Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 10:50, курсовая работа
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы построения налоговой системы 6
1.1. Понятие, роль и классификация налоговой системы 6
1.2. Принципы построения налоговой системы 11
Глава 2. Современная налоговая система России 15
2.1. Особенности современной налоговой системы 15
2.2. Динамика поступления основных налогов в консолидированный
бюджет РФ в 2012 году 17
Глава 3. Основные проблемы и изменения налоговой системы РФ 30
3.1. Проблемы современной налоговой системы 30
3.2. Основные изменения налоговой системы 33
Заключение 37
Список использованных источников 40
Продолжение таблицы 2.6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
остальные федеральные налоги и сборы |
54,3 |
7,5 |
30,0 |
8,9 |
23,9 |
6,3 |
по региональным налогам и сборам |
65,6 |
9,1 |
45,7 |
13,5 |
19,1 |
5,0 |
по местным налогам и сборам |
23,0 |
3,2 |
14,2 |
4,2 |
8,5 |
2,2 |
по налогам со специальным |
25,3 |
3,5 |
18,3 |
5,4 |
6,9 |
1,8 |
Задолженность по единому социальному налогу на 1 августа 2012 г. по сравнению с 1 января 2012 г. сократилась на 16,4%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 августа 2012 г. сократилась по сравнению с 1 января 2012 г. на 11,1% и составила 24,3 млрд. рублей.
Таблица 2.7
Структура задолженности по
единому социальному налогу24
на 1 августа 2012 года25
Задолженность |
Из нее | |||||
млрд. |
в % к |
недоимка |
урегулированная | |||
млрд. |
в % к |
млрд. |
в % к | |||
Всего |
41,1 |
100 |
15,1 |
100 |
25,5 |
100 |
в том числе: |
33,3 |
81,1 |
11,7 |
77,3 |
21,3 |
83,5 |
Фонд социального страхования |
1,7 |
4,1 |
1,0 |
6,7 |
0,6 |
2,5 |
Федеральный фонд обязательного |
1,5 |
3,8 |
0,7 |
4,6 |
0,8 |
3,3 |
территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
4,5 |
11,0 |
1,7 |
11,3 |
2,7 |
10,7 |
Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 августа 2012 г. по сравнению с 1 января 2012 г. сократилась на 9,4%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 августа 2012 г. сократилась по сравнению с 1 января 2012г. на 24,4% и составила 24,8 млрд. рублей.
Таблица 2.8
Структура задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды26 на 1 августа 2012 года27
Задолженность |
Из нее | |||||
млрд. |
в % к |
недоимка |
урегулированная | |||
млрд. |
в % к |
млрд. |
в % к | |||
Всего |
9,7 |
100 |
1,7 |
100 |
7,9 |
100 |
в том числе: |
8,3 |
85,6 |
1,4 |
84,4 |
6,8 |
85,9 |
Фонд социального страхования |
0,6 |
5,9 |
0,1 |
6,5 |
0,4 |
5,7 |
Федеральный фонд обязательного |
0,0 |
0,4 |
0,0 |
0,5 |
0,0 |
0,4 |
территориальные фонды обязательного |
0,8 |
8,1 |
0,1 |
8,6 |
0,6 |
8,0 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2012 году обеспечили поступления таких налогов, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации и налог на добычу полезных ископаемых. Таким образом, в январе – июле 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 5795,8 млрд. рублей (89,4% от общей суммы налоговых доходов), региональных – 392,1 млрд. рублей (6,0%), местных – 90,2 млрд. рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом – 207,7 млрд. рублей (3,2%).
Приведенный выше материал позволил автору сделать следующие выводы: во-первых, современная налоговая система полностью не выполняет свои функции, что отражается в увеличении недоимок по отдельным категориям налогов; во-вторых, используя данные о сборе налогов за определенный период времени (полгода, год) можно корректировать/разрабатывать программы правительства страны, в какую сферу экономики следует направить наибольшие усилия. Так анализируя данные по налогам и сборам за 2011 и 2012 года видно, что промышленный сектор недостаточно интенсивно развивается, что также подтверждается весомым объемом поступлений от сырьевого сектора, т.е. кардинального перехода от сырьевого государства к промышленному пока не началось. Поэтому наибольшие усилия должны быть направлены на развитие промышленного сектора экономики, который позволит в перспективе значительно укрепить позиции государства на длительный период времени.
Глава 3. Основные проблемы и изменения налоговой системы РФ
3.1. Проблемы современной налоговой системы
Налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер, через различные налоги у предприятий изымается 85–90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.
Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов – предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, – сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.
На данный момент налоговая политика России строится исходя из принципа – «чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики». В итоге – недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятий в развитии производства.
Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества – предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольший достаток, и такой же численности с наименьшим достатком колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.
Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно, ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров – население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления «любой ценой». В итоге это приводит к экономической стагнации28, инфляции, многократному (в тысячи раз) росту цен на потребительские товары.
Отсутствие стимулирования производительности труда вызывает у предприятий желание найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и прежде всего его распределения на большую численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности.
Налоговая система России не соответствует экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту.
Итак, к основным проблемам современной системы налогообложения можно отнести нестабильность налоговой политики; уклонение от уплаты налогов; чрезмерный объем начислений на заработную плату; единая ставка на доходы физических лиц; перенос основного налогового бремя на производственные отрасли.
3.2. Основные изменения налоговой системы
Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные изменения. Прошедший год не стал исключением, и ряд поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ в течение года, вступил в силу с 1 января 2013 года.
Основные нововведения:
1. С 1 января 2013 г. организации (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет) должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую отчетность, причем не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 31 марта (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
2. Пункт 2 ст. 11 НК РФ, в котором приведены понятия, используемые для целей налогового законодательства, дополнен термином "коэффициент-дефлятор". Это показатель, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый путем умножения коэффициента-дефлятора, применявшегося в предшествующем календарном году, на коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Корректирующий коэффициент-дефлятор применяется, в частности, для целей НДФЛ, ЕНВД, УСН и патентной системы налогообложения. Следует отметить, что на 2013 г. коэффициент-дефлятор для целей УСН и патентной системы установлен ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ в размере, равном единице.
3. Инспекция обращается в суд с заявлением о взыскании задолженности с физического лица, не являющегося предпринимателем, если общая сумма недоимки превышает 3000 руб. (п. 1 ст. 48 НК РФ).
4. Освобождается от обложения НДС реализация управляющими организациями, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами коммунальных услуг, которые приобретены у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ).