Самостоятельность и государственное регулирование развитие региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 01:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в комплексном научном осмыслении теоретических и практических аспектов государственного управления развитием экономики регионов.
Цель работы предопределила порядок решения следующих задач исследования:
- определить роль государственного управления регионом в системе рыночных отношений;
- выявить цели, объекты и содержание региональной политики государства;
- изучить процесс становления региональной политики России

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1. Региональная политика: цели, объекты и содержание 6
1.2. Становление региональной политики России 10
1.3. Пути совершенствования государственной региональной политики в России 13
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 21
2.1. Теории региональной экономической политики 23
2.2. Концепция федерального регулирования экономического развития регионов в России 26
ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 35
3.1 Проблемы функционирования органов региональной власти на современном этапе 35
3.2 Принципы организации региональных органов государственной власти 36
3.3 Вопросы регулирования экономического развития региона 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)




Государственный институт экономики, финансов, права и технологии

Кафедра экономики и организации  производства

Дисциплина региональная экономика

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема «Самостоятельность и государственное  регулирование развитие региона»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Мищенко Т.А

Группа : 183

Проверила: Присяч Е.Ю

 

 

 

 

 

 

Гатчина

2011

 

Содержание

 

введение

 

Актуальность. Кардинальная реформа управления экономикой государства, замена административно-командных методов экономическими, переход хозяйственных субъектов (предприятий, АО и др.) к самостоятельной деятельности, введение разнообразных форм собственности требуют научного обоснования формирования управленческой структуры региона. Заметно меняются подходы и методы хозяйствования. Появились новые организационно-хозяйственные структуры: холдинговые компании, ФПГ, консорциумы и т. д. Одной из актуальных проблем функционирования региона становится поиск оптимальных соотношений между федеральным и муниципальным управлением, региональным планированием и рыночными товарно-денежными отношениями. Конституция РФ создала предпосылки для децентрализации процессов управления реформой, перенесения на уровень регионов ее основных направлений.

Переход от плановой экономики  к рыночной в России в начале 90-х  годов проявился среди прочего  и в кардинальных изменениях в  системе регулирования центральными властями социально-экономического развития территорий. Воздействие федеральных органов власти на экономическое развитие отдельных регионов сводится в основном к совершенствованию межбюджетных отношений, при этом роль федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов крайне мала. В настоящий момент распространены утверждения о том, что в России должна существовать гораздо более значимая, чем существующая, система государственного регулирования территориального развития. Это мнение базируется на зарубежном опыте. Во многих развитых странах действительно достаточно активно используются механизмы воздействия центральных властей на экономическое развитие отдельных территорий.

Модели поведения  у разных регионов существенно различаются, и от этого зависит, способ управления ими. Те из них, которые имеют полезные ископаемые, богатые природные ресурсы, стоят на позиции, что природные ресурсы являются их собственностью, и прибыль, которую они получают от их добычи, принадлежит в первую очередь регионам. Развитые индустриальные центры (Петербург, Москва) пытаются наладить экспортные операции. Регионы стали объединяться в региональные ассоциации для того, чтобы выжить или противостоять центру, или уравняться в правах с республиками.

Изменилось геополитическое  положение России, и получилось, что за ее пределами остались месторождения марганца, титана, две трети мощности портового хозяйства, пограничные железнодорожные станции со сложным таможенным хозяйством, с одной стороны, и с другой - появились десятки новых необорудованных пограничных станций, все это вызвало ряд экономических, политических и иных проблем.

Учитывая вышеизложенное, необходимо формирование новых подходов в управлении экономикой регионов и страны в целом, и, прежде всего, ее государственного регулирования.

Объект исследования – государственное регулирование экономического развития регионов.

Предмет исследования - пути совершенствования государственной региональной политики в России.

Цель данной работы заключается в комплексном научном осмыслении теоретических и практических аспектов государственного управления развитием экономики регионов.

Цель работы предопределила порядок решения следующих задач исследования:

- определить роль государственного  управления регионом в системе  рыночных отношений;

- выявить цели, объекты и содержание  региональной политики государства;

- изучить процесс становления  региональной политики России;

- выявить пути совершенствования государственной региональной политики в России;

- проанализировать теоретические аспекты государственного регулирования экономического развития регионов;

- охарактеризовать основные  теории региональной экономической политики;

- определить концепцию федерального регулирования экономического развития регионов в России;

- проследить развитие региональной экономики в СССР;

- выявить современные направления развития региональной экономики за рубежом;

- проанализировать практические аспекты государственного регулирования экономического развития регионов;

- дать понятие статистической базы регионального анализа;

- определить направления анализа региональной экономики;

- осуществить анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики.

глава 1.  государственное Управление регионом в системе рыночных отношений

1.1. Региональная политика: цели, объекты и содержание

 

1. Понятие  региональной политики. Россия переживает сегодня мучительный момент трансформации социальных и хозяйственных отношений, отличительной чертой которого является резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, противостояние между федеральным Центром и субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей, а результатом - возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и нарушение целостности национального экономического пространства. Эти явления в сочетании с огромными масштабами территории и уникальным разнообразием природно-климатических, геополитических, этно-конфессиональных и геополитических условий делают необходимость разработки эффективной региональной политики императивом национального развития.

