Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:20, курсовая работа
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда, его формирование и функционирование в сегодняшних условиях. Но следует заметить, что в данной курсовой работе рассматривается не только рынок труда как таковой, но и особенности его функционирования в условиях монопсонии.
В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
Дать определение, рассмотреть основные черты рынка труда;
Дать определение монопсонии, как ситуации на рынке труда, и изучить её проблемы;
Рассмотреть состояние рынка труда в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА 5
1.1. Понятие рынка труда 5
1.2. Особенности рынка труда 8
ГЛАВА 2. МОНОПСОНИЯ 13
2.1. Понятие монопсонии 13
2.2. Проблемы монопсонии на рынке труда 20
ГЛАВА 3. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ 23
3.1. Формирование и функционирование рынка труда в России 23
3.2. Структура занятости на Российском рынке труда 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
3. Конъюнктура рынка – соотношение спроса и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения.
4. Инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др. Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодёжи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов и т.д.). Фонд занятости, так же государственная служба занятости, структурирован по уровням, от федерального до районного. Он формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих (занятых индивидуальной трудовой деятельностью).
5. Система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.п.
6. Альтернативные временные формы обеспечения занятости. Сравнительно новым проявлением рыночных отношений в сфере труда является появление и развитие гибкого рынка труда, который можно характеризовать как форму приспособления рынка труда к структурной перестройке экономики в промышленно развитых странах, приведшей к сокращению удельного веса занятых в сфере производства и росту доли занятых в сфере услуг. Гибкие формы занятости достигаются введением на предприятиях, в фирмах режимов неполного рабочего времени, надомного труда, работы по вызовам, гибких режимов рабочего времени, а также приемом временных работников, поощрением так называемой самостоятельной занятости.
Наличие и взаимодействие
всех элементов рынка труда
1. Организация встречи продавцов и покупателей труда.
2. Обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия.
3. Установление равновесных ставок заработной платы.
4. Помощь в решении вопросов занятости населения.
5. Осуществление социальной поддержки безработных.
Как уже отмечалось, на рынке труда продают труд. Работник оказывается производителем труда. Но не любой человек является трудоспособным. На рынке труда существует несколько групп трудоспособных людей:
1. Те, кто не имеет работы, но хочет работать и ищет работу (здесь могут быть безработные, имеющие соответствующий статус; лица, впервые вступающие в трудовую деятельность; лица, ищущие занятие после перерыва в работе).
2. Те, кто хоть и имеют работу, но неудовлетворен ею и подыскивает другое место основной или дополнительной работы.
3. Занятые, но явно рискующие потерять работу и поэтому ищущие другое место работы.
Указанные категории людей определяют предложение труда на рынке труда. Основой трудового потенциала страны является ее экономически активное население, состоящее из занятых и безработных.3
Рынок труда опосредует отнюдь не все процессы распределения и перераспределения рабочей силы. Через него движется только та рабочая сила, которая выступает товаром, то есть наемная рабочая сила. Часть ее находит рабочие места, становится занятым населением и покидает рынок, перемещаясь в сферу производства (сферу труда). Другая часть продавцов рабочей силы остается на рынке труда, дожидаясь нанимателя.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что рынок труда - очень сложная система взаимодействия продавцов и покупателей труда. В различных странах и городах структура, вид, функции и другие особые признаки рынка труда могут отличаться, но его цель - обеспечение наиболее выгодных условий труда остаётся неизменной.
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Кроме рынков совершенной конкуренции существуют и рынки несовершенной конкуренции, о них, а именно о несовершенной конкуренции, далее и пойдет речь. Такая конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии и монопсонии. Но мы остановимся на одном виде - монопсонии.
