рычаги управления ……………………………………..10
2.1 Неопределённость качества и рынок «лимонов» ……………………...10
2.1.1 Рынок подержанных автомобилей ………………………………..11
2.1.2 Значение асимметричной информации …………………………...13
2.1.3 Страхование ………………………………………………………...13
2.1.4 Рынок кредита ……………………………………………………...15
2.1.5 Важность репутации и стандартизации …………………………..16
2.2 Рыночные сигналы ………………………………………………………17
2.2.1 Простая модель сигналов на рынке труда ………………………..19
2.2.2 Гарантии и обязательства ………………………………………….23
2.3 Моральный риск …………………………………………………………24
2.4 Проблема «заказчик – исполнитель» ……………………………….…..26
2.4.1 Проблема "заказчик — исполнитель" на частных
предприятиях ……………………………………………………….27
2.4.2 Проблема "заказчик — исполнитель" в государственных
организациях ………………………………………………………..28
2.4.3 Асимметричная информация на рынке труда: теория эффективной
заработной платы …………………………………………………..29
Заключение ………………………………………………………………………33
Список литературы ……………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Рынки с асимметричной информацией.Проблемы и рычаги управления.doc

— 603.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Содержание ………………………………………………………………….........2

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Рынки с асимметричной информацией …………………………….....5

    1. Рынки с ассиметричной информацией …………………………………..5
    2. Понятия, типы, последствия асимметрии информации ………...............7
    3. Равновесие рынка с асимметричной информацией …………………….8

Глава 2. Проблемы и рычаги управления ……………………………………..10

    2.1 Неопределённость качества и рынок «лимонов» ……………………...10

    2.1.1 Рынок подержанных автомобилей ………………………………..11

    2.1.2 Значение асимметричной информации …………………………...13

    2.1.3 Страхование ………………………………………………………...13

    2.1.4 Рынок  кредита ……………………………………………………...15

    2.1.5 Важность  репутации и стандартизации …………………………..16

    2.2 Рыночные сигналы ………………………………………………………17

    2.2.1 Простая модель сигналов на рынке труда ………………………..19

    2.2.2 Гарантии  и обязательства ………………………………………….23

    2.3 Моральный риск …………………………………………………………24

    2.4 Проблема  «заказчик – исполнитель» ……………………………….…..26

    2.4.1 Проблема "заказчик — исполнитель"  на частных     

             предприятиях ……………………………………………………….27

    2.4.2 Проблема "заказчик — исполнитель"  в государственных

             организациях ………………………………………………………..28

    2.4.3 Асимметричная  информация на рынке труда:  теория эффективной

             заработной платы …………………………………………………..29

Заключение  ………………………………………………………………………33

Список  литературы ……………………………………………………………...35 
 

Введение.

      Важной  причиной снижения интенсивности конкуренции  и приобретения монопольной власти на рынках служит неполнота и асимметричность  информации. Информация является одним из важных типов экономических ресурсов. Каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный массив информации.

      Неполнота информации является непременным признаком  экономической жизни. Большая или  меньшая неполнота информации может влиять на условия и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные трансакционные издержки для экономических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации - асимметричная информация. Асимметричность информации создает возможность злоупотребления одного из участников сделки неинформированностью контрагента. Асимметричность информации, в отличие от собственно неполноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния.

      Актуальность  курсовой работы связанна с тем, что бизнес сейчас является неотъемлемой частью нашей жизни. Асимметричная информация характерна для многих ситуаций в бизнесе. Все мы в жизни являемся покупателями, какой либо продукции, и, как правило, продавец товара знает о его качестве больше, чем покупатель. Рабочие знают о своих навыках и способностях лучше предпринимателей. Управляющие больше знают об издержках фирмы, конкурентной позиции и инвестиционном климате, чем собственники предприятий. Предположим, что потребители и производители имеют полную информацию об экономических переменных, определяющих их выбор. Это вызывает интерес, что происходит, если некоторые участники знают больше других, т.е. в случае асимметричной информации.

         Цель  работы: изучить со всех сторон рынок асимметричной информации, его функционирование, выявить проблемы и рычаги управления.

