Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:54, шпаргалка
· 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
· 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА
· 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
· 4. АРИСТОТЕЛЬ
· 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИБН-ХАЛЬДУНА
· 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. АВГУСТИН. ФОМА АКВИНСКИЙ
· 7. РАННИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Предметом данной дисциплины являются экономические воззрения, свойственные той или иной эпохе, на протяжении всей истории человечества. Экономические воззрения обнаруживаются в самых ранних письменных свидетельствах истории. Источниками изучения истории экономической мысли служат не только трактаты (работы) ученых экономистов. Об экономических представлениях, царивших в ту или иную эпоху, о свойственных этой эпохе хозяйственных отношениях позволяют судить законы, регулировавшие экономические процессы и отношения. Так, на основе законов Хаммурапи, написанных в XVIII в. до н. э., можно судить об экономических воззрениях и отношениях, господствовавших в Древнем Вавилоне (около 4 тыс. лет назад).
С тех пор, как люди начали изучать общество, появились первые философские и экономические работы, которые положили начало формированию экономической науки.
Экономическая наука прошла длительный путь формирования и развития. Все ученые-экономисты, оставившие след в истории развития экономической науки, внесли свой вклад в формирование современных представлений о сущности экономических процессов и отношений. Каждый экономист должен быть знаком с основными концепциями корифеев экономической мысли. Эти концепции следует оценивать с позиций современного состояния науки и с учетом особенностей той эпохи, в которой они выдвигались.
Всемирно известный
экономист Дж. М. Кейнс, чей вклад
в экономическую науку был
оценен как «кейнсианская революция»,
писал, что люди, «которые считают
себя совершенно неподверженными
Изучение истории экономической науки требует объективной оценки каждой рассматриваемой экономической концепции, сопоставления ее с взглядами других экономистов, а также с фактами и явлениями реальной жизни. Для более глубокого изучения данной дисциплины желательно обращаться к первоисточникам – трудам тех экономистов, концепции которых становятся объектом рассмотрения.
Изучая историю экономической науки, необходимо принять во внимание замечание об этом предмете одной из представительниц американских экономистов – Дж. Робинсон:«Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не поддаваться на удочку экономистам».
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА
О зарождении и развитии экономической мысли в Древней Вавилонии, а также о действовавших в ней экономических порядках дают представление дошедшие до нас законы царя Эшнунны (XX в. до н. э.), законы Липит-Иштара (XX–XIX вв. до н. э.) и законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).
Законы Эшнунны предусматривали установление государством цен (на ячмень, масло, шерсть, соль, медь и др.). Установленные твердые цены позволяли определять уровень арендной платы, размеры штрафов, норму процента, хранение и т. д. Законы регламентировали норму процента (20 % годовых в серебре; 33 % – в зерне). В связи с тем, что в Вавилонии были достаточно высоко развиты товарно-денежные отношения, ставка процента оказалась более низкой, чем в Древнем Египте. Этими же законами предусматривалось регламентирование продажи недвижимости.
Законы Эшнунны свидетельствуют о первом в истории человечества опыте государственного регулирования ценообразования.
Законы Липит-Иштара (1934–1924 гг. до н. э.) дошли до нас только в виде фрагментов. Однако известно, что на втором году правления «он установил справедливость в Шумере и Аккаде» (предположительно объявил недействительными сделки купли-продажи земли и долговые обязательства). Эти законы, по-видимому, оказали влияние на законы Хаммурапи.
Наиболее ценным
источником знаний об экономических
порядках и экономических идеях
Древнего Вавилона являются законы царя Хаммурапи (1792–1750 гг.
до н. э.). Они дошли до нас в виде текстов,
высеченных на базальтовой стеле. Законы
царя Хаммурапи являются памятником древневосточного
рабовладельческого права и дают представление
об экономических основах организации
общества, состоянии экономической мысли
того времени. Этот исторический документ
отражает реальные случаи хозяйственной
практики. Законы сгруппированы тематически: соб
Деление общества на
рабовладельцев и рабов признавалось
естественным; рабы приравнивались к
материальным ценностям. В законах
Хаммурапи нашла отражение
Законы Хаммурапи
запрещали продажу наделов
Для граждан каждой из указанных категорий за одни и те же проступки предусматривались различные меры наказания.
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Крупный вклад в
становление экономической
Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) одним из первых начал изучать проблемы разделения труда, он – сторонник коллективного рабовладения и потребления. Его основной труд назывался «Ойкономия», что было переведено как «Домострой» («наука о доме» или «искусство управления домом»). Однако это греческое слово переводится и как «экономика» или «экономия».
В работе Ксенофонта содержались советы о том, как вести хозяйство, о наилучших методах эксплуатации рабов (включая элементы социальной демагогии и применения материальных стимулов).
Большой заслугой Ксенофонта явилось то, что он обратил внимание на наличие у любого товара двух сторон (полезных свойств): удовлетворять определенную потребность человека, (т. е. быть потребительной стоимостью) и способности к обмену (делающей товар меновой стоимостью).
