Рыночная экономика сущность, механизмы функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ рыночной экономики.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты рыночной экономик;
- исследовать механизмы рыночной экономики РФ;
- проанализировать перспектив рыночной экономики РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………….………………….………………….…………….5
1. Теоретические аспекты рыночной экономики ………..…………………….7
1.1 Сущность рыночной экономики………………………………………...…..7
1.2 Основные функции рыночной экономики …………………………………9
2. Механизмы рыночной экономики РФ ………….…………………………..16
2.1. Государственное регулирование рыночной экономики ………………...16
2.2. Современные проблемы рыночной экономики РФ………………………23
3. Перспективы развития рыночной экономики РФ ……………….…………33
3.1. Возрастающая ответственность государства в условиях развития международных экономических отношений …………………………………...33
3.2. Эффективность государственного регулирования рыночной экономики в современной России …………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ . ………………….…………

Файлы: 1 файл

Рыночная экономика.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Совокупность МЭО и  субъектов МЭО следует называть мировой экономикой (МЭ). Мировая  экономика носит дополняющий  характер по отношению к национальным экономикам. Основной уровень, на котором определяется состояние и функционирование экономики в современном мире — это макроуровень, то есть уровень национальных экономик. Можно выделить следующие критерии ключевого уровня функционирования экономики:

  • где принимаются основные решения по регулированию экономики;
  • откуда черпается большая часть ресурсов;
  • куда направлена большая часть связей.

Всё указывает на национальную экономику, так как именно национальные правительства — главный регулятор экономических процессов, большую часть ресурсов национальные экономики черпают из своих внутренних источников, а связи между основными хозяйствующими субъектами всё же в большей степени формируются внутри национальных границ. В то же время реальной экономической деятельностью занимаются фирмы и домохозяйства. Государства же управляют ими. Мировая экономика не содержит органов, способных осуществлять полномасштабное управление фирмами или государствами. Таким образом, МЭ не является цельным самостоятельным объектом. Она является конгломератом экономических субъектов, связи между которыми гораздо слабее, чем макроэкономические связи.

 

 

3.2. Эффективность государственного регулирования рыночной экономики в современной России

 

 

Наборы задач, решаемых правительствами при регулировании  экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, так и конкретными потребностями, условиями определенной страны. Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщенные задачи, решаемые входе государственного регулирования экономики. Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации. Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости ее институтов. В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.

Первая из этих задач  решается в основном усилиями предприятий, фирм, корпораций. В условиях "идеального" рынка она могла бы гипотетически  реализовываться и без участия государства. Но, как уже говорилось, современный рынок не может функционировать без государственной экономики. Для достижения устойчивого и социально ориентированного экономического роста нужна целостная экономическая политика общенационального масштаба. Это подразумевает адекватное конструирование и совершенствование государственных институтов, воздействующих на экономические интересы субъектов хозяйствования. Предполагается также реализация государственного заказа и национальных инвестиционных программ по особо значимым для общества направлениям. Сегодня экономическая политика в стране, равнозначной России, непременно должна быть инновационно ориентированной. Это требует особых мер со стороны государства по поддержке науки, образования и инновационного предпринимательства. [12; 49c.]

Вторая задача — трансформация экономической системы страны. В определенном смысле ее можно расценивать как иное выражение первой. Она по определению подразумевает, что в ходе своей трансформации, система достигает высокой хозяйственной и социальной результативности, сориентированной на устойчивый экономический рост. Трансформация экономической системы страны, имея в виду создание современной и высокоэффективной рыночной экономики, предполагает широкий круг реформационных действий, которые характеризуются сложными параметрами и требуют особого контроля со стороны государства. Решающее значение в этом блоке задач имеет формирование необходимых для высокоэффективной экономики рыночных институтов, преобразование и совершенствование системы государственного управления.

Третья задача — внешнеэкономическая. Она связана с поддержкой государством самостоятельности и идентичности экономической системы страны в отношениях с внешним миром. Известно, что современные международные экономические отношения пронизаны духом глобализма. Национальные экономические интересы могут оттесняться на второй и даже третий план под мощных давлением интересов транснационального капитала. Но ТНК и международный капитал по своему тоже национальны. Они выражают приоритеты страны своего базирования или интегральные интересы группы стран. И обычно это наиболее развитые страны мира. Поэтому задача отстаивать во внешнеэкономических отношениях национальные интересы страны не утратила своего значения. Она стала более многогранной и сложной. Но Россия слишком долгое время жила в условиях государственной монополии на внешнеэкономические связи и их относительной ограниченности в сравнении с масштабами внутренней экономики. Теперь же в условиях почти полной открытости российской экономики глобальному миру внешнеэкономические аспекты государственного регулирования обретают стратегическое значение. Они связаны с преодолением многих потенциальных угроз для национальной безопасности. [11; 99c.]

