Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:49, шпаргалка
РАбота содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Микроэкономика".
42. Рыночная власть. Индексы концентрации, Херфиндаля, Лернера. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:
• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;
• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;
• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;
• особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.
Для оценки монопольной власти также используют показатель, определяющий степень концентрации рынка на основе индекса Херфиндаля — Хиршмана (IHН) . При его расчете используют данные об удельном весе продукции предприятия в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции предприятия в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. При расчете индекса все предприятия ранжируются по удельному весу от наибольшего до наименьшего:
IHH- индекс Херфиндаля — Хиршмана;
S1 — удельный вес самого крупного предприятия;
S2 — удельный вес следующего по величине предприятия;
Sn- удельный вес наименьшего предприятия.
Если в отрасли функционирует лишь одно предприятие, то S1 = 100 %, а IHH= 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых предприятий, то S = 1 %, а IHH= 100.
Высоко монополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля — Хиршмана превышает 1800.
Антимонопольное законодательство— законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные комитеты.
43. Рынки факторов производства — это рынки труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информации, знаний, интеллектуальных способностей, предпринимательского таланта. Важную роль играет использование первичных ресурсов — труда, капитала и земли. Рынки факторов производства имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Все факторы производства, используемые в хозяйственной деятельности, можно разделить на две группы:
1) материальные, к которым относятся капитал и земля;
2) социальные, в составе которых выделяют труд и предпринимательский талант.
В современной экономике рынки факторов производства выполняют разнообразные функции, благодаря которым обеспечивается ресурсное обеспечение всех субъектов хозяйственной деятельности, решаются задачи рационального использования ограниченных ресурсов, формируются хозяйственные связи, решается проблема: что, как и для кого производить.
Наиболее просто спрос на факторы производства — ресурсы определяется в предположении, что фирма приобретает какой-то ресурс на конкурентном рынке и продает свою продукцию тоже на конкурентном рынке.
Спрос на ресурсы как производный спрос. Спрос на ресурсы является производным от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Они удовлетворяют потребности потребителя косвенно, через производство товаров и услуг.
Предельный продукт в денежной форме (MRP). Производный характер спроса на ресурсы означает, что он будет зависеть от:
1) производительности ресурса при создании товара;
2) рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного с помощью данного ресурса.
Роль производительности и цены продукта при определении спроса на ресурс можно видеть на примере, приведенном в табл. 5.1.
Предположим, что фирма приобретает один переменный ресурс для своего производства, пусть это будет труд. Данные в столбцах 1—3 табл. 5.1 определяются законом убывающей доходности,
в соответствии с которым предельный продукт какого-либо ресурса (MP) по мере роста объемов его использования сокращается.
В столбце 4 даются сведения о цене продукта, которая на конкурентном рынке постоянна. Умножая данные в столбцах 2 и 4, получаем общий доход в столбце 5. Тогда легко вычислить предельный продукт в денежном выражении (MRP) — прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства, который указан в столбце 6.
Правило использования ресурсов: MRP = MRC. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнитель-
ные единицы любого данного вида ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода фирмы, а не общих издержек. Исходя из определения MRP показывает, каков прирост общего дохода в результате использования каждого последующего нанятого рабочего.
Предельные издержки на ресурсы MRC. Величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса дает прирост издержек на ресурсы, называется предельными издержками на ресурсы (MRC). Для фирмы будет прибыльным применять дополнительные единицы ресурса до тех пор, пока MRP данного ресурса не станет равен MRC. Если число рабочих таково, что MRC последнего рабочего превышает MRP, то фирма нанимает рабочих, которые не окупают себя. Таким образом, MRP отражает спрос фирмы на ресурс, в частности на рабочую силу, который иллюстрируется графиком на рис. 5.1.
MRP — спрос производителя на ресурс. На чисто конкурентном рынке труда ставка заработной платы устанавливается совокупным рыночным предложением труда и рыночным спросом на труд. Отдельная фирма не может влиять на эту ставку заработной платы. В этих условиях совокупные издержки на рассматриваемый период возрастают точно на величину существующей ставки заработной платы для каждого нанимаемого дополнительного рабочего, т.е. MRC равно ставке заработной платы.
