Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:09, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод экономической теории. Цели, задачи и функции экономической теории.

Объектом внимания выступает хозяйственная, предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управления предприятиями в конкретной природной и общественной средах.
Структура экономической теории и, соответственно, четыре раздела: основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику вместе с внешнеэкономическими связями.

Файлы: 1 файл

Ekonomika.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

 

1. Предмет и метод  экономической теории. Цели, задачи  и функции экономической теории.

 

Объектом внимания выступает хозяйственная, предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управления предприятиями в конкретной природной и общественной средах.

Структура экономической теории и, соответственно, четыре раздела: основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику вместе с внешнеэкономическими связями.

Первая функция - познавательная.

Вторая функция - практическая.

Третья функция - прогностическая.

Общие свойства или связи экономических явлений выражаются в понятиях обобщенных логических суждениях, объединяющих группу связанных терминов. Так, понятие полезность раскрывает такое общее свойство товаров как их способность удовлетворять потребности человека, как эффект удовлетворения потребностей.

Узловые экономические понятия получают в теории статус категории. Так, капитал как экономическая категория выражает способность запаса ценностей увеличивать доход в любой форме, будь то торговый, промышленный или банковский капитал. Но в категории капитал переплетены взаимосвязи таких экономических понятий как основной и оборотный капитал, амортизация капитала, накопление капитала и т.д.

 

2. Структура экономической  теории. Экономические законы и категории, их классификация.

Экономические законы — устойчивые, существенные причинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами. Иначе говоря, экономические законы — это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы.

Специфические экономические законы Закон спроса и предложения


  • Закон частного экономического равновесия
  • Закон производительной силы труда
  • Закон конкуренции
  • Закон стоимости
  • Законы денежного обращения
  • Законы экономического роста
  • Закон возрастающих вмененных издержек
  • Закон эффективности производства
  • Закон накопления
  • Закон возвышения экономических потребностей

Функции экономических законов


Экономические законы выполняют определенные функции, определяющим образом связанные с общественным развитием. При этом функции каждого из законов специфичны, как специфичны выражаемые ими устойчивые, существенные и прочные связи между явлениями экономики.

Вместе с тем, вся совокупность экономических законов вводит экономическую жизнь общества, развивающегося в рамках каждой данной экономической системы, в определенное объективно обусловленное русло, в чём состоит её главная функция.

 

3. Основные направления  и школы в экономической теории.

Меркантилизм.

Представители: Антуан Монкритьен, Томас Манн.

Мерканте (ит) - купец, торговец.

Представители школы поставили задачу: выяснить источник богатства общества и как его преумножить. 16-17 вв — века расцвета купечества.

Утверждение: Источник богатства - в сфере обращения и прежде всего внешней торговой деятельности.

Ошибочность утверждения: В сфере обращения происходит только перераспределение богатства, нового не создается. Меркантилисты сводили богатство только к деньгам и золоту.

Большой заслугой является правильная формулировка одного из направлений внешней торговой политики государства — протектеолизм.

Физиократы.

Представители: Пуагельер, Кенэ, Тюрго и т.д.

Физиократы — власть природы.

Считали, что источником богатства является сфера производства. Считали производительным только сельскохозяйственный труд.

Ограниченность преодолели Адам Смит и Давид Риккардо (18 век). Представители промышленно аристократии. Являются родоначальниками основателями научной дисциплины «Классическая буржуазная экономика». Они смогли доказать что экономические процессы функционируют не стихийно, а по своим законам. 1777 г. — «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит. Заслугой Смита и Риккардо является то что они своей работой доказали что источником богатства является промышленное производство, но в широком смысле слова. Считаются основоположниками трудовой теории стоимости. Недостаток: Недооценивали экономической роли государства в хозяйственной жизни страны.

Маркс и Энгельс создают концепцию научного коммунизма (социализма). «Капитал», 3 тома. Считали что капиталистическая формация имеет эксплуататорскую сущность и должна быть заменена коммунистической. Заслуга Маркса заключается в том, что он полнее, доказательней и т.д. остальных смог проанализировать развитие общества.

Виды формаций:

ü     первобытно-общинный строй

ü     рабовладельческая

ü     капиталистическая

ü     коммунистическая

Сейчас: Манитаризм и Неолиберализм.

