Самостоятельность и государственное регулирование развитие региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 01:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в комплексном научном осмыслении теоретических и практических аспектов государственного управления развитием экономики регионов.
Цель работы предопределила порядок решения следующих задач исследования:
- определить роль государственного управления регионом в системе рыночных отношений;
- выявить цели, объекты и содержание региональной политики государства;
- изучить процесс становления региональной политики России

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1. Региональная политика: цели, объекты и содержание 6
1.2. Становление региональной политики России 10
1.3. Пути совершенствования государственной региональной политики в России 13
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 21
2.1. Теории региональной экономической политики 23
2.2. Концепция федерального регулирования экономического развития регионов в России 26
ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 35
3.1 Проблемы функционирования органов региональной власти на современном этапе 35
3.2 Принципы организации региональных органов государственной власти 36
3.3 Вопросы регулирования экономического развития региона 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Применительно к проблеме выбора инструментов стимулирования экономического роста в перспективных регионах актуален и вопрос о целесообразности создания в России свободных экономических зон. Принимая решение о перспективах СЭЗ, необходимо прежде всего ответить на вопрос, стоят ли перед российской экономикой задачи, которые традиционно решаются за счет создания СЭЗ. К числу таких задач относятся:

  • создание привлекательных условий для инвесторов (в т.ч. иностранных) в тех случаях, когда по каким-либо причинам не получается создать благоприятный инвестиционный климат на всей территории страны;
  • экспериментирование с новыми для национальной экономики средствами и методами технологического, организационного и юридического содержания, апробация их на ограниченном территориальном пространстве (с тем, чтобы внедрить такой инструментарий на всей территории страны в случае его успешности, или, наоборот, избежать ошибок в рамках всей национальной экономики);
  • концентрация ресурсов для достижения поставленных целей, превращение СЭЗ в «полюса роста», способных вытащить за собой в качестве локомотива остальную экономику;
  • создание источника поступления новых товаров и технологий, что становится возможным при привлечении иностранных инвестиций;
  • формирование своего рода учебного центра профессиональной подготовки национальных кадров, из которого идет распространение знаний и навыков по современным методам управления предприятиями;
  • достижение целей региональной экономической политики.

Как показывает зарубежный опыт, создание СЭЗ в России будет эффективным лишь в том случае, если к моменту окончания действия предоставляемых инвесторам льгот, территории, где будут созданы свободные экономические зоны, станут привлекательными для инвесторов и без льгот, и таким образом эти зоны выполнят свою задачу ускорения притока инвестиций в страну. В том же случае, если за период действия свободных экономических зон общего улучшения инвестиционного климата не произойдет, пришедшие в эти зоны инвесторы уйдут из них (либо в другие свободные экономические зоны за новыми льготами, либо вообще из страны).

Значительную  роль в рамках стимулирования экономического развития регионов должны играть нефинансовые меры. Среди них можно назвать  такие, как:

- оказание  технической помощи региональным и местным властям в разработке эффективного инвестиционного законодательства и механизмов его внедрения (в качестве одного из примеров может использоваться опыт Новгородской области, где был внедрен целый комплекс мер по стимулированию притока инвестиций);

- создание  системы информирования потенциальных  инвесторов о политике территорий по привлечению инвестиций – участие федеральных органов власти в предоставлении инвесторам информации о регионах могло бы стать одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности отдельных субъектов Федерации, механизмом поощрения регионов, стремящихся к созданию «прозрачного» и благоприятного для экономического развития законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глава 3. РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

3.1 Проблемы функционирования органов региональной власти на современном этапе

Конституция РФ предусматривает два  уровня государственной власти —  федеральный и субъекта РФ, с четко  обозначенным разграничением полномочий.

Субъект РФ обладает территорией и  своими полномочиями независимо от его вхождения в какую-либо другую территорию РФ.

Субъектам РФ предоставлено право - самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной  власти на основе принятия собственных  постановлений. В отсутствие других необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ.

Региональное и внутрирегиональное управление осуществляется через разветвленную  сеть различных органов, основным звеном которых являются органы государственного и муниципального управления.

