Рыночная экономика сущность, механизмы функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ рыночной экономики.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты рыночной экономик;
- исследовать механизмы рыночной экономики РФ;
- проанализировать перспектив рыночной экономики РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………….………………….………………….…………….5
1. Теоретические аспекты рыночной экономики ………..…………………….7
1.1 Сущность рыночной экономики………………………………………...…..7
1.2 Основные функции рыночной экономики …………………………………9
2. Механизмы рыночной экономики РФ ………….…………………………..16
2.1. Государственное регулирование рыночной экономики ………………...16
2.2. Современные проблемы рыночной экономики РФ………………………23
3. Перспективы развития рыночной экономики РФ ……………….…………33
3.1. Возрастающая ответственность государства в условиях развития международных экономических отношений …………………………………...33
3.2. Эффективность государственного регулирования рыночной экономики в современной России …………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ . ………………….…………

Файлы: 1 файл

Рыночная экономика.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

К косвенным методам  регулирования цен можно отнести:

- систему налогообложения;

- регламентирование состава  затрат, включаемых в себестоимость;

- запретительные меры, направленные против монополистической деятельности, на поддержку добросовестной конкуренции;

- установление правил, по которым устанавливаются цены. [5; 42c.]

Соотношение использования  методов регулирования характеризует  степень воздействия государства  на ценообразование

Государственное регулирование  чаще всего проявляется в установлении максимального уровня цен, что вызывает увеличение спроса (потребители хотят  покупать больше по установленной низкой цене), что приводит к появлению  дефицита. Те потребители, которые могут приобрести товар, станут богаче, так как теперь они будут платить меньше. Но производители при подобных методах государственного регулирования терпят потери от недополучения прибыли.

Для потерь, вызванных  воздействием государственного регулирования, используются понятия излишков потребителя, то есть совокупная чистая выгода, которую получают все потребители (производители) от приобретения (производства) товара

Вопросы регулирования  ценообразования в условиях рыночной экономики постоянно являются предметом научных дискуссий и острых политических споров. Всеми признано, что государство должно регулировать процесс ценообразования и естественно тем самым и сами цены. В соответствии со сложившейся терминологией те, кто считает допустимым лишь минимальное вмешательство в этот процесс государства, называются “либералами”. Те же, кто настаивает на необходимости более широкого участия государства в формировании цен, обычно называются “консерваторами”.

Широко распространено мнение, что в рыночной экономике  ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы 
иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

Не редко саморегулирование цен понимается упрощено – как встреча продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке. [14; 98c.]

Данный процесс можно  сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на проезжей части движется то много, то мало машин, и все они  едут в свободно выбранном направлении  с самыми различными грузами. Но свой путь они при этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее и наиболее экономично к конечной цели, не нанося при этом ущерба другим видам транспорта и пешеходам.

Антимонопольное регулирование  предусматривает также санкции, направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:

- ценовую дискриминацию  (скидки для одних клиентов, надбавки  для 
других);

- принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с  каким–либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров  и услуг);

- принудительную привязку покупателей к продавцам;

- сбивание цен ниже  издержек производства (демпинг  для вытеснения соперников и  захвата рынка);

- отказ от поставок  «неугодным» клиентам, имеющим дело  с конкурентами данной фирмы,  или необоснованный возврат заказанных  товаров;

- различного рода бойкоты. [14; 67c.]

Прямое регулирование  цен осуществляется главным образом  в отраслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государственного регулирования необходимо назвать прежде всего административное установление цен. Оно получило распространение в ряде развитых стран (во Франции, Бельгии, Нидерландах и т.д.). Крупные монополии – потребители в результате этого получают дополнительные выгоды, приобретая товары и услуги по более низким ценам.

Регулирование цен в  наиболее общем и коротком определении  состоит в простом прямом установлении государством тарифов на основании  неких доводов, либо в установлении предела цены (для нашего исследования это будет верхний предел). Необходимость такого регулирования обусловлена, во-первых, монопольным положением предприятий-поставщиков продукции/услуг. То есть государство призвано сдержать неоправданно высокие монопольные цены, которые наверняка захочет назначить производитель, и последующее снижение объема производства. Второй аспект, тесно с первым связанный, состоит в том, что колебания цен в отраслях естественных монополий могут по-разному и в том числе очень негативно сказываться на населении. Таким образом, государство вынуждено балансировать между потребностями производителей и потребителей, что является весьма непростой задачей. [16; 51c.]

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в  государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы -пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами.

1. Общее замораживание  цен (оно применяется при чрезвычайно  сильном инфляционном развитии  экономики) или замораживание  цен на отдельные группы товаров  (отдельные товары).

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

3. Установление пределов  возможного роста цены за определенный  период времени или предельного  уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). В 1992-1993 гг. предельные уровни рентабельности на продукцию предприятий-монополистов были утверждены правительством РФ. Размер их был дифференцирован по отраслям и группам продукции.

5. Установление предельных  размеров снабженческо-сбытовых  и торговых надбавок, наценок.  Органам исполнительной власти  на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли  и вне биржевого оборота может  быть введен предельный уровень  котировальных цен на товары, поступившие из государственного  сектора и прогрессивное налогообложение  прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен .

