Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:49, шпаргалка
РАбота содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Микроэкономика".
Задачи (это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задача предписывается не работнику, а его должности. Предполагается, что если все задачи организации будут выполнятся определённым способом в установленные сроки, то деятельность организации будет успешной); Технология (это средство преобразования входов, будь то люди, информация или материалы, в исходящие результаты);
Люди (различаются своими способностями. Организации всегда пытаются воспользоваться различными способностями при решении вопроса, какую должность и какую работу будет выполнять конкретный работник. В этом и заключается использование выгоды от специализации).
На предприятие влияет так же внешняя среда. Различают факторы прямого воздействия и косвенного воздействия внешней среды. К факторам прямого воздействия относят: закон, поставщиков, конкурентов, потребителей и профсоюзы. К факторам внутренней среды относя: состояние экономики, научно - технический прогресс, политику, социально - культурный фактор, а так же международный фактор. Руководитель предприятия не в силах изменить внешнюю среду. Следовательно, он должен изучать её и приспосабливаться к ней. При этом следует использовать выгоды для организации из внешней среды и отводить угрозы от организации, которые могут от неё исходить.
Внешняя среда имеет следующие характеристики:
Сложность среды, так как она характеризуется большим числом факторов, на которые организация должна реагировать;
Подвижность среды - это скорость, с которой происходит изменения в окружающей организации в среде;
Неопределённость внешней среды предполагает, что если информации мало или есть сомнения в её точности, то среда становиться более неопределённой, что затрудняет работу организации.
Предпосылки страхования
Главными предпосылками страхования являются:
наличие рискового сообщества;
осуществление страховой выплаты только при условии наступления страхового случая;
страхование только определённых рисков, ущерб от наступления которых подлежит денежной оценке.[
Экономическая неопределенность – одно из возможных условий экономической безопасности. Критерием экономической безопасности является степень зависимости национальной экономики от внешнего мира. Чрезмерная открытость экономики внешнему миру порождает зависимость экономики от экспортно-импортных операций, внешних источников финансирования. Усиливается уязвимость национальной экономики. Опасности подвергаются динамика ВВП, состояние отдельных отраслей («продовольственная безопасность», «технологическая» и др.), уровень занятости, состояние национальной валюты, размер валютно-финансовых резервов и т.д.
49. Особенности спроса и предложения на рынке труда при совершенной конкуренции, монополии и монопсонии. Тема рыночного равновесия чрезвычайно актуальна для рынка совершенной конкуренции. Для товаропроизводителя равновесие состоит в том, чтобы достичь достаточно устойчивого конкурентного положения на рынке. Все, что поставляется на рынок, - это товар. Производить его нужно столько и продавать по такой цене, сколько может быть куплено и оплачено. Предложение товара должно находиться в соответствии с платежеспособностью.
Равновесие отражает положение, при котором предприниматель не заинтересован в замене выбранной рыночной ниши, а другие предприниматели не стремятся занять эту нишу. Фирма находиться в равновесном состоянии, если она извлекает нормальную прибыль, которая дает возможность удержаться на определенном рынке. Если нормальная прибыль не обеспечивается, то предприниматель будет вынужден переориентироваться на другое, более доходное производство либо отказаться от предпринимательской деятельности
Возникает ситуация, подталкивающая к максимизации прибыли. Выигрышным считается оптимальное соотношение между издержками и прибылью, когда издержки уже невозможно снизить, а прибыль увеличить, а в целом достигается оптимальный вариант.
Монополистическая конкуренция олицетворяет собой двуединство конкуренции и монополии. Монополия проявляется в уникальности производимой продукции каждым производителем, конкуренция находит свое выражение в предложении хотя и особенных, специфических, но одних и тех же товаров. Монополистическая конкуренция характеризуется значительным числом производителей на рынке.
Максимизация прибыли, минимизация убытков, равно как и прекращение деятельности осуществляются предприятием в полном соответствии с принципами, характерными для рынка чистой конкуренции, но с уточнениями касающимися рынка чистой монополии.
