Шпаргалка по дисциплине "Микроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:49, шпаргалка

Описание работы

РАбота содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Микроэкономика".

Файлы: 1 файл

Шпоры по микроэкономике 2.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Рис. 7.4. Модель картеля

Если фирмы находятся в состоянии жесткой конкуренции, то наименьшая возможная цена равна конкурентной цене (Рс) и определяется точкой пересечения кривой спроса D и кривой предельных издержек МС. При цене Рс дуополисты (подобно совершенным конкурентам) будут иметь в долгосрочном периоде нулевую экономическую прибыль.

Если же рассматриваемые фирмы сформируют картель и ограничат свой выпуск для максимизации общей прибыли объемом Qm, то оптимальная цена картеля (монопольная цена) составит Pm. Это максимально возможная цена при данном рыночном спросе за предлагаемый объем, которая обеспечивает участникам картеля монопольную прибыль.

Поскольку совокупная прибыль объединенных в картель предприятий выше, чем первоначально, они заинтересованы в подобном соглашении. Вместе с тем после заключения картельного соглашения любой картель сталкивается с проблемами внутреннего и внешнего характера.

Первая группа проблем (внутренних) касается согласования противоречивых интересов между членами картеля (раздел рынка, установление единой цены и т.д.) и контроля за соблюдением соглашения. Вторая группа проблем (внешних) затрагивает проблему конкуренции с фирмами-производителями, не являющимися членами картеля.

 

39. Монополистическая конкуренция определение цены и объема производства.

Монополистическую конкуренцию можно определить как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку. Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене.

Определять оптимальный объем производства для отдельной фирмы (величину предложения отдельной фирмы) можно, ис­пользуя известные подходы — сравнивая валовой доход и валовые издержки и уравнивая предельные показатели дохода и издержек. Воспользуемся вторым методом. В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в случае выполнения тождества MR = МС. При этом необходимо учесть, что:

• кривая спроса на продукт отдельной фирмы в условиях рынка монополистической конкуренции не является абсо­лютно эластичной, как при совершенной конкуренции;

• чтобы увеличить объемы выпуска, фирма должна снижать цену товара, поэтому график предельного дохода лежит ниже кривой спроса;

• будет фирма получать прибыль или нести убытки, зависит от величины средних валовых издержек, т. е. от АТС.

Графически это показано на рисунке.

Величины р и q — параметры ситуации, определяемые по точке пересечения графиков предельного дохода и предельных издержек (mr и MС). Если точка а лежит ниже кривой средних валовых издержек, то фирма минимизирует убытки (прямоугольник abfp), т. е. цена оказывается меньше издержек на единицу продукции.

Когда цена превосходит средние общие издержки, фирма по­лучает экономическую прибыль, величина которой будет соот­ветствовать площади прямоугольника PACD.

Если какая-то отраслевая фирма начинает получать эконо­мическую прибыль в краткосрочном периоде, то это будет сиг­налом для фирм других отраслей, и они начнут покидать свою отрасль и входить на данный рынок. Уже говорилось, что при монополистической конкуренции входные барьеры фактически отсутствуют, т. е. новые фирмы не столкнутся с серьезными сложностями, и данная отрасль начнет расширяться.

Увеличение числа фирм приведет к тому, что рыночный спрос на производимый отраслью продукт будет распределяться на большее количество фирм, спрос на товар отдельной фирмы сократится, и график спроса на ее продукцию сместиться влево. Кроме того, рост числа конкурирующих в отрасли фирм повысит степень ценовой эластичности спроса на товар отдельной фирмы, т. е. изменится угол наклона графиков спроса и предельного до­хода рассматриваемой фирмы. В долгосрочном перио­де вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой из них не станет равной нулю и каждая фирма не окажется в точке безубыточности. Соответст­венно, в случае если фирмы отрасли несут убытки, из отрасли начнется отток фирм, спрос на продукцию отдельного продавца на рынке будет возрастать, степень его эластичности понижаться. Выход фирм из отрасли закончится, когда оставшиеся фирмы бу­дут получать нулевую экономическую прибыль, равно как и нуле­вые экономические убытки, т. е. достигнут безубыточности. В долгосрочном периоде фирма будет находиться в равновесии, когда ее предельный доход будет равен предельным издержкам, а график Спроса касается графика средних издержек в точке максимально приближенной к нижней точке параболы средних издержек.

На рисунке в результате входа новых фирм в отрасль график спроса сместился из положения DX1 в положение DX2. Равновес­ное положение отдельной фирмы будет характеризоваться точ­кой А на графике спроса DX2. Эта точка соответствует объему производства Q, определенному исходя из критерия MR = МС. Реализовывать свою продукцию фирма будет по цене P, причем данный уровень цены соответствует средним издержкам на еди­ницу продукции при объеме выпуска Q. Именно точка А и будет точкой безубыточности данной фирмы.