Классифицируются эти органы по следующим признакам:

— государственному устройству;

— видам организационно-правовых форм;

— объему и характеру компетенции;

— территориальной сфере деятельности;

  • порядку принятия управленческих решений.

Власть в регионе делится  на - законодательную и исполнительную.

Основной целью исполнительной власти субъектов Федерации является реализация воздействия на объект управления для его перевода в состояние, обеспечивающее производство и воспроизводство жизненноважных факторов и свободное развитие человека.

 

3.2 Принципы организации  региональных органов государственной  власти

 

Система законодательных  и исполнительных органов государственной  власти субъектов Федерации устанавливается ими самими в соответствии с Конституцией РФ, а образование, формирование и деятельность этих органов регулируются кроме Конституции РФ и федеральных законов региональным законодательством.

Принципы деятельности органов  государственной власти субъектов Федерации, определенные федеральным законодательством:

  1. Государственная и территориальная целостность Российской Федерации.
  2. Распространение суверенитета РФ на всю ее территорию.

3. Верховенство Конституции РФ  и федеральных законов на всей территории РФ.

4. Единство системы государственной  власти.

5. Разделение государственной власти  на законодательную, исполнительную  и судебную в целях обеспечения  сбалансированности полномочий  и исключения сосредоточения  всех полномочий или большей  их части в ведении одного органа государственной власти, либо должностного лица.

6. Разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти РФ и  органами государственной власти  субъектов РФ.

7. Самостоятельное осуществление  органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий.

8. Самостоятельное осуществление  своих полномочий органами местного  самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов  РФ могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Права и обязанности законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ:

Во-первых, законодательный (представительный) орган государственной власти РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.

Во-вторых, наименование этого органа и его структура устанавливаются  конституцией (уставом) субъекта РФ с  учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ определяется также число депутатов законодательного (представительного) органа, срок полномочий (но не более пяти лет), число депутатов, работающих на профессиональной основе.

В-третьих, законодательный (представительный) орган субъекта РФ обладает правом юридического лица, имеет гербовую печать; может самостоятельно решать вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности; расходы на обеспечение своей деятельности; расходы на обеспечение его деятельности утверждают им самим и предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта РФ.

В-четвертых, законодательный (представительный) орган субъекта РФ является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ имеет весьма широкие  полномочия, к числу которых относится:

— принятие конституции или устава субъекта РФ и поправок к ним;

— осуществление законодательного регулирования по предметам ведения  субъекта РФ и предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ;

— утверждение (законом) бюджета субъекта РФ и отчета о его исполнении, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ, а в случае если указанная должность не установлена, то руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

— установление (законом) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ основ организации и деятельности законодательного (представительного) органа субъекта РФ;

— установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, а также  — порядка деятельности органов  местного самоуправления;

— утверждение программ социально-экономического развития субъекта РФ, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ;

— установление налогов и сборов, которые отнесены к ведению субъекта РФ, а также порядка их взимания;

— установление порядка формирования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждение отчетов о расходовании средств этих фондов;

— установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

— утверждение заключения и расторжения  договоров субъекта РФ;

— установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ;

— установление порядка проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица субъекта РФ;

— установление административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка  его изменения;

— утверждение схемы управления субъектом РФ, определение структуры  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

— регулирование иных вопросов, относящихся  в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Заметим, что в соответствии с  конституцией (уставом) субъекта РФ законодательный (представительный) орган может состоять из двух палат, и в этом случае полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с Федеральным законом, конституцией (уставом), законами субъекта РФ.

Основы деятельности и основные полномочия высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной  власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительней власти субъекта Российской федерации. Он обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной  власти субъекта Российской Федерации:

— осуществляет в пределах своих  полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— разрабатывает для представления  высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

— обеспечивает исполнение бюджета  субъекта Российской Федерации и  готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

— формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

— управляет и распоряжается  собственностью субъекта Российской Федерации  в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной  собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному  должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд;

— заключает в соответствии с  федеральным законом договоры с  федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

  • осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Самостоятельность и государственное регулирование развитие региона