Ксенофонт, как отмечалось
выше, был сторонником натурального
хозяйства, а также противником
ростовщичества. Но при этом он признавал
полезность денег, указывал на наличие
у них функций средств
Другой античный мыслитель – Платон (428–347 гг. до н. э.), ученик Сократа, разработал проект идеального государства. Проект предусматривал сословную дифференциацию общества. Общество должно было иметь следующую структуру: 1) философы, которые управляют государством; 2) воины, функцией которых является защита государства от внешних и внутренних врагов, и 3) работники (крестьяне и ремесленники), которые поддерживают государство материально. Рабов он не относил к какому-либо сословию, так как они являются собственностью свободных граждан. Платон проповедовал уничтожение частной собственности.
Все граждане, согласно Платону, в идеальном государстве могут получить дом и земельный надел без права распоряжения им, т. е. его нельзя было продавать или покупать. Представляет интерес и такое правило, характеризующее идеальное общество Платона, – не должно быть слишком большой имущественной дифференциации граждан: имущество граждан не должно отличаться по объему более чем в четыре раза. Граждане не должны иметь золота и серебра, не должны заниматься ростовщичеством.
4. АРИСТОТЕЛЬ
Наиболее крупной фигурой среди представителей экономической мысли античного мира является ученик Платона – Аристотель (384–322 гг. до н. э.).
Он, как и названные выше два античных философа, был сторонником рабовладельческого общества и, как и они, разрабатывал проект идеального государства. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наемные работники и 5) военные. Рабы не включались им ни в один из перечисленных классов; он не считал их гражданами. Деление общества на рабов и свободных людей Аристотель рассматривал в качестве закона природы.
Хозяйственную деятельность Аристотель относил либо к экономике, либо к хрематистике.
Экономика (экономия), по Аристотелю, это – создание «истинного богатства», накопление потребительских стоимостей. Эта деятельность является важнейшей и почетной; заслуживает одобрения и уважения, поскольку она удовлетворяет насущные жизненные потребности человека. Экономика как наука представляет собой изучение путей развития натурального хозяйства, создающего потребительские стоимости.
Хрематистика – искусство «делать деньги», искусство использовать и распоряжаться имеющимся, запасаться необходимым, создавать состояния, накапливать денежные богатства посредством крупных торговых сделок, перепродажи, спекуляции, ростовщических операций. Такую деятельность Аристотель называл противоестественной; делание денег он рассматривал как противоречащую интересам натурального хозяйства. Он осуждал ростовщичество, считая его противным человеческой природе, справедливо вызывающим у людей ненависть. Правда, Аристотель признавал хрематистику как накопление запасов в количестве, необходимом для ведения хозяйства.
Аристотель (вслед за Ксенофонтом) отмечал наличие у товара двойного назначения: он используется для удовлетворения какой-то потребности и может применяться для обмена. Иными словами, товар рассматривался как единство потребительной и меновой стоимости.
Анализируя обмен товаров, Аристотель обратил внимание на то, что для обмена необходимо, чтобы товары были равными. «Гений Аристотеля, – писал К. Маркс, – обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства».
5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИБН-ХАЛЬДУНА
Ибн-Хальдун (Абу Заид Абу ар-Рахман ибн Мухаммед аль Хадрами) (1332–1406) – выдающийся арабский мыслитель, оставивший глубокий след в истории мировой экономической мысли, родился в Тунисе, а в 1382 г. уехал в Египет, где принимал активное участие в научной и политической жизни страны. Вокруг его литературного наследия, его личности до сих пор не стихают споры.
Важным научным достижением Ибн-Хальдуна следует считать сформулированное им положение о том, что основу исторического процесса составляют не действия пророков и царей, а совместная производственная деятельность людей, основной направляющей силой которой являются материальная необходимость, стремление людей удовлетворять свои потребности. Ссылаясь на Аристотеля, Ибн-Хальдун связывал различия в образе жизни с различными способами добывания жизненных средств.
Согласно Ибн-Хальдуну,
человечество прошло три состояния: 1) дикость; 2)
Чрезвычайно интересны в учении Ибн-Хальдуна положения о том, что главным источником дохода общества является труд, что все потребительные стоимости создаются трудом, а также о разграничении необходимого и прибавочного продукта, необходимого и прибавочного труда.
Ибн-Хальдун рассматривал свойс
На хлеб, по мнению Ибн-Хальдуна, следует устанавливать низкие цены, поскольку хлеб является товаром первой необходимости и низкие цены способствуют улучшению жизни.
В основе торговли, любого акта купли-продажи лежит приравнивание различных товаров, содержащих одинаковое количество труда.
Согласно Ибн-Хальдуну, торговля является естественным способом добывания средств к жизни, наряду с земледелием и ремеслом. Вместе с тем он выступал против спекулятивной торговли, особенно осуждая спекуляцию хлебом. Торговля, рынок, по мнению Ибн-Хальдуна, способствуют совершенствованию ремесла и росту производительности труда. Он ратовал за обращение в государстве полноценных денег, выступал против снижения правителями содержания в монетах золота и серебра.
Рассматривая стоимость товара, Ибн-Хальдун включал в нее стоимость сырого материала, средств труда, стоимость труда производителей промежуточных товаров.
По мнению историков
экономической мысли, Ибн-Хальдун
намного опередил современников
в понимании экономических
6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
АВГУСТИН. ФОМА АКВИНСКИЙ
Августин блаженный (353–430) – епископ Гиппона (Северная Африка), был выразителем экономической мысли раннего Средневековья, в период, когда хозяйство имело натуральный характер, феодальная система и классы феодального общества находились в стадии зарождения.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"