Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 10:50, курсовая работа
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы построения налоговой системы 6
1.1. Понятие, роль и классификация налоговой системы 6
1.2. Принципы построения налоговой системы 11
Глава 2. Современная налоговая система России 15
2.1. Особенности современной налоговой системы 15
2.2. Динамика поступления основных налогов в консолидированный
бюджет РФ в 2012 году 17
Глава 3. Основные проблемы и изменения налоговой системы РФ 30
3.1. Проблемы современной налоговой системы 30
3.2. Основные изменения налоговой системы 33
Заключение 37
Список использованных источников 40
Следует отметить, что уплачивают прямые и косвенные налоги. А согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13 – 15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные, местные и специальные налоговые режимы.
1.2. Принципы построения налоговой системы
Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Он выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»:
1. Налоги не должны быть чрезмерно обременительны.
2. Они должны быть понятны налогоплательщикам.
3. Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему.
4. Налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги.
5. Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.
Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.
Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующее:
а) Экономическая эффективность – налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых);
б) Определенность налогообложения – налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы;
в) Справедливость налогообложения – этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией;
г) Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов – налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах10:
- принцип всеобщности и равенства налогообложения – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
- принцип нейтральности налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
- принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав – недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
- принцип единства экономического пространства – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
- принцип определённости правил налогообложения – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
- принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.
В мировой практике имеет место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др.
Так, впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. Адамом Смитом. Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах: принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков; принцип не дискриминации; принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав; принцип единства экономического пространства; принцип определённости правил налогообложения; принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика.
Выводом к данной главе может являться утверждение о том, что налоги играют важнейшую роль в развитии государства. Налоговая система не может быть совершенной в развивающемся государстве, т.к. собственно развитие государства стимулирует к совершенствованию систему налогообложения.
Глава 2. Современная налоговая система России
2.1. Особенности современной налоговой системы
Перечислим особенности, характеризующие современную систему налогообложения в РФ:
1. Налоговый кодекс РФ установил закрытый
перечень налогов и сборов, который может
быть изменен или дополнен только законом,
принятым Федеральным Собранием. До этого,
в силу Указа Президента РФ № 2268 от 22.12.1993
г., законодательные (представительные)
органы власти субъектов Федерации (включая
и органы местного самоуправления) имели
право вводить на своей территории практически
любые налоги, помимо включенных в установленный
перечень. Ранее органам национально-государственных
и территориально-
2. В главах, определяющих конкретные
режимы налогообложения, представлены
как отдельные самостоятельные налоги,
так и группы налогов одинакового или
близкого типа. Например, акцизы в главе
«Акцизы», пошлины в главе «Государственная
пошлина», налоги на отдельные виды доходов
в главе «Налог на доходы физических лиц»,
и т.д. При этом для целей классификации
налогов применен административно-
3. С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщиков имеют не более чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.
4. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством.11 Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов, хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы.
5. Согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля по уплате налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние, и не наделены правами налоговых органов.
6. Действующая налоговая
система допускает
Особенностями налоговой системы
Российской Федерации являются: налоги
и сборы, изменяемые и дополняемые только
Федеральным собранием; классификация
налогов осуществляется административно-
2.2. Динамика поступления основных налогов в консолидированный бюджет РФ в 2012 году
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе – июле 2012 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 6488,3 млрд. рублей, что на 14,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июле 2012 г. поступления в консолидированный бюджет составили 1031,7 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 17,8%.
Таблица 2.1
Поступление налогов, сборов и иных обязательных
платежей
в консолидированный бюджет Российской
Федерации
по видам, млрд. рублей12
Январь-июль |
В % к | |||||
консолидированный бюджет13 |
в том числе |
консолидированный бюджет |
в том числе | |||
федеральный бюджет14 |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации15 |
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
6488,3 |
3025,1 |
3463,3 |
114,7 |
118,4 |
111,6 |
из них: |
1482,8 |
208,0 |
1274,9 |
104,3 |
109,0 |
103,6 |
налог на доходы физических лиц |
1230,9 |
- |
1230,9 |
114,9 |
- |
114,9 |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
налог на добавленную стоимость |
1190,6 |
1190,6 |
- |
108,8 |
108,8 |
- |
из него налог на добавленную |
1134,0 |
1134,0 |
- |
108,7 |
108,7 |
- |
акцизы по подакцизным товарам |
451,9 |
197,9 |
254,0 |
133,9 |
в 1,5р. |
121,2 |
налоги на имущество |
482,2 |
- |
482,2 |
115,0 |
- |
115,0 |
налоги, сборы и регулярные
платежи |
1440,8 |
1419,9 |
20,9 |
124,9 |
125,2 |
107,1 |
из них налог на добычу |
1425,2 |
1405,7 |
19,5 |
126,2 |
126,4 |
108,5 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе – июле 2012г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций – 22,9%, налога на добычу полезных ископаемых – 22,0%, налога на доходы физических лиц – 19,0%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан – 18,4%. 16