Рынок труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда, его формирование и функционирование в сегодняшних условиях. Но следует заметить, что в данной курсовой работе рассматривается не только рынок труда как таковой, но и особенности его функционирования в условиях монопсонии.
В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
Дать определение, рассмотреть основные черты рынка труда;
Дать определение монопсонии, как ситуации на рынке труда, и изучить её проблемы;
Рассмотреть состояние рынка труда в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА 5
1.1. Понятие рынка труда 5
1.2. Особенности рынка труда 8
ГЛАВА 2. МОНОПСОНИЯ 13
2.1. Понятие монопсонии 13
2.2. Проблемы монопсонии на рынке труда 20
ГЛАВА 3. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ 23
3.1. Формирование и функционирование рынка труда в России 23
3.2. Структура занятости на Российском рынке труда 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 124.71 Кб (Скачать файл)

Спрос на квалифицированных  специалистов вне зависимости от отрасли по-прежнему будет сохраняться. Профессионалы всегда в цене, а в кризисные времена - особенно. Но теперь работодатель предъявляет более жёсткие требования к опыту и знаниям потенциальных кандидатов. Процесс переоценки сотрудников уже начался - в отношении самых ценных разрабатываются программы мотивации и удержания, а малоэффективных будут увольнять, расставаясь с ними более решительно, чем это было в период растущего рынка.

Но нынешний сложный период содержит и некоторые позитивные моменты. Во-первых, у работодателей есть возможность провести оптимизацию численности персонала, сбросить балласт. Во-вторых, сейчас происходит приведение в соответствие с реалиями заработной платы.

В целях в целях дальнейшего развития рынков труда, а также повышения территориальной мобильности рабочей силы предусматривается:

- формирование механизмов, мотивирующих органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации на осуществление мер  по развитию трудовых ресурсов, разработку и реализацию активных  программ содействия занятости  населения;

- осуществление комплекса  мер по регулированию рынка  труда в районах Сибири и Дальнего Востока и созданию благоприятных условий для привлечения в эти районы квалифицированных трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;

- осуществление дополнительных  мероприятий по содействию занятости населения в республиках Северного Кавказа на основе создания рабочих мест в основных сферах экономической деятельности, развития малого предпринимательства и самозанятости населения, а также развития национальных промыслов и ремесел;

- осуществление комплекса  мер по устранению экономических  ограничений, сдерживающих перемещение российских граждан по территории страны (иногородних работников) в целях осуществления трудовой деятельности;

- использование информационных  коммуникационных технологий, позволяющих гражданам самим получать доступ к интересующей информации и прочим справочным материалам о возможностях трудоустройства, а также следить за появляющимися вакансиями.10

В целях создания благоприятных  условий для привлечения рабочей  силы в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, необходимо расширить доступ граждан к рынку жилья на основе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

В целях решения проблем, возникающих при перемещении  работников по стране, предусматриваются  такие меры, как совершенствование  процедуры их регистрации по месту временного пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности и защита трудовых прав, а также доступ к объектам социальной сферы.

Предполагается расширить  содействие безработным гражданам  и членам их семей в переезде в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку рабочей силы, в том числе в сельскую местность, в целях трудоустройства, а также в осуществлении их профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям. В этой связи необходимо пересмотреть перечень возмещаемых затрат и размеры оказания финансовой помощи переселяющимся семьям.

3.2. Структура занятости на Российском рынке труда

 

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей  макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы, система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

В 90-е годы безработица  в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы  в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный  статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в  РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка  – 4,2 млн. чел.

Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения.

По оперативным данным Федеральной службы государственной  статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения.

При этом нельзя забывать о  категории так называемой скрытой  безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень скрытой безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.

В конце апреля 2009 года Росстат  опубликовал данные по общему числу безработных россиян в первом квартале 2009 года, которое высчитывается по методологии Международной организации труда (МОТ). Число безработных в России в первом квартале 2009 года составило 7,1 миллиона человек, что на треть больше, чем в январе-марте 2008 года.