Перечисленные три главные задачи государственного регулирования тесно переплетены и дополняют друг друга. Практически, исходя из акцентов, рождаемых периодом реформ, они вращаются вокруг стратегии и тактики преобразования экономической системы страны, как стержневой проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В целом государство, как правило, концентрирует свои усилия на таких приоритетных направлениях, как разработка экономической политики; развитие системы образования и  здравоохранения; строительство и  содержание транспортной сети; поддержание  закона и порядка; обеспечение защиты окружающей среды и т.д. Государство призвано играть активную роль в регулировании экономических процессов и принятии мер по социальной защите населения.

Во исполнение этих основополагающих целей государство в сфере  экономики действует в нескольких направлениях, создаёт саму инфраструктуру и среду экономической деятельности. Как таковая рыночная инфраструктура в России до недавнего времени практически отсутствовала. В настоящее время идёт процесс её становления.

Вместе с тем в центре внимания государства должны находиться процессы не только её становления, но и повседневного функционирования, поскольку именно инфраструктура рынка выступает основной сферой колоссальных финансовых афер, мошенничества, наконец, прямого, непосредственного грабежа государства и населения страны. Эта цель, как известно, достигается путём создания эффективной системы лицензирования деятельности учреждений и структур рыночной инфраструктуры, а так же прямой административной регламентации определённых параметров и направлений их деятельности.

Нужно заметить, что государственные  закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны  с производством. Государственные  закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в: законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бомол У.Дж., Блайндер А.С. Экономикс. Принципы и политика: Учебник ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. 567 с.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. – М., Юрайт-М, 2009
  3. Вороновицкий М.М., Цветков В.А. Модели стадного поведения участников рынка. М.: ЦЭМИ РАН, 2012. 179 с.
  4. Зоидов К.Х., Зоидов З.К. Ретроспективный анализ и прогнозирование циклических колебаний макроэкономической динамики Республики Таджикистан на основе эконометрических методов. М.: ЦЭМИ РАН, 2012. 341 с.
  5. Колесов Н., Сидоров А.Ф. Экономическая теория. Учебник. - СПб, 2012
  6. 3 Кучуков Р.А. Экономическая теория. Учебное пособие. - М.: Экономика, 2010
  7. Носова С.С. Экономическая теория для бакалавров. -  М.: КНОРУС, 2009
  8. Петраков Н.Я. Избранные работы в 2-х томах: Том 1. М.; СПб.: Нестор-История, 2012. 368 с.
  9. Петраков Н.Я. Избранные работы в 2-х томах: Том 2. М.; СПб.: Нестор-История, 2012. 328 с.
  10. Сажина М.А. Экономическая теория. Учебник. /М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2009
  11. Сидоров А.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. Ч 1. – Краснодар, 2012
  12. Сидоров В.А. Общая экономическая теория. Учебник. - М.: ЭЛИТ, 2008
  13. Симкина Л.Г. Экономическая теория. Учебник. - СПб: ПИТЕР, 2012
  14. Тулупов А.С. Расчетно-методический инструментарий экологического страхования. Труды (отдельное издание) ХI Всероссийской конференции «Теория и практика экологического страхования: модернизация экономики». М.: «НИЦ «Экопроект» (ЗАО), 2011. 152 с.
  15. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Губин В.А., Зоидов З.К. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития. М.: ЦЭМИ РАН, 2012. 207 с.
  16. Экономическая теория. Учебник. / под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2012
  17. 21 Экономическая теория. Учебник. / под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. - М.: Юрайт, 2012
  18. Экономическая теория. Учебник. / под ред. И.П. Николаевой М.Н. Казиахмедовой. - М.: ЮНИТИ, 2012
  19. Экономическая теория / под общ. ред. В.И. Видяпина и др. - М.: ИНФРА-М, 2009
  20. 24 Экономическая теория. Экспресс-курс / под общ. ред. А.Г. Грязновой и др. - М.: КноРус, 2010
  21. Экономическая теория. Учебное пособие / под общ. ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. - М.: КноРус, 2008
  22. Экономика /Самуэльсон Пол Э. - М.: Вильямс, 2008
  23. 27. Экономикс: краткий курс /С.Л. Брю. - М.: ИНФРА-М, 2008
  24. Янова В.В. Экономическая теория: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2009

Информация о работе Рыночная экономика сущность, механизмы функции