         Для достижения цели исследования были поставлены следующие  задачи:

      - раскрыть полностью понятие, типы, последствия, значение асимметрии информации;

      - рассмотреть сферы деятельности с асимметричной информацией;     

      - определить какое влияние оказывает  асимметрия информации на функционирование  рынка;

      - выявить проблемы и определить меры, которые могут приниматься для урегулирования асимметрии информации.

      Объект  исследования: асимметричная информация и рынки с асимметричной информацией.

      Предметом исследования является комплексный анализ экономических факторов.

      Курсовая  работа содержит: введение; 2 главы, состоящие  из 7 параграфов; заключение; список литературы (7 ист.)

      При написании курсовой работы была использована литература российских авторов: С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова, О.Н. Антипина, Н.И. Ведерникова, Р.М. Нуреев, Ю.М. Тарануха, А.Е. Шаститко, Д.В. Федорищев, А.А. Яковлев. И зарубежных авторов: Джордж А. Акерло, Уильяма Спенсера Викри, Джеймса Мирлиса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Рынки с ассиметричной информацией.

    1. Рынки с ассиметричной информацией.

     Согласно  строгим принципам микроэкономики, блага различного качества - это  различные блага, и продаются  они на различных рынках. Однако существуют ситуации, когда качество приобретаемого блага покупатель в момент совершения покупки не в состоянии оценить. В строгом смысле это означает, что покупатель не ведает, что именно он покупает. Это выяснится позже, в процессе использования покупки. Об этой ситуации, называемой асимметрией информации, и пойдёт речь в курсовой работе. Потенциальные продавцы, а иногда и потенциальные покупатели скрывают истинные цели своего поведения и используют практически все способы для получения односторонних выгод, в том числе и нелегальные.

     На  протяжении более двух столетий допущение  о полноте и точности информации, располагаемой субъектами рынка, составляло основу аксиоматики классической экономической  теории и неоклассицизма. Такое предположение  исходило из представления А. Смита о том, что конкурентные рынки, направляемые «невидимой рукой», ведут к эффективным результатам. Эта же предпосылка лежит и в основе маржиналистской экономической теории, полагающей, что потребители осведомлены о своих предпочтениях; продавцам и покупателям известны качественные характеристики товаров и их цены; конкурентные рынки ведут к эффективным результатам. Соответственно, делается вывод о возможности рационального выбора и максимизации индивидуальной целевой функции экономического агента (функции полезности или функции прибыли), что в условиях совершенной конкуренции ведёт к максимизации общественного благосостояния и Парето-эффективному общему равновесию.

     В настоящее время становится всё  более очевидным, что предпосылки о полноте информации, которой располагают субъекты рынка, выдвинутые в XIX и XX вв., не отвечают реалиям. Это обусловлено развитием производительных сил, изменением производственных отношений, условий общественного воспроизводства и общественной потребности. В результате изменений внешней среды появляются неопределённость экономических процессов, риски и асимметрия информации. Асимметричная информация дает возможность уяснить, почему, например, те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции гарантии и услуги или почему держатели акций корпораций должны внимательно наблюдать за поведением управляющих и т. д.

     Роль  асимметричной информации в определении  качества продуктов впервые установил  американский экономист, лауреат Нобелевской  премии по экономике 2001 г. Джордж А. Акерлоф (р. 1940) в статье "Рынок лимонов", опубликованной в 1970 г. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. американского экономиста Уильяма Спенсера Викри (1914-1996) и английского экономиста Джеймса Миррлиса (р. 1936) "Рынок подержанных автомобилей". В российской экономической литературе этой проблеме посвящены работы С.Б. Авдашевой и Н.М. Розановой, О.Н. Антипиной, Н.И. Ведерниковой, Р.М. Нуреева, Ю.М. Таранухи, А.Е. Шаститко, Д.В. Федорищева, А.А. Яковлева и др.