Озвученная Росстатом  цифра выглядит пугающе. В январе в РФ общая безработица в стране составляла 6,1 миллиона человек, а в  феврале - 6,4 миллиона человек. Если исходить из общего квартального показателя в 7,1 миллиона человек, то можно предположить, что в марте эта цифра выросла до 8,8 миллиона человек. Однако все дело в методике подсчета безработных, которую применяет Росстат. Месячные данные по вопросам безработицы статистики добывают расчетным путем, основываясь на замерах, которые проводятся раз в квартал. Эти данные впоследствии уточняют, получив результаты нового квартального обследования. Таким образом, ежемесячные цифры Росстата по общему числу безработных можно лишь с большой натяжкой считать точными.

Поэтому сейчас важно даже не то, насколько успешно правительство  сдерживает рост безработицы, а то, насколько оно стимулирует восстановление занятости в экономике. Особенных успехов в этом пока заметно не было. До настоящего момента все предлагаемые государством меры по большей части направлены на создание рабочих мест для низкоквалифицированного персонала, либо "удержание" рабочих мест на предприятиях административными мерами. Все это чревато снижением конкурентоспобности реального сектора российской экономики, а также, что самое плохое, более долгим выходом из рецессии и консервацией неэффективного рынка труда.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в апреле 2010г. составила 75,0 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 68,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с мартом 2010г. численность занятого населения  увеличилась на 623 тыс.человек, или на 0,9%, численность безработных сократилась на 278 тыс.человек, или на 4,3%.

Уровень занятости населения  в возрасте 15-72 лет в апреле 2010г. составил 61,8% против 63,3% в августе 2009г. и 60,8% в январе 2010г.

Безработица городского и  сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В апреле 2010г. это превышение составляло 1,6 раза. 

Средний возраст безработных  в апреле 2010г. составил 35,5 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,9%, 20-24 года - 20,4%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (29,4%) и 20-24 года (16,0%). По сравнению с мартом 2010г. уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-19 лет снизился на 7,6 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы  в апреле 2010г. составил 17,5% (в марте 2010г. - 19,8%), в том числе среди  городского населения - 16,3%, среди сельского населения - 20,3%.11

 Важным критерием безработицы  является продолжительность поиска  работы. Среди безработных 28,2% составляют  лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,1% безработных (застойная безработица).Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в апреле 2010г. составила, соответственно, 32,6% и 27,3%.

Также имеет значение наличие  опыта работы. В численности безработных 22,1% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В апреле 2010г. их численность составила 1,4 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (по 17% - за счет молодежи до 20 лет и 25-29 лет, 51% - от 20 до 24 лет).

В апреле 2010г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 28,0%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,6%.

По данным на декабрь 2012 численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в декабре 2012г. составила 75,3 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.12

В численности экономически активного населения 71,3 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) как видно на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Динамика численности экономически активного населения13

Уровень безработицы в декабре 2012г. составил 5,3% это видно на рис. 3.2. А уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) на тот же период составил 64,3%.

 

Рис.3.2. Уровень безработицы14

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,7 раза превысила численность  безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце декабря 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1065 тыс.человек, что на 4,7% больше по сравнению с ноябрем 2012 года.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в декабре 2012г., 71% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в декабре 2011г. - 66%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в декабре 2012г. составила 25,5%, среди безработных женщин - 33,2%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в декабре 2012г. его использовали 60,6% безработных, см. рис. 3.3.

Рис. 3.3. Способы поиска работы безработными15

Среди безработных, по методологии  МОТ, доля женщин в декабре 2012г. составила 46,2%, доля городских жителей - 59,7%.

Средний возраст безработных в  декабре 2012г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,3%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,9%, 20-24 лет - 23,4%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (29,4%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с декабрем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 5,6 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - остался на том же уровне, см. рис. 3.4.

Рис. 3.4. Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения в декабре 2012 года16

 Самый низкий уровень  безработицы, соответствующей критериям  МОТ, отмечается в Центральном  федеральном округе, самый высокий  - в Северо-Кавказском федеральном округе, см. рис. 3.5.

Рис. 3.5. Уровень безработицы по федеральным округам17

В данной главе было рассмотрено  состояние Российского рынка  труда в докризисный период и  на начало текущего 2013 года. Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что Российский рынок труда, а также экономика в целом очень непостоянны и их дальнейшее развитие сложно спрогнозировать с абсолютной точностью. Однако нельзя не заметить положительные тенденции, такие как сокращение численности безработных, а соответственно и уровня безработицы, и увеличение численности занятого населения.  

Информация о работе Рынок труда в России