Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 10:50, курсовая работа
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы построения налоговой системы 6
1.1. Понятие, роль и классификация налоговой системы 6
1.2. Принципы построения налоговой системы 11
Глава 2. Современная налоговая система России 15
2.1. Особенности современной налоговой системы 15
2.2. Динамика поступления основных налогов в консолидированный
бюджет РФ в 2012 году 17
Глава 3. Основные проблемы и изменения налоговой системы РФ 30
3.1. Проблемы современной налоговой системы 30
3.2. Основные изменения налоговой системы 33
Заключение 37
Список использованных источников 40
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Система налогообложения России»
Выполнила: Л.А.Мясникова, студентка
1-го курса очной формы обучения
факультета таможенного дела, группа 1113
Подпись _____________________
Научный руководитель: М. А. Бельченко,
канд. эк. наук, доцент
Подпись _____________________
Санкт-Петербург
2013
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы построения налоговой системы 6
1.1. Понятие, роль и классификация налоговой системы 6
1.2. Принципы построения налоговой системы 11
Глава 2. Современная налоговая система России 15
2.1. Особенности современной налоговой системы 15
2.2. Динамика поступления основных налогов в консолидированный
бюджет РФ в 2012 году 17
Глава 3. Основные проблемы и изменения налоговой системы РФ 30
3.1. Проблемы современной налоговой системы 30
3.2. Основные изменения налоговой системы 33
Заключение 37
Список использованных источников 40
Введение
Ни в одной сфере научных знаний невозможно назвать другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную совокупность отношений, какой является система налогообложения. Налоги представляют собой необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. И, наконец, третий, современный, этап — государство закрепляет за собой все функции установления и взимания налогов, т.к. правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества. Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы России является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, а прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
Налоговые отношения регулируются Налоговым Кодексом РФ, более чем двадцатью федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации существует большое количество законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.
Таким образом, цель данной работы — рассмотреть действующую налоговую систему Российской Федерации. Для достижения поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию налоговая система, определить роль и рассмотреть классификацию налогов;
- рассмотреть принципы построения налоговой системы;
- охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
- рассмотреть динамику поступлений основных налогов в бюджет РФ в 2012 году;
- раскрыть проблемы современной налоговой системы;
- рассмотреть основные изменения налоговой системы РФ.
Глава 1. Теоретические основы построения налоговой системы
1.1. Понятие, роль и классификация налоговой системы
Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.1
Сбором является обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).2
Пошлина – это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу. Государственная пошлина подразделяется на таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошлина – это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.
Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая расходуется государством для осуществления своих функций и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.
Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий, а роль налогов в обществе во многом предопределяется их функциями.
«Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств».3 Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. В настоящее время выделяют следующие функции: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и стимулирующую.
Посредством фискальной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование средств в бюджете для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.
С помощью распределительной функции государство перераспределяет денежные средства на решение общегосударственных проблем (производственных, социальных и др.)
Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Например, воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение, на общественное воспроизводство.
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
Стимулирующая функция налогообложения направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот, исключений и освобождений (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, инвалидам и др.)
Следует отметить, что данное разграничение функций носит условный характер, т.к. они переплетаются и осуществляются одновременно.
Для организации рационального управления налогообложением большое значение имеет классификация налогов, которая весьма разнообразна. К основным классификационным признакам можно отнести:
1. По способу изъятия
налоги делятся на прямые и
косвенные. Прямой налог – налог,
который взимается
2. Согласно Налоговому
кодексу РФ налоги по
- федеральные;
- региональные (республиканские);
- местные.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.6 В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сбор за пользование объектами животного мира;
- сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.7 В настоящее время к региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.8 В настоящее время к местным налогам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются и устанавливаются только Налоговым кодексом РФ.
Существуют специальные налоговые режимы:
- система налогообложения
для сельскохозяйственных
- упрощенная система
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- патентная система
Итак, налоги являются одной из древнейших финансовых категорий. Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер.
Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей.
Роль системы налогообложения проявляется в перераспределении совокупного дохода общества через функции системы налогообложения.