7. Декларирование цен.  По решению органов исполнительной  власти может вводиться декларирование  оптовых (отпускных) цен на  отдельные виды продукции. При  этом все субъекты предпринимательской  деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации

Основные проблемы рыночных отношений в современной России:

  • Низкий уровень культуры рыночных отношений.
  • Недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение.
  • Склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств.
  • Недостаточное развитие инфраструктуры товарных рынков.
  • Большие транспортные издержки.
  • Высокая степень монополизации экономики.
  • Несовершенство системы финансовых и кредитных отношений.
  • Функционирование внутренних товарных рынков в условиях взаимных неплатежей.
  • Неравномерность расположения посреднических организаций на территории России.
  • Низкий удельный вес реализации товаров при посредничестве организации оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции (около 25%).
  • Отсутствие качественной надежной и полной информации, всесторонне характеризующей состояние информационного обеспечения наблюдений за функционированием товарных.
  • Несовершенство товарно - упаковочной индустрии, что ведет к большим потерям товарной продукции.

3. Перспективы развития  рыночной экономики РФ 

 

3.1. Возрастающая ответственность государства в условиях развития    международных экономических отношений

 

 

Мировая экономика возникла благодаря международному разделению труда, что повлекло за собой как разделение производства (то есть международную специализацию), так и его объединение — кооперацию.

В понятие мировой  экономики входят четыре уровня: микроуровень, мезоуровень, макроуровень и международный  уровень. В качестве основного выступает макроуровень, на котором рассматривается функционирование сложных крупных самостоятельных экономических систем, каковыми чаще всего являются национальные экономики. На микроуровне изучается функционирование простых однородных систем и субъектов, составляющих макроэкономические структуры. Таковыми субъектами являются фирмы и домохозяйства. Мезоуровень составляют сложные подсистемы, входящие в национальные экономики (например, отрасли и экономические регионы). Международный уровень представляет собой уровень взаимодействия национальных экономик мира, а также различных над- и межнациональных экономических институтов. При таком подходе основными субъектами международных экономических отношений обычно признаются государства, транснациональные корпорации (ТНК), международные экономические организации и интеграционные объединения национальных экономик.

Систему отношений, связывающих  субъектов различной государственной  принадлежности, а также субъектов  транс-, интер- и наднациональной  принадлежности следует называть международными экономическими отношениями (МЭО). В экономические отношения, выходящие за пределы национальных экономик, вступают и микроэкономические субъекты. Поэтому можно говорить о разных уровнях международных экономических отношений. На микроуровне субъектами МЭО выступают домохозяйства и фирмы. При этом значительно сужаются их возможности, функции и правовая база экономической деятельности. Несмотря на это, именно они составляют основу не только национальной, но и мировой экономики. На макроэкономическом уровне основным субъектом МЭО остается государство. В межгосударственном экономическом пространстве к нему прибавляются следующие субъекты МЭО:

  • Во-первых, международные экономические объединения, в рамках которых возникают прямые тесные многочисленные связи между экономиками стран различных регионов, включающие в себя в качестве составных частей экономики интегрирующихся стран (ЕС, СНГ, НАФТА).
  • Во-вторых, международные экономические организации (МБРР, ЕБРР, ОПЕК, ВТО и т. д.), которые представляют собой наднациональные институты, созданные для регулирования различных МЭО.

Существует несколько  тысяч международных экономических  организаций. Условно их можно разделить  на следующие группы:

  • С решающими и совещательными полномочиями. Международные организации, имеющие полномочия принимать решения, обязательные для субъектов, в них входящих (организации с решающими полномочиями), создаются как странами, так и фирмами. Примерами таких структур являются Организация стран — экспортёров нефти (ОПЕК), Мировой банк, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Лондонский клуб, Парижский клуб и т. д. Организации с решающими полномочиями нередко являются органами международных объединений, предполагающих частичную уступку суверенитета стран в пользу этих объединений. Примерами являются экономические органы ЕС, СНГ, ООН и других объединений. Организации с совещательными полномочиями служат в качестве инструмента выработки наилучших решений международных экономических проблем. Примерами могут служить Большая восьмёрка, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), форум организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и т. п. [24; 76c.]
  • Формальные и неформальные организации. Формальные организации связывают участников учредительными документами, договорами, формальными обязательствами и другими юридическими документами (ВТО, ОПЕК). Неформальные — периодически или постоянно действующие совещания государственных деятелей различных стран. Примерами являются Большая восьмёрка и Давосский форум.
  • По охвату. Существуют глобальные, то есть охватывающие все страны мира (ВТО), региональные (совещание стран АТЭС) и локальные (ШОС) организации.
  • По степени открытости. Существуют открытые организации, к которым может присоединиться любое государство, согласное с уставом и готовое выполнить некоторые требования для членов (ВТО), ограниченные, членство в которых ограничивается какими-либо формальными признаками, присущими её членам (ЕС, его членом может быть только европейское государство), и закрытые, членство в которых зависит не от желания претендентов, а от решения её членов (Большая восьмёрка).
  • По функциям. Существуют совещательные, то есть созданные для консультаций (Большая восьмёрка), регулирующие, целью существования которых является выработка правил и решение возникающих проблем (ВТО), управляющие (органы ЕС), поддерживающие, то есть такие, которые должны обеспечивать стабильность в определённых областях (МВФ). [21; 41c.]

Информация о работе Рыночная экономика сущность, механизмы функции