На рынке монополистической конкуренции помимо ценовой конкуренции имеет место неценовая конкуренция, которая выражается в дифференциации продукта, его совершенствовании и рекламе. Дифференциация продукта проявляется в предложении одного и того же товара с разнообразной комбинацией его потребительских свойств, что позволяет расширить класс покупателя. Совершенствование продукции связано с сохранением уровня цен на нее при одновременном улучшении технических, экономических, качественных характеристик и потребительских свойств. Реклама является наиболее ярко выраженной формой неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции по сравнению с другими видами рыночных структур.
Двусторонняя монополия - ситуация, когда на рынке имеется только один продавец (как при монополии) и один покупатель (как при монопсонии).
Под двусторонней монополией ронимается такая рыночная структура, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу ресурсов производства (для продавца - это готовая продукция).
При двусторонней монополии и покупатель, и продавец имеют возможности, вполне достаточные для контроля над ценами услуг ресурсов производства.
Случай двусторонней монополии изображен на рис. 40.1. Линия S - кривая предложения рабочей силы, указывающая на цену этого ресурса, которую нужно уплатить с целью привлечения некоторого объема услуг данного ресурса. Поскольку фирма, покупающая ресурс, является монопсонией, она будет стремиться установить цену на уровне wM, необходимом для вовлечения объема услуг ресурса, соответствующего пересечению кривой MIC с кривой ее MRP фирмы. Такое пересечение совершается в точке E1, в которой фирма пожелает нанять LM единиц услуг этого ресурса и предложит цену в размере wM денежных единиц за час услуг ресурса, т. е. цену, необходимую, чтобы привлечь LM единиц услуг ресурса.
Для максимизации прибыли монопольный продавец будет стараться установить такую цену, которая сыграет роль стимулятора в покупке объема услуг ресурса, соответствующего точке, где предельный доход от продажи услуг от реализуемого ресурса равен предельным издержкам на него. В этом случае цена, максимизирующая прибыль, будет соответствовать точке Е2, где MR = МС. В этой точке монополия захочет реализовать Lu единиц услуг ресурса. Чтобы вынудить нанимателя лимитировать покупку услуг ресурса данным объемом, монопольный продавец будет стремиться определить цену, равную wu.
Рис. 40.1. Двусторонняя монополия
Вполне очевидно, что на этом рынке отсутствует равновесие, ибо wu > wM и LM < Lu. По этой причине сделка не состоится до тех пор, пока не состоится договоренность о цене. По-видимому, цена установится на уровне между wu и wM.
Чистая двусторонняя монополия наблюдается достаточно редко. Она имеет место, когда государственная монопольная компания (например, по алкоголю) покупает продукцию у единственного продавца.
Двусторонняя монополия подобного типа часто наблюдается в профессиональном спорте, где организация собственников команд ведет переговоры с союзом игроков относительно оплаты и условий труда на период действия контракта между ними.
50. Роль государства и профсоюзов на рынке труда. Профсоюзы для того, чтобы добиваться повышения зарплаты, выступают как единственный представитель своих членов при согласовании с предпринимателями условий труда и оплаты. Логика профсоюза проста: либо все его члены будут получать более высокую зарплату, либо начнется забастовка. Но никакой профсоюз не может лишить работодателей увольнять работников, если их труд становится невыгодным. А повышение зарплаты сверх уровня, который сложился бы на свободном рынке, может привести к росту числа таких невыгодных работников. Современные профсоюзы, в том числе и в России, уже нанимают экономистов, чтобы точно оценить величину зарплаты, которой можно добиться от работодателей, не создавая угрозу их разорения и массовых увольнений.
Что касается России, то и здесь профсоюзное движение переживает кризис. Но причины его совершенно особые. Крах прежней политической системы общества вызвал и кризис профсоюзов. Многие из них практически исчезли, а на смену им стали формироваться новые. Они еще довольно слабы, но есть основания ожидать их укрепления в будущем. Ведь уровень доходов россиян пока очень низок, и страну ждут многочисленные забастовки с требованием повысить заработную плату. На волне таких забастовок и окрепнут российские профсоюзы.
Лишь тогда, когда страна сумеет добиться существенного роста благосостояния своих граждан, начнется отмирание профсоюзов и в России. Жизнь показывает: чем богаче страна, чем выше в ней уровень благосостояния, тем спокойнее строятся отношения на рынке труда, тем реже и короче забастовки, тем меньше роль профсоюзов и их численность.
Важнейшие методы, при помощи которых профсоюзы добиваются повышения заработной платы.
Во-первых, профсоюзы могут ограничивать предложение услуг труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, лоббированием законов о максимальной продолжительности рабочего времени, удлинением срока ученичества при подготовке к той или иной профессии, установлением высоких профсоюзных вступительных взносов с одновременным запрещением принимать на работу лиц, не стоящих в профсоюзе, ограничением трудовой нагрузки и т. п. Сокращение предложения услуг труда при неизменном спросе на них приводит к росту равновесной цены, т. е., ставки заработной платы.
Во-вторых, профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором ставок заработной платы, содействуя установлению её выше равновесного уровня.
В-третьих, профсоюзы могут содействовать росту спроса на услуги труда. При этом использоваться любые средства, повышающие спрос на услуги труда, например, проведение рекламных кампаний в пользу того или иного товара. Росту спроса на услуги труда содействует и политика профсоюзов, настаивающих на установлении высоких импортных таможенных тарифов, защищающих какую-либо национальную отрасль и способствующих росту производства внутри страны. В результате увеличивается количество используемого труда и возрастает заработная плата.
Являясь могущественным объединениями продавцов труда, профсоюзы существенно изменяют механизм саморегулирования рынка труда, монополизируя продажу труда: они фактически заменяют индивидуальную сделку купли-продажи труда, которая юридически закрепляется индивидуальным трудовым договором между наёмным работником и предпринимателем, монопольно-коллективной сделкой, организуя рабочих и заключая с фирмой коллективный договор. Цель коллективного договора – выработка и закрепление в юридическом документе взаимоприемлемых условий купли-продажи труда и занятости. Это по существу не рыночные условия, которые определяются спросом и предложением, колебаниями заработной платы, прибыли, конкуренцией и финансовым положением фирмы. Это уже договорные условия, которые как раз в значительной мере нивелируют рыночные колебания цен труда и других рычагов рынка труда.
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое воздействие государства. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.) Эти программы содействуют определённой стабилизации социально-экономического положения наёмных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берёт на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требованиям рынка.
Эффективность экономического вмешательства государства заключается в его попытках исправить «ошибки» рынка, например, монополию, которая искажает рыночное саморегулирование. Другим примером является строительство государством дорог, линий связи, энергетических систем и других объектов, неподъёмных для частного предпринимательства, но необходимых ему. Рынок приводит к неэффективному использованию природных факторов, загрязняя воздух, воду, землю, не заботясь об очистных сооружениях, а государство препятствует этому финансовыми, правовыми и административными мерами.
Стабилизационная функция государства состоит в его контроле и сглаживании колебаний делового цикла, когда при использовании государственной финансовой и налоговой власти оно влияет на уровень производства, занятости, инфляции, сдерживает безработицу и поддерживает экономический рост.
Минимальная зарплата — это установленный законодательно размер зарплаты за неквалифицированный либо простой труд, ниже которого оплата производиться не может работнику за выполненную им месячную, а также почасовую норму труда.
51. Заработная плата: функции, факторы, влияющие на ее величину, виды. Заработная плата (разг. зарплата) — денежная компенсация (об ином виде компенсаций практически неизвестно), которую работник получает в обмен за свой труд. В экономической теории и на практике принято разграничивать номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это плата в деньгах за единицу времени труда. Реальная заработная плата - это то количество товаров или услуг, которое можно реально приобрести на полученную сумму денег. Номинальная и реальная заработная плата существенно разнятся между собой, и их динамики могут быть диаметрально противоположными. В условиях высокой инфляции, как это имело место на Украине в 1993-1996 гг., при росте номинальной заработной платы довольно быстрыми темпами происходит снижение жизненного уровня населения, ибо динамика реальной заработной платы из-за инфляции существенно отстает от роста цен. Заработная плата в условиях рыночных отношений выражает цену рабочей силы, зависящую от спроса и предложения, и выполняет ряд функций:
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Микроэкономика"