Самостоятельность и государственное регулирование развитие региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 01:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в комплексном научном осмыслении теоретических и практических аспектов государственного управления развитием экономики регионов.
Цель работы предопределила порядок решения следующих задач исследования:
- определить роль государственного управления регионом в системе рыночных отношений;
- выявить цели, объекты и содержание региональной политики государства;
- изучить процесс становления региональной политики России

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1. Региональная политика: цели, объекты и содержание 6
1.2. Становление региональной политики России 10
1.3. Пути совершенствования государственной региональной политики в России 13
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 21
2.1. Теории региональной экономической политики 23
2.2. Концепция федерального регулирования экономического развития регионов в России 26
ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 35
3.1 Проблемы функционирования органов региональной власти на современном этапе 35
3.2 Принципы организации региональных органов государственной власти 36
3.3 Вопросы регулирования экономического развития региона 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

3.3 Вопросы регулирования экономического  развития региона

 

Рассматривая систему управления региональными структурами, обратим  особое внимание на управление социально-экономическим развитием. Развитие регионов — это многомерный и многоаспектный процесс, оно всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Социально-экономическое развитие включает в себя следующие составные:

— рост производства, доходов и  как результат повышение благосостояния населения;

— существенные сдвиги в социальной, институциональной и административной структурах общества;

— перемены в общественном сознании;

— перемены в традициях и привычках;

— повышение уровня образования и улучшение здоровья;

— создание условий, которые будут  способствовать росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической  и институциональной систем; все  эти системы должны ориентироваться  на уважение человеческого достоинства;

  • увеличение степени свободы людей.

Государственное регулирование осуществляется в различных формах:

1) законодательной,

2) налоговой,

3) кредитной,

4) субвенционной.

Законодательная форма регулирования  означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Налоговая и кредитная формы регулирования представляют собой использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условиями кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и, соответственно, сокращается производство, и наоборот. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают, а производство расширяется.

Субвенционная форма регулирования  предполагает предоставление государственных  субсидий и налоговых льгот отдельным  отраслям, предприятиям (главным образом, таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).

Среди методов государственного регулирования  могут быть выделены:

-административное и правовое;

-прямое и косвенное.

Что понимается под социально-экономическим потенциалом региона? Это совокупность всех имеющихся в его границах ресурсов — материальных и духовных, природных и трудовых; как уже вовлеченных в процессы общественного производства и социального развития, так и тех ресурсов, которые могут быть реализованы и использованы для укрепления социально-политической стабильности, повышения уровня качества жизни населения, роста эффективности отраслей народного хозяйства.

Основные структурные блоки  в составе СЭП региона (по содержательному наполнению):

1. Природно-ресурсный потенциал.

2. Население как субъект материального  производства и потребления, социально-политической  и духовной жизни.

3. Производственно-экономические  ресурсы, составляющие материально-техническую  базу производственной и непроизводственной сфер, товарную продукцию, производство услуг в отраслевом и территориальном разрезе.

4. Организационно-управленческий  блок. В него входят сложившаяся  в регионе организационная структура,  а также методы управления  социально-экономическими процессами; основные направления региональной политики. Причем речь идет не только о системе регионального управления, но и о взаимоотношениях с органами власти по вертикали, т. е. отношения с федеральными структурами и с органами местного самоуправления.

5. Геополитический потенциал, который  отражает положение региона в  системе межрегиональных, межгосударственных  и мировых экономических, хозяйственных  и социально-политических связей  и коммуникационных систем.

Основой социально-экономического развития регионов является региональный воспроизводственный процесс. К региональным воспроизводственным циклам относятся:

  • воспроизводство трудовых ресурсов;
  • финансово-кредитных и денежных ресурсов;
  • инвестиционно-строительного процесса;
  • продовольственных ресурсов;
  • природных ресурсов;
  • производственных услуг;
  • социально-бытовых услуг, услуг рыночной инфраструктуры, информации и знаний.

Социально-экономическое реформирование государства с учетом его федеративного  устройства должно осуществляться в  тесной взаимосвязи с территориальными вопросами обеспечения безопасности и устойчивого развития.

 заключение

 

Анализ теорий региональной экономики и мировой практики проведения региональной экономической политики показывает, что в России целесообразным является проведение государственного регулирования экономического развития регионов, основанное на адаптационной модели региональной экономической политики.

Государство для регулирования  экономического развития российских регионов могут использовать федеральные  целевые программы, свободные экономические зоны, но не меньшее внимание должно уделяться мерам, которые на требуют значительных вложений, например, оказание технической помощи региональным и местным властям в разработке эффективного инвестиционного законодательства и механизмов его внедрения, создания системы информирования потенциальных инвесторов о политике территорий по привлечению инвестиций.

Так же можно сделать  вывод что самостоятельность регионов должна развиваться при строгом разграничении функций, полномочий, финансовых ресурсов и ответственности между федеральными и региональными уровнями. При этом опыт показывает, что необходимо и далее обеспечивать наиболее тесное взаимодействие федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления, их взаимную поддержку. Без этого невозможна реализация стратегии подъема, эффективное управление правовыми, а не командными методами.

Список литературы

  1. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. – Ростов – н / Д: изд. центр «МарТ», 2005. 448 с.
  2. Вардомский Л.Б. Региональные процессы в контексте федерализации России // Региональное развитие и региональная экономическая политика РФ и КНР. – М.: АОЗТ «Эпикон», 2007.
  3. Видяпин В.Н., Степанов М.В. Региональная экономика. - М. Инфра-М, 2006. 686 с.
  4. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. - М. Экономика, 2007. 239 с.
  5. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. - М.: Гардарика, 2007. 384 с.
  6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2006.
  7. Гутман Г.В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2005.
  8. Капустина Л.М. Регион в мировом и национальном экономическом пространстве. Екатеринбург: УрО РАН, 2007. 360 с.
  9. Кистанов В.В. Региональная экономика России. - М.: Финансы и статистика, 2005
  10. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Городская Россия – проблемное воплощение реформ // Российский экономический журнал. – 2007, №№ 1, 2
  11. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Региональные программы в новейшей реформационной ситуации // Российский экономический<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_0020_0028_0432_0435_04

Информация о работе Самостоятельность и государственное регулирование развитие региона