В отличие от других направлений государственного регулирования экономики понятие региональная политика не сводится только к управлению региональными экономическими процессами.

Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Причем, при наличии прочных межгосударственных интеграционных союзов это понятие приобретает и наднациональный контекст.

Объединение в рамках региона  различных подсистем социально-экономических  отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики, среди которых основными являются:

  • экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.
  • социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.
  • демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.
  • экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.
  • экологическая политика, предполагающая предотвращение детериорациии, улучшение экологической ситуации в регионе.
  • научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д.

Однако своеобразным жестким  ядром региональной политики является реализация экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования и принуждения (например, формирование на региональном уровне эффективной системы экологических налогов и штрафов способно стать предпосылкой для активизации природоохранной деятельности предприятий).

Другой особенностью взаимодействий выделенных направлений региональной политики является взаимопереплетение объектов исследования и необходимость интегрального подхода к регулированию региональных процессов.

2. Классификация  региональной политики. Классификация региональной политики может проводится по разнообразным критериям, в зависимости от цели анализа. В обобщенном виде классификация региональной политики представлена в таблице 1.

 

Таблица 1.

Классификация региональной политики

Критерии

Виды региональной политики

1. Направленность на  определенную составляющую социально-экономической системы региона

  • экономическая;
  • социальная;
  • экистическая;
  • экологическая;
  • научно-техническая.

2. Цель применения

  • - выравнивание уровней социально-экономического развития регионов
  • оптимизация использования региональных ресурсов и т.д.

3. Механизм реализации

  • автоматическая (распределение в соответствии с количественными показателями);
  • проблемная (распределение по специальным программам);
  • целевая (распределение по конкретным регионам).

4. Форма реализации

  • финансовая (трансферты, льготы, штрафы);
  • административная (разрешения, запреты, лицензирование);
  • инфраструктурная и т.д.

5. Адресаты

  • фирмы;
  • граждане;
  • отрасли;
  • территориальные органы власти

 

Вместе с тем, в силу относительной новизны региональной политики и как отрасли научных знаний и как направления государственного регулирования экономики, используемый ею категориальный аппарат и методология, пока находятся в стадии формирования, что делает актуальными попытки применить в данной сфере новые приемы и методы исследований, в том числе и методы корпоративного управления, институционального хозяйства и т.д. В этой связи, особый интерес представляет анализ исторических аспектов эволюции содержания, целей, объектов и субъектов регионального регулирования и их взаимодействия в процессе реализации региональных программ.

 

1.2. Становление региональной политики России

 

Эволюция региональной политики России имеет свою историю  и свои особенности. При этом, несмотря на внутренний антагонизм сущностных характеристик государств с рыночной и плановой экономикой достаточно часто можно наблюдать близость как времени, так и миссии или конечного предназначения реализуемых программ управления региональным развитием.

На сегодня в развитии российской региональной политики можно  выделить пять этапов. Их последовательность и содержание обусловлены не логикой самого процесса регионального развития, а скорее изменением логики общественных условий развития страны.

Первый этап (1920-1932 г.г.). В этот период был сформирован ряд принципиальных подходов к размещению хозяйственных объектов, территориальной организации общества, а именно:

  • необходимость создания общегосударственной системы центров, способных организовать реализацию хозяйственной и социальной политики в территориальном разрезе;
  • создание экономически эффективной территориальной организации производства, в первую очередь промышленности, и формирование экономически завершенных территориальных хозяйственных единиц. Экономический принцип районирования предполагал выделение в качестве района своеобразной, по возможности законченной в экономическом смысле территории. Каждый из выделенных районов целевым образом организовался в крупную хозяйственную систему. Этот подход усиливался энергетическим принципом, означавшим целенаправленное формирование в пределах района энерготехнологического комплекса на основе естественных и общественных ресурсов.

Второй этап (1933 1956 г.г.) характеризуется полным отходом от экономического принципа региональной политики. В сталинскую административно-командную модель не вписывался объективный процесс районирования, направленный на усиление относительной экономической обособленности районов, а следовательно, их самостоятельности. Принцип комплексного территориально-экономического развития стал подменяться понятием всестороннее развитие, что на практике означало стремление территорий к определенной натурализации своей экономики и достижения, в конечном счете, большей экономической автономности.

В то же время, именно на этом этапе появляются теории управления региональным развитием, сохранившие значение до сегодняшнего момента. В частности, это концепция энергопроизводственных циклов территориально производственных комплексов (ЭПЦ-ТПК).

Третий этап (1957-1964 г.г.) это очень короткий семилетний период, когда было предпринята попытка реформы управления путем создания совнархозов. Приоритеты ведомственно-отраслевого управления сохранились, предполагалось лишь обеспечить ослабление отраслевых ведомств за счет передачи некоторых управленческих функций на места, т.е. в регионы. Совнархозы не только не были хозяевами на территории, но часто противостояли местным органам власти. Обсуждение Закона о совнархозах дало новый импульс развитию теорий территориального управления. Необходимость специализации регионов базировалась не на отраслевой, а на общеэкономической эффективности, не только на отраслях материального производства, но и на других сферах.

Информация о работе Самостоятельность и государственное регулирование развитие региона