Рыночная экономика сущность, механизмы функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ рыночной экономики.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты рыночной экономик;
- исследовать механизмы рыночной экономики РФ;
- проанализировать перспектив рыночной экономики РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………….………………….………………….…………….5
1. Теоретические аспекты рыночной экономики ………..…………………….7
1.1 Сущность рыночной экономики………………………………………...…..7
1.2 Основные функции рыночной экономики …………………………………9
2. Механизмы рыночной экономики РФ ………….…………………………..16
2.1. Государственное регулирование рыночной экономики ………………...16
2.2. Современные проблемы рыночной экономики РФ………………………23
3. Перспективы развития рыночной экономики РФ ……………….…………33
3.1. Возрастающая ответственность государства в условиях развития международных экономических отношений …………………………………...33
3.2. Эффективность государственного регулирования рыночной экономики в современной России …………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ . ………………….…………

Файлы: 1 файл

Рыночная экономика.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить тесную взаимосвязь экономических и  административных методов государственного регулирования рынка, ибо любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, в то же время в каждом административном регуляторе есть экономическая составляющая. Важнейшим фактором обеспечения эффективности государственного регулирования рыночных отношений следует считать рациональное сочетание в интересах развития национальной экономики экономических и административных методов воздействия на рынок.

В современных условиях есть новые области экономической  жизни, где механизм рынка не дает нужных обществу результатов. Именно они и явились причинами современного государственного регулирования.

1. Распределение доходов.  В рыночной экономике справедливым является любой доход, полученный от продажи продуктов, услуг и факторов производства. Это означает, что с позиции рынка одинаково справедливым будет повышение доходов у тех, кто преуспел в конкуренции, и падение доходов тех членов общества, которые пострадали от некомпетентных действий, например, государственных органов. [11; 74c.]

Кроме того есть члены  общества, не производящие товары, не располагающие  факторами производства и, следовательно, не имеющие доходов, формирующихся  на рынке - дети, инвалиды, пенсионеры.

В рыночном распределении доходов не участвуют занятые в системе государственного управления и в фундаментальной науке.

Следовательно, существуют такие группы населения, которым рыночное распределение или не дает вообще дохода, или не гарантирует необходимый для данной страны и для данного периода времени уровень жизни. В результате в обществе усиливается социальная напряженность, возникают политические конфликты. Решать эту проблему может только государство путем вмешательства в распределительные процессы.

Безработица. Ранее мы выяснили, что в рыночной экономике неизбежна длительная вынужденная безработица в структурной и циклической формах.

Регулировать рынок  труда с целью поддержания  полной занятости, обеспечить переподготовку безработных и материально поддержать их может только государство. [9; 75c.]

Научно-технический прогресс (НТП). Рыночный механизм стимулирует эффективное использование производственного потенциала, побуждает предпринимателей внедрять новую технику, технологию и т.д. Но в тех случаях, когда есть необходимость в крупных инвестициях с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенности в отношении будущей прибыли (фундаментальная наука, новейшие отрасли), механизма рынка не достаточно и без участия государства не обойтись.

Региональные проблемы. Эти проблемы возникают обычно под влиянием неэкономических факторов - исторических, демографических, национальных, природно-климатических. Для их решения требуется государственная региональная политика: контроль над миграцией рабочей силы и капитала, управление платежными балансами и др. 
Монополизация экономики. Являясь результатом функционирования рыночной системы, она разрушает рыночный механизм. Для борьбы с ней необходима постоянная и последовательная государственная антимонопольная политика. [12; 47c.]

Цикличность развития. Она присуща любой экономике. Преодолеть кризисные явления, спады производства, сгладить циклические колебания может государство.

Инфляция. Это одна из хронических  болезней современной экономики, которую не может самостоятельно преодолеть рыночный механизм.

Отрасли и объекты, необходимые для развития экономики в целом, но низкорентабельные или убыточные с позиций рыночного механизма. Взять на себя их развитие должно государство.

Эти проблемы определяют максимально  допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Они достаточно широки для того, чтобы разумное сочетание государственного регулирования и рынка позволило решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство выходит за эти рамки, оно вмешивается уже в сам рыночный механизм, что приводит к сбоям в его функционировании, возникают негативные последствия не зависимо от целей такого вмешательства. Следовательно, в принципе исключены любые действия государства, разрушающие рыночный механизм. Нельзя использовать натуральное распределение, тотальное директивное планирование, административный контроль над ценами и т.д. [11; 98c.]

Государство в рыночной экономике выполняет следующие функции:

1. Создание правовой  основы для принятия экономических  решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, отношения между субъектами экономики и т.д., вводит стандарты для измерения веса и качества продукции, создает и регулирует денежную систему. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы. Государство поддерживает общественный порядок, применяя, когда это необходимо, полицейские силы. Стабилизация экономики. Правительство использует налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику для того, чтобы преодолеть спад производства, уменьшить безработицу и инфляцию.

Защита конкуренции. Конкуренция  является основным регулирующим механизмом в рыночной экономике. Государство проводит антимонопольную политику, направленную против монополистического роста цен, ограничения предложения, нерационального распределения ресурсов, нарушения интересов потребителя.

Перераспределение дохода и богатства. Используя перераспределительные  механизмы, государство создает  условия для развития сельского хозяйства, транспорта, благоустройства городов и т.д., выделяет средства на развитие фундаментальной науки, обороны, внешнюю политику, формирует программы развития образования и здравоохранения.

Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

Итак, любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимая для самого ранка, организующая и упорядочивающая воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничении рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением.

Организуя рыночные отношения государственные  органы способствуют их органическому  встраиванию в систему общественных отношений. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательство через государственное планирование.

С другой стороны, государственное  воздействие на рынок проявляется  посредством изъятия части прибыли  через действие системы налогообложение, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственные нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

 

 

2.2. Современные проблемы рыночной  экономики РФ

 

 

Россия сегодня имеет  монетарную экономику с наемным  трудом, правда, с некоторыми ограничениями. Она пока не управляется рыночным соглашением, то есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения без финансового рынка и плохо установленных и плохо контролируемых прав собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с капиталистическим началом, даже монополистическим. Напротив, можно отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти первичное накопление капитала.

Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики на базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен как раз и свидетельствует об отсутствии единого рынка.

В новое тысячелетие  Россия вошла с проблемой бедности. В числе "новых бедных" больше других рискуют оказаться менее  квалифицированные и менее образованные работники ВПК, гигантов тяжелой  промышленности, отсталых производств, которые, вероятнее всего, перейдут в разряд нищих. Нуждающимися и необеспеченными могут стать значительные контингенты квалифицированных, хорошо образованных молодых работников ВПК, гигантов промышленности, а также депрессивных регионов. Именно в среде квалифицированных работников ВПК, тяжелой промышленности, прикладной науки локализуется фокус, центральная точка современной российской бедности. В ближайшие 15 - 20 лет именно они останутся лучшей частью трудового потенциала России. 
Выравнивание доходов в обществе произойдет лишь в результате действия ряда факторов, связанных с долгосрочными тенденциями экономического роста, фискальной политикой государства и перераспределением доходов посредством трансфертных платежей, проведением активной государственной политики доходов. Последняя призвана решать две главные задачи: регулировать рост заработной платы с целью стабилизации цен и поддерживать уровень доходов посредством программ социального страхования и государственной помощи. Один из признаков оптимизации распределения доходов в обществе - преобладающее возрастание доли средних доходов и значительное сокращение доли наиболее высоких доходов в общем "котле". В рамках политики регулирования доходов перспективно - об этом свидетельствует опыт ФРГ - освоение механизмов добровольного (автономного от государства) регулирования заработной платы, предоставляющих союзам предпринимателей и наемных работников право на свободные переговоры по заключению тарифных соглашений без вмешательства государства. Роль государства при такой системе - определение законодательных рамок, регулирующих трудовые отношения.

Главной проблемой современного периода формирования научных экономических  систем в отечественной экономической  науке можно считать проблему совмещения универсальных подходов, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной экономической действительности.

Современное состояние  экономики России оценивается авторами достаточно высоко. Отмечаются высокие  темпы роста – до 8% в год, а  также оживление инвестиций европейских фирм. Пока весь мир, затаив дыхание, наблюдал за российскими реформами, пишут авторы, «Россия превратилась в нечто новое» (с.53). Внезапное возрождение России серьезно озадачило некоторых западных аналитиков. Их волнует вопрос: является ли это возрождение созидательным или разрушительным? Они пытаются найти скрытые мотивы экономического подъема страны, которая по всем расчетам не должна была выйти из столь затяжного кризиса.

Однако большая часть  западных аналитиков по-прежнему обеспокоена слабостью позиций пореформенной России и возможной непоследовательностью В.Путина в проведении экономических реформ. Российская модель капитализма представляется им вполне определившейся. Она значительно слабее развитой рыночной экономики на Западе, поскольку нуждается в институциональных преобразованиях, но достаточно агрессивна в способности к улучшению (с.54).

Авторы обзора отмечают два наиболее существенных изменения  в современной России: расцвет  национальных конгломератов и демонтаж виртуальной экономики (системы бартера и неплатежей). Благодаря реформам, проводимым В.Путиным, эти изменения будут способствовать дальнейшему увеличению продолжительности периода роста экономики.

По мнению авторов, трансформационные  процессы существенно изменили основу взаимоотношений России с соседними государствами.

Это проявляется в  следующем. Новые российские конгломераты вместо того, чтобы поддерживать своих  соседей – страны СНГ – через  бартерные сделки, как это было раньше, сейчас всё более ориентированы  на увеличение продаж газа на Запад. Меняя соотношение сил на западном рынке Россия вызывает беспокойство среди европейцев по поводу ее влияния, тем более что идея поглощения Европы Россией активно проводилась в общественное сознание в разные исторические периоды.

Геополитическая подоплека возрождения России, о которой беспокоятся западные аналитики, считают авторы, может состоять лишь в угрозе западным интересам в регионе стран СНГ и не более того. Конечно, пишут они, Россия возрождается, и европейские страны обеспокоены новым качеством России, но говорить о реальной угрозе поглощения Европы со стороны России преждевременно и для этого нет оснований.

Одной из важнейших форм государственного регулирования экономической  жизни стало воздействие государства  на процессы ценообразования. Роль и значение именно этой формы государственного регулирования экономической жизни общества в странах с развитой рыночной экономикой в течение последних десятилетий возрастают. Выработано целый ряд методов регулирования цен. [3; 145c.]

К прямым методам регулирования цен относится:

- административное установление  уровня цены;

-запретительные меры, направленные на недопущение  роста цен сверх определённого  уровня (“замораживание” цен);

-установление предельного  уровня цен, выше которого цены  не должны подниматься;

-регламентирование уровня  рентабельности, торговой надбавки.

Информация о работе Рыночная экономика сущность, механизмы функции