Фирма будет нанимать рабочих до точки, в которой ставка заработной платы (или MRC) равна их MRP, если только она нанимает рабочих в условиях конкуренции. Соответственно, используя данные столбца 6 табл. 5.1, находим, что если ставка заработной платы равна 13,95 руб., то фирма будет нанимать только одного рабочего, потому что первый рабочий обеспечит прирост
совокупного дохода на 14 руб. и чуть меньше — 13,95 руб. — прирост совокупных издержек. Для каждого последующего рабочего MRC превышает MRP, а это означает, что для фирмы невыгодно нанимать никого из этих рабочих.
Если ставка заработной платы составляет 11,95 руб., то, применяя ту же методику оценки, увидим, что фирме выгодно нанимать как первого, так и второго рабочего. Аналогично: если ставка заработной платы равна 9,95 руб., то наймут трех человек; если 7,95 руб. — четырех; если 5,95 руб. — пятерых и т.д. Очевидно, что график MRP отражает спрос фирмы на труд, так как каждая точка на этом графике показывает число рабочих, которых наняла бы фирма при каждой возможной ставке заработной платы.
44. Предпринимательские способности как ресурс, его особенности. Предпринимательскую способность можно определить как один из экономических ресурсов, влияющих на характер и темпы экономического развития. В состав данного ресурса следует включать, прежде всего, предпринимателей, к которым относятся, в первую очередь, владельцы
компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы
бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Помимо собственно предпринимателей, т. е. непосредственных носителей предпринимательских способностей, в состав данного ресурса следует включать всю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно действующие институты рыночной экономики, т. е. банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы. Наконец, к данному ресурсу, несомненно. относятся
предпринимательская этика и культура, а также предпринимательский дух общества. В целом предпринимательский ресурс можно охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики. Уникальность значения предпринимательского потенциала состоит в том,
что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, наука. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы
экономического роста, инвестиционная активность, технологические нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшение государственных расходов и государственного регламентирования, позволил США и ряду других западных стран весьма эффективно преодолеть многие экономические трудности 80—90-х гг.
Можно утверждать, что предпринимательская способность как ресурс более эффективно реализуется в условиях максимально либеральной экономической системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся едпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешной реализации предпринимательского потенциала являются, прежде всего, сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высоко конкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности. В странах с высоким предпринимательским потенциалом важную роль обычно играет малый и средний бизнес, являющийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 40% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Государство оказывает предпринимательству широкую поддержку. В стране, наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом — Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местах действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию, призванных способствовать развитию бизнеса в конкретном регионе, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной местности. Кроме того, в США в середине 90-х гг. действовало около 600 так
называемых предпринимательских инкубаторов, т. е. специализированных государственных и частно государственных учреждений, осуществляющих многоплановую поддержку вновь создающимся компаниям. Такой бизнес-инкубатор территориально объединяет новые компании под одной крышей и способствует их «выращиванию» и становлению. Предпринимательская способность как ресурс имеет свою специфическую оплату — предпринимательский. В реальной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория. Предпринимательский доход — это та плата, которую получает предприниматель за свои организаторские способности по объединению и использованию
экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть. В экономической теории предпринимательский доход делят на две части: нормальную и экономическую прибыль. К первой относят как бы гарантированный доход предпринимателя, своего рода его заработную плату; ко второй — плату за риск, инновации, монопольную власть. Понятно, что величина предпринимательского дохода колеблется, прежде всего, за счет второй
составляющей, т.е. экономической прибыли.
45. Понятие предприятия, классификация. Внешняя и внутренняя среда. Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой (предприятием) понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.
Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором - путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.
В отличие от естественным образом сложившегося рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономический деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления. "Фирма, таким образом,-писал Р. Коуз, – есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя".
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Микроэкономика"