40. Конкуренция и ее виды: сравнительный анализ (преимущества и недостатки). Конкуренция - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

В условиях совершенной конкуренции рыночная ситуация характеризуется полиполией, то есть большим количеством покупателей и продавцов одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов.

Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и обязательны, т. к. на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения.

Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако, она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур . И в этом ее ценность.

Для участников рынка в условиях совершенной конкуренции цена - это заданная величина. Поэтому продавец может лишь решать, какое количество товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он одновременно акцептант цены и регулятор количества.

Из предыдущего пункта курсовой работы видно, что досконально конкурентные рынки эффективно распределяют ресурсы без государственного вмешательства. Но это вовсе не означает, что реально существующие рыночные экономики являются эффективными. На практике, конкуренция, конечно же, является несовершенной.

Примерами несовершенной конкуренции является монополистическая и олигополистическая конкуренции. При условии монополистической конкуренции, большое количество производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.

Таким образом, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того, на монополистических рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы.

При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит, прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.

Монополистическая конкуренция отличается от совершенной полиполии по следующим признакам:

- на совершенном рынке продаются не гомогенные, а гетерогенные товары;

- для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами;

- предприятия стремятся расширить свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции;

- доступ к рынку для новых продавцов при монополистической конкуренции затруднен в силу наличия предпочтений.

Олигополистическая конкуренция.

Олигополия характеризуется немногочисленностью участников конкуренции - когда относительно малое ( в пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров или услуг.

Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично, так называемое, лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.

 

41.Теории поведения потребителя и производителя (предприятия): общее и особенное.

Проблема потребительского выбора в рыночной экономике одна из центральных. Она непосредственно связана с изучением поведения потребителя и того влияния, которое потребительский выбор оказывает на принятие предпринимательский решений в условиях ограниченности ресурсов и необходимости их эффективного использования для удовлетворения растущих потребностей. В этом смысле теория потребительского выбора служит исходным пунктом микроэкономического анализа как основы принятия жизненно важных решений. К их числу можно отнести, например, принятие решений по вопросам: что из множества товаров и услуг можно производить и потреблять, как, сколько и для кого производить и т.д.

Любое принятие решения предполагает, с одной стороны, альтернативность выбора, с другой - тщательность анализа прежде всего микроэкономических аспектов реальной действительности. С экономической точки зрения сделать выбор - значит остановиться на наилучшем из имеющихся вариантов исходя их сравнительной оценки ожидаемых выгод и издержек. Проблема выгод и издержек (Benefit-cost) является едва ли не самой актуальной в хозяйственной практике как отдельных потребителей и производителей, так и экономики в целом. Меняющееся соотношение между предполагаемыми выгодами и издержками позволяет оценивать эффективность выбора и степень оптимальности принимаемых решений. Где нет выбора, экономическая теория не в состоянии объяснить поведение людей.

Если задаться вопросом, почему в ходе микроэкономического анализа отдается предпочтение потребительскому выбору, а производитель оказывается в зависимом положении, то ответ внешне может быть следующим. На рынке, когда товар продается по цене, превышающей издержки производства, потребитель, оценив работу производителя, сделал выбор и уплатил за товар деньги, покрыв тем самым издержки и создав производителю данного товара условия для получения прибыли. Если бы никто из потребителей не купил предлагаемый товар, производитель понес бы убытки. Таким образом, благодаря выбору потребителя производитель получает информацию о том, какие товары и в каких количествах следует производить. Он может увидеть, насколько его деятельность признается успешной и как ему следует поступать в дальнейшем. Очевидно, суверенитет потребителя, как говорят экономисты, состоит в его способности влиять на производителя путем покупки его товаров или отказа от нее.

Необходимым условием суверенитета потребителя наряду с альтернативностью выбора из множества доступных ему благ является свобода потребительского выбора.

Микроэкономический анализ потребительского выбора обусловлен рядом предпосылок и прежде всего тем, что поведение потребителя на рынке заключается в покупке таких товаров, которые удовлетворяют его потребности, Экономическое значение потребностей так же актуально, как и в повседневной жизни, Потребности проявляются в ощущениях, желаниях или в дискомфорте, вынуждающих людей удовлетворять их или избавляться от них. Потребности удовлетворяются через товары и услуги. Потребности удовлетворяются через товары и услуги.

Теория поведения производителей - раздел микроэкономического анализа, где исследуются различные виды предложения товаров и услуг рынку со стороны компаний или предпринимателей. Теория поведения производителей в сочетании с теорией потребления  объясняет взаимодействие рыночных спроса и предложения. Комбинация двух названных теорий позволяет прогнозировать поведение как отдельного рынка, так и экономики в целом.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Микроэкономика"