Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ рыночной экономики.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты рыночной экономик;
- исследовать механизмы рыночной экономики РФ;
- проанализировать перспектив рыночной экономики РФ.
ВВЕДЕНИЕ ………………….………………….………………….…………….5
1. Теоретические аспекты рыночной экономики ………..…………………….7
1.1 Сущность рыночной экономики………………………………………...…..7
1.2 Основные функции рыночной экономики …………………………………9
2. Механизмы рыночной экономики РФ ………….…………………………..16
2.1. Государственное регулирование рыночной экономики ………………...16
2.2. Современные проблемы рыночной экономики РФ………………………23
3. Перспективы развития рыночной экономики РФ ……………….…………33
3.1. Возрастающая ответственность государства в условиях развития международных экономических отношений …………………………………...33
3.2. Эффективность государственного регулирования рыночной экономики в современной России …………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ . ………………….…………
Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идет бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что, в конечном счете, формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.
Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому - структурная перестройка хозяйства в современной России. [14; 76]
Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств. [18; 89c.]
Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т. е. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года)[2, c.152-157].
Вопрос о функциях рынка позволяет вплотную рассмотреть еще один аспект проблемы - преимущества и недостатки рыночного механизма.
Выше при анализе
функций было выяснено, что рыночный
механизм хозяйствования имеет целый
ряд очевидных преимуществ, достоинств
и оказывает на экономическую жизнь общества
положительное влияние. Можно отметить
следующие проявления положительного
влияния рынка: стимулирует рост производства,
ускоряет темпы его развития; повышает
эффективность производства, экономия
труда и ресурсов; формирует структуру
хозяйства, отвечающую потребностям и
запросам потребителя; в определенной
мере рынок создает саморегулирующуюся
систему хозяйства, где каждый занимает
свою нишу; многовековой опыт использования
рынка свидетельствует о его естественной
природе, которая отвечает нуждам общества;
рынок обогащает определенную часть населения.
Однако рынок не следует идеализировать,
поскольку ему присущи недостатки. Можно
указать на следующие проявления отрицательного
влияния рыночного механизма на экономическую
и социальную жизнь общества:
- как саморегулирующаяся система рынок не является идеальной системой. Частичное и в особенности общее макроэкономическое равновесие в данной системе реализуется через постоянное нарушение этого равновесия. Иными словами, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой ее нестабильности является циклический характер развития экономики;
- одной из форм нарушения
равновесия и одновременно
- рыночная система не обеспечивает полного использования ресурсов. Ей свойственны неполная занятость вещественных итрудовых ресурсов. Безработица - неизбежный спутник рынка, ее последствия социально-драматичны;
- рынок сам порождает
факторы, которые нарушают
- рынок не учитывает
влияния так называемых
- рынок не в полной
мере учитывает влияние
- рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т. п.);
- рынок не только
обогащает, но и неизбежно
- рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;
- рынку чужды нравственные
идеалы добра, справедливости, патриотизма
и т. д. Разные народы сложили
немало пословиц и поговорок
по этому поводу: «рынку нет
дела до человека без кошелька»
Также к важнейшим функциям относятся:
2. Механизмы рыночной экономики РФ
2.1. Государственное регулирование рыночной экономики
Государственное регулирование рынка — это деятельность государственных органов по выполнению следующих двух основных функций: обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма; воздействие на экономику в областях, где рыночные механизмы несостоятельны. Государственное вмешательство в функционирование рыночной экономики реализуется через государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. По объекту воздействия государственное регулирование экономики включает регулирование ресурсов, производства и финансов. Оно реализуется путем проведения экономической политики. Экономическая политика — система мер, совокупность действий по управлению экономикой, включающая определенный набор элементов, основными из которых являются:
антициклическая политика;
отраслевая политика;
антимонопольная политика;
организация денежной системы;
социальная защищенность населения;
удовлетворение спроса на услуги и товары коллективного пользования;
борьба с безработицей и др.
Наиболее общая функция государства в процессе регулирования экономики — обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение населения и субъектов хозяйственной деятельности для вывода экономики из кризисного состояния, а также сдерживание стадии экономического бума. Базой реализации антициклической политики является государственный бюджет.
Монополией государства является организация денежного обращения. Изменяя количество денег, обращающихся на национальном рынке, государство влияет на условия функционирования денежной системы. Важная роль в данном вопросе отводится Банку России, который располагает обширным набором инструментов (учетные ставки, операции с ценными бумагами, резервы, административные ограничения) для активного воздействия на состояние денежного рынка.
Государство, выступающее гарантом прав человека, призвано заботиться о социальной защищенности населения, временно испытывающего экономические затруднения, и обездоленных слоев общества. Основной инструмент обеспечения финансирования этого процесса — налоговое законодательство. Государством созданы специальные органы, такие, как налоговая инспекция, Фонд социального страхования, Комитет по социальной политике и др.
Рыночные механизмы не реализуют автоматически право на труд для каждого члена общества. Поэтому борьба с безработицей возложена на государство. Государство должно регулировать рынок труда в целях поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места. Решающую роль здесь играет трудовое законодательство и контролирующие его исполнение государственные организации. Кроме того, элементами экономической политики являются отраслевая и антимонопольная политика.
Государство играет главенствующую роль в удовлетворении спроса на услуги и товары коллективного пользования: национальную оборону, государственное управление, единую энергетическую систему, национальные сети коммуникаций, охрану общественного порядка, вакцинацию и т. д. Кроме того, оно поддерживает те области человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе (наука, образование, культура, здравоохранение и т. д.).
Обеспечивая нормальное функционирование национальных рынков, государство проводит соответствующую внешнеторговую политику, контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы, воздействует на валютные курсы, управляет платежными балансами и т. д. Некоторые направления деятельности государственных органов в сфере рыночных отношений (таблица 1).
Таблица 1 – Государственное регулирование рынка
Направления |
Способ реализации |
Стабилизация производства |
Налоговая и инвестиционная политика |
Выравнивание уровней |
Региональная экономическая |
Государственная поддержка конкуренции |
Политика демонополизации |
Финансирование научно- |
Осуществление научно-технических целевых программ |
Дотация социально значимых отраслей |
Инвестиционная политика |
Стабилизация и оздоровление денежной системы |
Финансовая и антиинфляционная политика |
Преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения |
Политика доходов |
Социальная защищенность населения |
Социальная политика |
Контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы |
Внешнеторговая политика |
Антимонопольная политика |
Жесткий государственный контроль за монопольными рынками |
Система рыночных отношений предъявляет к государственному регулированию ряд требований. Первоочередным является недопустимость любых действий государства, деформирующих или разрывающих внутренние взаимосвязи элементов рынка. Следует избегать установления административного контроля со стороны государства над ценами и натурального распределения имеющихся ресурсов, так как эти действия наносят удар по центральным звеньям рыночного механизма — ценам, спросу, предложению. Экономические стимуляторы, применяемые государством, не должны ослаблять или подменять собой рыночные стимулы.
Для регулирования экономики государство использует как экономические, так и административные методы. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Например, оправданы жесткий государственный контроль за монопольными рынками, контроль за экологической безопасностью, поддержание минимальных параметров благосостояния населения (гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и др.), защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта и др.).
Информация о работе Рыночная экономика сущность, механизмы функции