Система налогообложения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы построения налоговой системы 6
1.1. Понятие, роль и классификация налоговой системы 6
1.2. Принципы построения налоговой системы 11
Глава 2. Современная налоговая система России 15
2.1. Особенности современной налоговой системы 15
2.2. Динамика поступления основных налогов в консолидированный
бюджет РФ в 2012 году 17
Глава 3. Основные проблемы и изменения налоговой системы РФ 30
3.1. Проблемы современной налоговой системы 30
3.2. Основные изменения налоговой системы 33
Заключение 37
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

Система налогообложения.docx

— 95.09 Кб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 2.6

1

2

3

4

5

6

7

остальные федеральные налоги и сборы

54,3

7,5

30,0

8,9

23,9

6,3

по региональным налогам и сборам

65,6

9,1

45,7

13,5

19,1

5,0

по местным налогам и сборам

23,0

3,2

14,2

4,2

8,5

2,2

по налогам со специальным  
налоговым режимом

25,3

3,5

18,3

5,4

6,9

1,8


 

Задолженность по единому социальному налогу на 1 августа 2012 г. по сравнению с 1 января 2012 г. сократилась на 16,4%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 августа 2012 г. сократилась по сравнению с 1 января 2012 г. на 11,1% и составила 24,3 млрд. рублей.

Таблица 2.7

Структура задолженности по единому социальному налогу24 
на 1 августа 2012 года25

 

Задолженность

Из нее

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

недоимка

урегулированная  
задолженность

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

Всего

41,1

100

15,1

100

25,5

100

в том числе:  
единый социальный налог,  
зачисляемый в федеральный бюджет

33,3

81,1

11,7

77,3

21,3

83,5

Фонд социального страхования  
Российской Федерации

1,7

4,1

1,0

6,7

0,6

2,5

Федеральный фонд обязательного  
медицинского страхования

1,5

3,8

0,7

4,6

0,8

3,3

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

4,5

11,0

1,7

11,3

2,7

10,7


Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 августа 2012 г. по сравнению с 1 января 2012 г. сократилась на 9,4%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 августа 2012 г. сократилась по сравнению с 1 января 2012г. на 24,4% и составила 24,8 млрд. рублей.

Таблица 2.8

Структура задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды26 на 1 августа 2012 года27

 

Задолженность

Из нее

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

недоимка

урегулированная  
задолженность

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

Всего

9,7

100

1,7

100

7,9

100

в том числе:  
Пенсионный фонд Российской Федерации

8,3

85,6

1,4

84,4

6,8

85,9

Фонд социального страхования  
Российской Федерации

0,6

5,9

0,1

6,5

0,4

5,7

Федеральный фонд обязательного  
медицинского страхования

0,0

0,4

0,0

0,5

0,0

0,4

территориальные фонды обязательного  
медицинского страхования

0,8

8,1

0,1

8,6

0,6

8,0


 

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2012 году обеспечили поступления таких налогов, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации и налог на добычу полезных ископаемых. Таким образом, в январе – июле 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 5795,8 млрд. рублей (89,4% от общей суммы налоговых доходов), региональных – 392,1 млрд. рублей (6,0%), местных – 90,2 млрд. рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом – 207,7 млрд. рублей (3,2%).

Приведенный выше материал позволил автору сделать следующие выводы: во-первых, современная налоговая система полностью не выполняет свои функции, что отражается в увеличении недоимок по отдельным категориям налогов; во-вторых, используя данные о сборе налогов за определенный период времени (полгода, год) можно корректировать/разрабатывать программы правительства страны, в какую сферу экономики следует направить наибольшие усилия. Так анализируя данные по налогам и сборам за 2011 и 2012 года видно, что промышленный сектор недостаточно интенсивно развивается, что также подтверждается весомым объемом поступлений от сырьевого сектора, т.е. кардинального перехода от сырьевого государства к промышленному пока не началось. Поэтому наибольшие усилия должны быть направлены на развитие промышленного сектора экономики, который позволит в перспективе значительно укрепить позиции государства на длительный период времени.

 

Глава 3. Основные проблемы и изменения налоговой системы РФ

 

3.1. Проблемы современной  налоговой системы

Налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер, через различные налоги у предприятий изымается 85–90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.

Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов – предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, – сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.

На данный момент налоговая политика России строится исходя из принципа – «чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики». В итоге – недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятий в развитии производства.

Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества – предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольший достаток, и такой же численности с наименьшим достатком колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.

Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно, ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров – население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления «любой ценой». В итоге это приводит к экономической стагнации28, инфляции, многократному (в тысячи раз) росту цен на потребительские товары.

Отсутствие стимулирования производительности труда вызывает у предприятий желание найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и прежде всего его распределения на большую численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности.

Налоговая система России не соответствует экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту.

Итак, к основным проблемам современной системы налогообложения можно отнести нестабильность налоговой политики; уклонение от уплаты налогов; чрезмерный объем начислений на заработную плату; единая ставка на доходы физических лиц; перенос основного налогового бремя на производственные отрасли.

 

3.2. Основные изменения налоговой системы

Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные изменения. Прошедший год не стал исключением, и ряд поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ в течение года, вступил в силу с 1 января 2013 года.

Основные нововведения:

1. С 1 января 2013 г. организации (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет) должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую отчетность, причем не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 31 марта (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

2. Пункт 2 ст. 11 НК РФ, в котором приведены понятия, используемые для целей налогового законодательства, дополнен термином "коэффициент-дефлятор". Это показатель, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый путем умножения коэффициента-дефлятора, применявшегося в предшествующем календарном году, на коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Корректирующий коэффициент-дефлятор применяется, в частности, для целей НДФЛ, ЕНВД, УСН и патентной системы налогообложения. Следует отметить, что на 2013 г. коэффициент-дефлятор для целей УСН и патентной системы установлен ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ в размере, равном единице.

3. Инспекция обращается в суд с заявлением о взыскании задолженности с физического лица, не являющегося предпринимателем, если общая сумма недоимки превышает 3000 руб. (п. 1 ст. 48 НК РФ).

 

4. Освобождается от обложения  НДС реализация управляющими  организациями, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами коммунальных услуг, которые приобретены у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Информация о работе Система налогообложения России