Монопсония - это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса и множество продавцов. В таком случае фирмы сами устанавливают цены. Например, на рынке рабочей силы такая ситуация может возникнуть, когда один наниматель доминирует на рынке конкретной специальности или на рынке, по-особому расположенном. Это может иметь место, когда рабочие руководствуются при выборе нанимателей не только мотивами, связанными с заработной платой, но и, к примеру, близостью работы от дома. Термин "монопсония" взят из древнегреческого языка и означает "один покупатель", так же как "монополия" означает "один продавец". Термин "монопсония" принято применять ко всем рынкам, где покупатели устанавливают цену.4
Для возникновения монопсонии необходимо выполнение следующих условий:
Экономисты выделяют такое понятие как чистая монопсония. Это редкое явление, как и чистая монополия. Итак, чистая монопсония - это рыночная ситуация, при которой многим конкурирующим продавцам противостоит только один покупатель. Т.е. все рыночное предложение поступает одной фирме, которая закупает определенный товар или продукцию. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.
Нельзя не отметить такое важное явление на монопсоническом рынке, как власть монопсонии. Под ним понимают способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, увеличивается. Предложение производственных ресурсов фирме-монопсонисту характеризуется восходящей кривой. Фирма, обладающая властью монопсонии на рынке производственных ресурсов, максимизирует прибыль посредством покупки ресурса вплоть до того момента, когда предельные издержки на ресурс сравняются с доходом от предельного продукта данного производственного ресурса: MIC = MRP. В этом случае фирма просто наймет меньшее количество работников и заплатит им меньшую заработную плату.
При совершенном конкурентном
рынке труда предприниматели
имеют широкий выбор
Анализируя несовершенную конкуренцию в целом, можно для примера сравнить монополию и монопсонию. При обеих ситуациях происходит отклонение рыночных цен от состояния равновесия в условиях совершенной конкуренции. Разница заключается только в том, что монополист устанавливает свою цену выше уровня условий совершенной конкуренции, а монопсонист - ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции.5
Мы рассмотрели общее понятие монопсонии и теперь более детально изучим понятие монопсонии на рынке труда.
Монопсония на рынке труда — это ситуация, когда существует только один покупатель данного вида труда, один работодатель, и множество продавцов, наемных рабочих.
Основное содержание монопсонии выражается в долгосрочном найме, имеющем место в рамках данного типа рынка по тем или иным причинам. Экономистами он определяется как опцион наемного работника на длительную занятость, подобно всем опционам имеет ценность (для наемного работника) и связан с издержками (для работодателя), которые компенсируются низкой заработной платой работника. У фирмы-монопсониста наем большего или меньшего числа работников влияет на ставки заработной платы. Если фирма является крупной по отношению к рынку труда, то она с целью привлечения большего количества работников будет вынуждена платить более высокую ставку заработной платы. В то же время более высокая ставка заработной платы должна выплачиваться не только последнему нанятому работнику, но и всему персоналу, принятому на условиях более низкой оплаты. Результатом данного процесса станет рост издержек, связанный с оплатой рабочей силы, а также рост предельных издержек на ресурсы труда, который будет опережать рост ставок заработной платы. Таким образом, монопсонист-работодатель считает выгодным сокращать занятость, чтобы снизить ставки заработной платы и соответственно издержки на оплату рабочей силы.
Различают следующие формы монопсонии на рынке труда:
Семейные фирмы сочетают в себе производство для рынка с производством для своих членов. Такие фирмы Г. Беккер называет «гибридными» организациями и обозначает их важность в тех случаях, когда альтруизм (как функция полезности родителей, зависящая от функций полезности детей) и лояльность более эффективны в организации рыночного производства, чем контракты, и когда рождение и воспитание детей является дополняющим видом деятельности по отношению к производству для рынка .Признавая различные варианты контроля над действиями детей с учетом интенсивности семейно-родственных связей, «пронизывающих» управленческую структуру, тем не менее, отмечается, что «семейный» вариант реструктуризации фактически переносит основные конфликты на момент наследования, и передача власти от отца к нескольким наследникам способна весьма негативно сказаться на развитии бизнеса. Даже рассматривая случай идеальной семьи, очевидным является недостаточное число членов семьи, которое является необходимым для управления крупной фирмой. Все это нарушает процесс становления конкурентного рынка.