Монитанризм — это теория о стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Основатель Минтон Фридман. Монитаристы сводят управление экономикой, прежде всего к контролю государства над: денежной массой; эмиссией денег; количеством денег в обращении и запасах; сбалансированность государственного бюджета; установление высокого кредитного банковского процента. Следовательно, государство должно как можно меньше и очень осторожно вмешиваться в рыночные отношения.

Неолиберализм — необходимо сокращать роль государства в рыночной экономике. Заявляют, что частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и подъем благосостояния населения. Следовательно, необходимо предоставить максимальную свободу предпринимателям, торговцам в их хозяйственной деятельности. Представители: Мизес, Хайрек.

Институционально-социологическое направление.

Представители: Веблен, Митчелл, Гэл Брэйт. Представители рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и технико-экономических факторов. Среди последних упор на научно-технический прогресс. Ими очень широко трактуется понятие институт. В него включаются государство, корпорация, прав союзы, монополии, налоги, конкуренция, устойчивый образ мышления, юридические нормы. Указывают на недостатки капиталистической формации — пороки, растущая милитаризация экономики. Сторонники институанализма полагают что научно технический прогресс ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к пост индустриальному и супер индустриальному обществам.

 

4. Материальные потребности  и экономические ресурсы общества. Эффективность использования ограниченных ресурсов. Экономические блага и их классификация.

 

Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

. А.Маршалл, например, под благом понимал все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. В этом определении блага ограничиваются лишь вещами, предметами.

Иногда блага рассматриваются как воплощенная полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды природы.

Для понимания благ большое значение имеет их классификация.

Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.

1.      Материальные блага включают:

a.       естественные дары природы (земля, воздух, климат);

b.      продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят (например, А.Маршалл) и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Тем самым в одну группу объединяют различные по своему характеру блага, одни из которых суть полезности, другие - форма присвоения полезности;

c.       внутренние - блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос - пение, декламация; музыкальный слух - музицирование; способность к научной работе и т.д.);

d.      внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

2.      Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.

Кроме отмеченных групп благ рассматриваются также блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т.д.

Экономические блага – те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обуславливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ.

Экономические блага делят на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (спички, хлеб, мясо, и т.д.)

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. (воздух, вода, свет и т.д.).

Среди благ выделяют: Взаимозаменяемые. К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Взаимодополняемые . Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага.

Стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, а также зависит от их редкости, интенсивности их потребления, количества благ. любое экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей.

 

5. Понятие общей полезности  блага. Полезность и цена. Потребительский  выбор и максимизация благосостояния потребителя.

 

Ценность - это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу).

По мнению советских политэкономов, термин «стоимость» означал, что потребитель определяет ценность товара (как говорят марксисты, потребительную стоимость товара) в конечном счете на основе затраченного на изготовление этого товара труда. Термин же «ценность», по их мнению, не подразумевал привязанность к трудовой теории (концепции) стоимости и означал приверженность к немарксистской экономической теории. В современной России эти термины обычно не противопоставляются.

Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рыбалку, то охотничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое - менее. Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага для разных индивидуумов может отличаться, как, например, в случае с охотничьим ружьем и спиннингом. Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае, а если сегодня утром не хочется есть обычную порцию каши, то ее полезность для индивидуума будет снижена.

 

6. Моделирование потребительского  поведения. Кривые безразличия и бюджетное ограничение. Оптимум потребителя.

Потребительское поведение — процесс формирования спроса покупателей, которые осуществляют выбор товаров с учетом цен на них и личного бюджета, т.е. собственных денежных ресурсов.

Предприниматель в ценовой политике учитывает два обстоятельства:

1.    Денежные доходы прямо влияют на спрос;

2.    Цены, которые влияют на количество покупаемых товаров.

Каждый покупатель руководствуется сугубо индивидуальными интересами (вкусами): мода, дизайн товара и т.д. В субъективных отношениях трудно учесть особенности каждого покупателя. Есть эффект подражания, эффект сноба, эффект демонстрации исключительности. Основным фактором спроса и распределения потребительских предпочтений является доход. Этот фактор поддается учету при формировании спроса и влияет на определение цены.

Теория потребительского поведения рассматривает категорию ресурсных ограничений и возможности денежного дохода, которые определяют платежеспособность покупателя (речь идёт о категории личного бюджета Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют бюджетными ограничениями. Эта линия показывает возможность выбора товаров из различных вариантов, между которыми потребитель будет распределять свои доходы.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"