Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ рыночной экономики.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты рыночной экономик;
- исследовать механизмы рыночной экономики РФ;
- проанализировать перспектив рыночной экономики РФ.
ВВЕДЕНИЕ ………………….………………….………………….…………….5
1. Теоретические аспекты рыночной экономики ………..…………………….7
1.1 Сущность рыночной экономики………………………………………...…..7
1.2 Основные функции рыночной экономики …………………………………9
2. Механизмы рыночной экономики РФ ………….…………………………..16
2.1. Государственное регулирование рыночной экономики ………………...16
2.2. Современные проблемы рыночной экономики РФ………………………23
3. Перспективы развития рыночной экономики РФ ……………….…………33
3.1. Возрастающая ответственность государства в условиях развития международных экономических отношений …………………………………...33
3.2. Эффективность государственного регулирования рыночной экономики в современной России …………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ . ………………….…………
Министерство
образования и науки Российской
Федерации Кубанский
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
на тему «Рыночная экономика сущность, механизмы функции»
выполнил(-а) студент(-ка) группы
(фамилия, имя, отчество)
Допущен к защите
Руководитель работы (нормоконтролер)
(фамилия, имя, отчество, звание)
Защищен
(дата)
Оценка
Члены комиссии:
(подпись, дата, расшифровка подписи)
Краснодар 2013г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО
«Кубанский государственный
(КубГТУ)
Факультет экономики, управления и бизнеса
Кафедра экономической теории
Задание на выполнение курсовой работы
по специальности 080 ……
студенту ______________________________
Тема курсовой работы: «Рыночная экономика сущность, механизмы функции»»
Руководитель
курсовой работы доцент
Срок представления
завершенной курсовой работы руководителю «__» ________2013г.
Краснодар 2013
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 42, 1 табл., 24 источника.
Предметом исследования являются экономические отношения возникающие в рыночной экономике.
Объектом исследования явились: совокупность научных трудов о рыночной экономике, её сущности, функциях, механизмах.
Целью данной курсовой работы является анализ рыночной экономики.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические
- исследовать механизмы рыночной экономики РФ;
- проанализировать перспектив рыночной экономики РФ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………….………………….……………
1. Теоретические аспекты рыночной экономики ………..…………………….7
1.1 Сущность рыночной экономики………………………………………...…..
1.2 Основные функции рыночной экономики …………………………………9
2. Механизмы рыночной экономики РФ ………….…………………………..16
2.1. Государственное регулирование рыночной экономики ………………...16
2.2. Современные проблемы
рыночной экономики РФ………………………
3. Перспективы развития рыночной экономики РФ ……………….…………33
3.1. Возрастающая ответственность государства в условиях развития международных экономических отношений …………………………………...33
3.2. Эффективность государственного регулирования рыночной экономики в современной России …………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ . ………………….………….41
ВВЕДЕНИЕ
Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок).
Одна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.
Общественные потребности
выявляются с помощью системы
цен. Они передают информацию, которая
служит стимулом к применению наиболее
экономичных методов
Рынки можно классифицировать следующим образом:
По широте охвата различают: локальные, национальные и международные рынки.
По объектам купли-продажи различают: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов. Наряду с товарным существует денежный рынок.
Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Рыночная экономика гарантирует свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, сколько и по какой цене реализовывать продукцию, каким образом тратить полученную выручку.
Среди наиболее значимых
работ отечественных
Предметом исследования являются экономические отношения возникающие в рыночной экономике.
Объектом исследования явились: совокупность научных трудов о рыночной экономике, её сущности, функциях, механизмах.
Целью данной курсовой работы является анализ рыночной экономики.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические
- исследовать механизмы рыночной экономики РФ;
- проанализировать перспектив рыночной экономики РФ.
1. Теоретические аспекты рыночной экономики
1.1 Сущность рыночной экономики
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами. [15; 72 c.]
Рыночная экономика — социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора. [11; 47 c.]
Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.
С позиции истории бизнеса рыночная экономика — экономическая система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных трансакций в институциональной среде и господстве соответствующих институтов. [5; 29 c.]
По мнению ряда экономистов, «рынок», под чем принято понимать основанную на свободе договора, ценообразовании по закону спроса и предложения и встречном обороте денежной массы (то есть товарно-денежная рыночная система) представляет собой не более чем одну из исторически обусловленных и исторически преходящих форм товарообмена и товарораспределения.
Рыночной экономике присущи следующие черты:
Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Рыночная экономика
гарантирует свободу
Существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, сколько и по какой цене реализовывать продукцию, каким образом тратить полученную выручку.
Ценовой механизм выступает в качестве организатора и координатора рыночной экономики. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Свобода выбора становится основой конкуренции.
Совершенная конкуренция предполагает:
множество покупателей и продавцов;
однородность товаров и услуг;
отсутствие ценовой дискриминации;
полную мобильность всех ресурсов;
абсолютную информированность о ценах.
Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за их выполнением.
1.2 Основные функции рыночной экономики
Сущность рынка наиболее
полно проявляется в его
Первая и одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, неосознанный просчёт в экономических решениях.
Стимулирование
Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги. Даже различные виды человеческого труда имеют свою цену, именуемую заработной платой. Рынок труда и ставки заработной платы отчётливо демонстрирует альтернативу, выбор сферы деятельности: индивидуальное предпринимательство или кооперацию трудовых усилий, наём на работу в государственном или негосударственном секторе экономики. Любой уровень квалификации и вид работ имеет рыночную оценку, отражается в уровне оплаты труда, дифференцирует виды доходов. «Монархом» здесь выступают деньги. Независимо от того, нравиться это кому-либо или вызывает чувство протеста, деньги – наиболее сильная и безальтернативная мотивация человеческого выбора в мире экономики.
Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего её отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это всё же это не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направление поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. Но успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. В конкуренции проигрывает тот, кто не может «вписаться» в виражи экономического прогресса.[14; 59c.]
Информационная функция. Ее суть состоит в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т. п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики. [8; 16c.]
Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца. [22; 67c.]
Информация о работе Рыночная экономика сущность, механизмы функции