     В реальной действительности асимметрия информации распространена весьма широко. Не будет преувеличением сказать, что  все рынки характеризуются той  или иной степенью несовершенства информации; в одних случаях эта степень  мала, в других – наоборот, значительна. Условия, в которых принимаются экономические решения, чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации. Напротив, общим правилом являются недостаток и недоступность рыночной информации, что препятствует принятию оптимальных решений. Другая проблема – это неравномерное распределение имеющейся информации среди участников рынка, в результате чего возможны серьёзные деформации в поведении продавцов и покупателей. В этой связи возникает необходимость анализа влияния неполноты и асимметрии информации на принятие решений и функционирование рынка. 

    1. Понятия, типы, последствия асимметрии информации.

     Согласно  строгим принципам микроэкономики, блага различного качества - это  различные блага, и продаются  они на различных рынках. Однако существуют ситуации, когда качество приобретаемого блага покупатель в момент совершения покупки не в состоянии оценить. В строгом смысле это означает, что покупатель не ведает, что именно он покупает. Это выяснится позже, в процессе использования покупки.

     Простым примером такой ситуации служит покупка  электрического чайника. Отдельные  экземпляры имеют различный срок службы. Вы сможете выяснить, сколько  проработает купленный вами чайник, только тогда, когда он перегорит.

     При обсуждении дифференциации продукта мы отмечали, что продукты различны, если потребитель считает их различными, вне зависимости от того, различаются ли они "на самом деле". И наоборот, если потребитель не видит различий между товарами, по крайней мере на момент покупки, то это - единый товар, и вполне уместно говорить о спросе на этот товар. Неполнота информации о товаре означает, что покупатель знает, какими качественными характеристиками могут обладать различные экземпляры товара и насколько распространены среди предлагаемых на рынке экземпляры того или иного качества; но он не знает качество того конкретного экземпляра, который он намеревается купить.

     Если  бы покупатели точно знали качественные характеристики приобретаемого товара, их желание купить товар описывалось бы обычной функцией спроса, причем каждому уровню качества соответствовала бы своя функция QD(P, k), где k - показатель качества. Ограниченность информации, имеющейся у покупателя, состоит в следующем: он знает, какие на рынке имеются товары (т. е. знает множество значений показателя k), и, кроме того, знает доли wk товаров каждого уровня качества на рынке, но не знает, к какой категории качества относится тот или иной экземпляр товара. Иными словами, он располагает лишь статистической информацией об имеющемся на рынке товаре.

     В подобных условиях, цена спроса формируется  как средняя из цен спроса товаров  различного качества, взвешенная по рыночным объемам предложения (или, что равносильно, по долям) товаров различного качества. Для описания этого процесса удобно воспользоваться обратными функциями спроса - PD(Q, k). Обратная функция спроса в условиях неполной информации описывается равенством

  (1)

     Таким образом, формирование кривой спроса на товар неизвестного качества (или смесь товаров различного качества) есть вертикальное усреднение кривых спроса на товар отдельных градаций качества с весами, равными долям этих градаций.  

1.3 Равновесие  рынка с асимметричной информацией.

      Рассмотрим  сначала рынок, на котором продавцы и покупатели располагают одинаковой информацией о товаре, это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители  располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с асимметричной информацией.

       Примером такого рынка может служить уже упоминавшийся рынок электрочайников. Чайники по технологическим причинам получаются неодинаковыми, и изготовитель, так же как и покупатель, может оценить продолжительность их бесперебойной работы лишь статистически.

     Также, примером может служить рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.

     Существенно иная картина возникает, когда продавец и покупатель располагают различной информацией о качестве продаваемых единиц товара, т. е. информация распределена между участниками сделок асимметрично. Здесь типичным является случай, когда покупатель оценивает качество товара статистически, а продавцу известно качество каждой единицы товара индивидуально.

     Основы  теории рынков с асимметричной информацией  были изложены в статье Дж. Акерлофа [1; с. 91-104], показавшего значение этой теории для анализа различных рынков - труда, страхования, кредитов и мн. др. Но в качестве примера, для демонстрации предлагаемого подхода, он использовал рынок подержанных автомобилей, на которых качество конкретного экземпляра товара покупатель может определить с трудом, зато оно неплохо известно

Информация о работе Рынки с асимметричной информацией.Проблемы и рычаги управления